X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
18 ноября 2019
155статей

Обозреватели «Звезды» о важных культурных событиях: театральные и кино-премьеры, выставки.

«Марсианин». Спасти астронавта Уотни

Экранизация одного из главных бестселлеров последних «Марсианин» доказывает, что в свои 77 лет Ридли Скотт пребывает в очень хорошей форме.

Вот уже третью осень подряд в свет выходит большое космическое кино, снятое известными и прославленными режиссёрами. В 2013 году на экраны вышла «Гравитация» Альфонсо Куарона, собравшая охапку «Оскаров» и свыше 700 млн долларов. В прошлом году, представив космооперу «Интерстеллар», марафон продолжил один из самых популярных режиссёров современности Кристофер Нолан. В этом году вновь решил поиграться в жанре, который сделал его известным на весь мир, Ридли Скотт, предложив миру своё дорогостоящее survival-приключение «Марсианин». По большому счёту, эти три фильма очень разные, и лучшим из трех каждый зритель может выбрать разный фильм, в зависимости от своих предпочтений. Среди них нет очевидного фаворита.

В ходе исследовательской экспедиции «Арес-3» на Марсе начинается сильная песчаная буря и группе астронавтов приходится в экстренном порядке возвращаться на Землю. Во время эвакуации инженер и биолог Марк Уотни (Мэтт Дэймон) попадает под удар оторванной из-за мощного вихря антенны и теряется в буре. Руководитель миссии Мелисса Льюис (Джессика Честейн), сочтя его погибшим, принимает решение покинуть Марс. Спустя какое-то время Уотни приходит в сознание и видит, что он остался один на планете, а из его груди торчит кусок антенны. Ему предстоит выжить и продержаться 4 года до следующей миссии NASA «Арес-4».

У Робинзона Крузо был Пятница. У Тома Хэнкса в «Изгое» был волейбольный мяч Wilson. В «Марсианине» роль коммуникативного стержня выполняет сам Уотни, записывая свои обращения в видеодневник. Если до выхода фильма форма экранизации книги, состоящей из дневников, вызывала много вопросов, то после просмотра картины можно не сомневаться, что Ридли Скотт и сценарист Дрю Годдард выбрали наиболее оптимальный вариант.

Читавшие книгу наверняка знают, что она содержит бешеное количество терминов и научных процессов из физики, химии и биологии. Создатели «Марсианина» отнеслись к этому уважительно, сведя их число до приемлемого уровня. «Марсианин» отличается от «Интерстеллара» тем, что за научным, простите, задротством в фильме Ридли Скотта смотреть интересно: Марк Уотни применяет науку, чтобы просто выжить, а вот от бесконечных и утомительных разговоров о чёрных дырах в фильме Кристофера Нолана хотелось тихо заснуть и громко захрапеть.

Технически фильм выполнен безукоризненно. Этому поспособствовали постоянные партнёры Ридли Скотта по съёмочной площадке: талантливый оператор Дариуш Вольски, двукратный обладатель «Оскара» монтажёр Пьетро Скалия и художник-постановщик Артур Макс, разработавший для картины яркий и креативный дизайн. Эти люди подарили «Марсианину» шикарную картинку, наблюдать за которой одно удовольствие. Завораживающий Марс, кстати, здесь «играет» пустыня Вади Рам, что в Иордании, а вовсе не зелёные хромакеи.

Из постоянных партнёров Ридли Скотта наиболее слабым звеном, пожалуй, вновь выступает композитор Гарри Грегсон-Уильямс. Но и его здесь есть за что похвалить. Например, во многом благодаря музыке сцена извлечения обломка антенны имеет такое же интенсивное напряжение, как хирургическая операция в «Прометее», даже несмотря на разный возрастной рейтинг картин. Грегсон-Уильямс вряд ли получит какие-то награды, но «Марсианину» и без него есть чем порадовать любителей музыки.

Одним из главных кинособытий прошлого года стал фильм «Стражи Галактики», успех которого во многом предопределил великолепный саундтрек, собранный из композиций семидесятых годов, которые идеально вписались в настроение фильма. «Марсианин» успешно поддержал этот тренд, заручившись поддержкой таких музыкальных тяжеловесов, как Дэвид Боуи, ABBA и Донна Саммер.

Мэтт Дэймон великолепен. Марк Уотни определённо одна из лучших ролей в его карьере. Язвительно хорошее и саркастичное настроение Уотни является краеугольным камнем фильма, который выбивается из ряда скучной и серой киношной массы. Актёры второго плана подобраны великолепно и также отлично справляются со своей работой. Важно отметить, что фильм настолько добрый, что авторы фильма даже не стали убивать Шона Бина, что само по себе достижение.

Главное, за что хочется пожурить «Марсианина», — это нарративный баланс. Марк Уотни и всё, что с ним связано (включая Марс, естественно), — великолепно, но их мало. Каждая вторая сцена фильма происходит не на Марса, а в кабинетах NASA. А последние 10-15 минут в центре повествования находится не Уотни, а экипаж корабля «Гермес». Хочется, чтобы Мэтт Дэймон был главной точкой притяжения картины. Но, к сожалению, у «Марсианина» стать бенефисом одного актёра, каким стала «Гравитация» для Сандры Буллок или «Погребённый заживо» для Райана Рейнольдса, не получилось. Собственно, по той же причине в фильме не так много Марса, как хотелось бы.

Ридли Скотт вписал своё имя в анналы истории кино, сняв, возможно, две лучшие научно-фантастические ленты в истории кино — «Чужого» и «Бегущего по лезвию». «Марсианин» вряд ли будет третьим и едва ли может называться шедевром, но это всё равно очень достойный представитель киношной научной фантастики. Это весёлый, жизнеутверждающий и бесконечно оптимистичный фильм, мимо которого нельзя проходить мимо. Кстати, не забудьте пересмотреть картину на носителях: Ридли Скотт уже заявил, что выпустит режиссёрскую версию, которая будет длиннее театральной аж на 15-20 минут.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь