X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: en.wikipedia.org

«Я в полном отчаянии». Пермяки жалуются на звуковую рекламу под окнами, УФАС и Роспотребнадзор ничего сделать не могут

Навязчивая звуковая реклама мешает горожанам. И если улицы Перми очищают от визуального шума, то со звуковым шумом никто не борется. Причина — пробелы в законодательстве. В законе «О рекламе» не прописан такой вид рекламы, как звуковой. Многие предприниматели этим пользуются, устанавливая громкоговорители около своих магазинов и салонов.

Семья Елены Исаевой живёт в Перми на улице Пушкина, 27 на втором этаже. Под окнами детской комнаты открылся салон красоты «Цирюльник», и жизнь Елены в одночасье переменилась. Чтобы привлечь клиентов, управляющий салоном стал включать акустическую колонку со звуковой рекламой своих услуг. Ежедневно с 9:00 до 21:00 из громкоговорителя доносятся навязчиво повторяющиеся текст и музыка.

Елена говорит, что детям стало невозможно находиться в комнате. В этом году её дочь как раз пошла в школу. Ей нужно сосредоточиться, когда она делает уроки, но сделать это невозможно. Сыну, которому 3,5 года, необходимо днём отдохнуть, но громкая реклама мешает его сну.

Сначала Елена пыталась решить вопрос мирно. Она обратилась к управляющему салона и попросила выключить громкоговоритель, который расположен прямо под окнами. Но тот отказался это сделать, сказав, что не нарушает закон, предписывающий не шуметь после 23:00.

Фото: Юрий Куроптев

Елена обратилась в ТСЖ. Но председатель тоже не смог убедить арендатора выключить или хотя бы убавить громкость рекламы. Тогда Елена стала обращаться во всевозможные инстанции: полицию, жилищную инспекцию, администрацию района, ФАС, Роспотребнадзор, прокуратуру и местным депутатам.

Елена трижды писала жалобы в администрацию Ленинского района. Под одним из обращений она собрала 12 подписей жителей шестого подъезда своего дома, которым тоже мешала звуковая реклама. 26 марта пришёл ответ, что её обращение было перенаправлено в Роспотребнадзор. А чиновник администрации в личном разговоре «посоветовал» просто вылить на громкоговоритель воду или сбросить снег.

Позже из Роспотребнадзора приезжали специалисты, которые замерили уровень шума рядом с салоном «Цирюльник». Но официального ответа из ведомства так и не поступило. Елена несколько раз звонила в Роспотребнадзор, ей дали понять, что ей не следует быть навязчивой, иначе ответ придёт не ранее чем через 60 дней.

18 марта пермячка обратилась в УФАС с жалобой «на ненадлежащую звуковую рекламу». Антимонопольщики выехали в салон и... «трансляции звуковой рекламы» около салона не зафиксировали. Также никаких нарушений они не выявили в наружной рекламе, поэтому отказали в возбуждении дела.

Елена снова обратилась в УФАС и предоставила видеозапись, на которой запечатлела, как работают колонки у входа в салон. Антимонопольщики ответили, что законом этот вид звуковой рекламы не регламентируется.

«В связи с тем, что аудиоколонка в рассматриваемом случае не закреплена стационарно в фасаде многоквартирного дома, она не может быть отнесена к средствам стабильного территориального размещения, требования закона „О рекламе“ в данном случае неприменимы. При указанных обстоятельствах отсутствуют правовые основания для принятия мер административного реагирования», — говорится в ответе, подписанном заместителем руководителя управления Пермского УФАС России Мариной Кудрявцевой.

В этом же ответе антимонопольщики написали, что отправили обращение пермячки в прокуратуру Ленинского района «для принятия мер при наличии в действиях предпринимателя признаков нарушения иных норм действующего законодательства РФ».

Ещё одна инстанция, куда обратилась Елена, — аппарат уполномоченного по правам детей. Однако специалист краевого аппарата детского омбудсмена сказал, что переправит её обращение в УФАС. Другой альтернативы решения её проблемы ведомство пока не готово предложить.

«Вопрос ведь не только в шуме, но и в назойливости рекламы. Мы вынуждены прослушивать это целый день без остановки. Звук проникает через окно и стены. Невозможно находиться в комнате, не говоря уже о том, чтобы отдохнуть или сделать уроки. Я написала во все инстанции. Но ничего не изменилось. Подскажите, что мне ещё можно сделать? Я в полном отчаянии», — заявила журналисту Елена Исаева.

Одним из первых, кто обратил внимание на навязчивую звуковую рекламу на улицах российских городов, стал Дмитрий Колезов, руководитель екатеринбургского интернет-издания It’s My City. Главная проблема, по его словам, в том, что понятия уличной звуковой рекламы в нашем законодательстве сейчас не существует. С 2013 года предпринимались попытки внести поправки в законопроект, но их постоянно отклоняли.

Допустимые уровни шума регулируются санитарными правилами и нормами (СанПиН). Однако в них ничего не говорится про ограничение шума на улицах. Регулируется лишь шум на рабочих местах и в жилых помещениях. На рабочем месте он не может быть больше 80 децибел. Если этот уровень превышен, можно обратиться с жалобой в Роспотребнадзор.

По словам Колезова, в России были прецеденты, когда через жалобы в ФАС удавалось наказывать распространителей слишком громкой рекламы. Но даже в этом случае владельцам звуковой рекламы достаточно будет лишь слегка убавить громкость, чтобы оказаться в рамках нормативов.

«Моё личное мнение: звуковую рекламу вообще надо запретить. Как очистили многие города от визуального шума, избавившись от рекламных растяжек и баннеров, так надо очистить улицы и от звукового шума», — говорит Дмитрий Колезов.

Сделать это можно, внеся корректировки в закон «О Рекламе». 1 февраля 2021 года в Госдуму РФ внесён проект о запрете звуковой рекламы товаров и услуг с использованием громкоговорителей и других звукоусиливающих и звуковоспроизводящих устройств на улицах населённых пунктов.

Елена Исаева решила обратиться к одному из авторов законопроекта — депутату от фракции ЛДПР Ярославу Нилову. Тем более, в прессе он убедительно доказывал, что звуковая реклама на улицах — это зло:

«Навязчивые рекламные объявления раздражают, и избавиться от них нельзя — в отличие от рекламы по телевизору. С криками из мегафона под окнами жильцам приходится мириться. Получается, люди вынуждены терпеть бесконечные громогласные объявления на улице — об открытии нового магазина, об акциях и распродажах и так далее».

Надо сказать, что депутат оперативно ответил пермячке. Но сообщил лишь, что передал её обращение начальнику ГУ МВД по Пермскому краю Алексею Турову и руководителю Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю Виталию Костареву.

Круг замкнулся. Проблему Елены в очередной раз передали в ведомства, куда она уже обращалась. В данный момент женщина думает обратиться в суд.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь