X

Новости

Сегодня
2 дня назад
17 мая 2019
16 мая 2019
Фото: Александр Хомутов

Музей закрыт... Да здравствует музей!

Музей советского наива перерастает в новый проект

В заголовке не зря скопирована формула объявления нового короля Великобритании: в ней афористично сформулирована идея о том, что, вопреки смерти отдельного монарха, монархия в стране продолжается. С Музеем советского наива всё так же: он закрывается, но его идея даёт начало новому проекту, в котором искусство наивистов и аутсайдеров, да и искусство вообще, становится лишь одной из составляющих.

Фото: Марина Дмитриева

Музей советского наива начал работу 28 сентября 2012 года, а 8 октября того же года прошло его официальное открытие. Таким образом, частная институция, возникшая по инициативе супругов Андрея и Надежды Агишевых на базе их коллекции произведений искусства и Фонда поддержки культурных проектов «Новая коллекция», просуществовала по адресу Комсомольский проспект, 1, три с половиной года. За это время на площадке музея прошло 20 выставок, и каждая из них стала открытием. Музей не просто открывал новые имена, но и каждый раз радовал посетителей необычной подачей, да и тематика выставок была необычной.

Андрей и Надежда Агишевы Фото: Иван Козлов

Основной темой работы Музея советского наива было, как видно из названия, творчество наивных художников и художников-аутсайдеров, причём не только из Перми: были показаны, например, произведения из известных коллекций Евгения Ройзмана (Екатеринбург) и Сергея Тарабарова (Москва); многие из пермских авторов именно благодаря музея получили первую возможность показать на публике своё творчество. Работы аутсайдеров кураторы музея смело комбинировали с произведениями современного искусства, выходя на какие-то высокие — и в то же время глубокие — философские, социальные и культурологические обобщения.

Выставка «Дело Ройзмана» Фото: Александр Хомутов
Выставка «Свое кино: хроники частной жизни» Фото: Алексей Гущин

Всё больше работа музея склонялась в сторону исследования культурных феноменов повседневности в целом, не ограничиваясь лишь авторским творчеством. Здесь прошли выставки, посвящённые политическому агитплакату, фигуре Ленина в современном искусстве и в целом в визуальной среде современности, историческому детскому рисунку, и многие другие. Зачастую подобные проекты сопровождались дискуссиями и «круглыми столами». Вообще, деятельность музея всё больше выходила за рамки проведения выставок и погружалась в сферу гражданской деятельности: так, Музей советского наива выступил в 2015 году одним из соорганизаторов гражданского фестиваля «После „Пилорамы“».

Всего музей организовал или принял участие в 33 художественных и социальных проектах, в том числе в рамках Дягилевского фестиваля, Международной ночи музеев, художественного салона «Арт-Пермь» и других масштабных событий. Причём не только в Перми: музей традиционно принимает участие в программах Уральской индустриальной биеннале современного искусства в Екатеринбурге.

Выставка «Октябрь всегда был красным» Фото: Борис Эренбург
Выставка «Василий Григорьев: к 100-летию со дня рождения художника» Фото: Александр Хомутов

Словом, деятельность институции активно перерастала рамки и выставочной площадки на Компросе, 1 и в целом музейной специфики. Её активнейшая позиция оказывает влияние на все сферы художественного творчества, а также на науку, социальную и даже в некотором смысле политическую ситуацию. Поэтому, хотя закрытие привычной и полюбившейся площадки, несомненно, огорчит публику, оно стало логичным шагом в развитии начинания супругов Агишевых и их команды.

Входная зона музея Фото: Максим Кучин

Команда музея считает, что в своей нынешней ипостаси он нуждается в новом помещении, принципиально ином: большем по площади и более сложном, с возможностью организовывать не только выставки, но и лекции. Дискуссии, кинопросмотры, концерты.

Эксперты говорят, что Музей советского наива уже стал настолько важной для города культурной институцией, что со стороны городских властей было бы разумно проявить заботу о его выставочных площадях.

В качестве примера взаимоотношений частной культурной институции и городских властей можно привести историю с коллекцией Евгения Ройзмана: он подарил её Екатеринбургу, а город предоставил ему помещение под экспозицию. Музей советского наива и следующий по его стопам Центр городской культуры тоже многое готовы подарить Перми.

Музей советского наива завершает свою работу 9 апреля. Последним проектом на Компросе, 1 стала выставка пермской художницы Анны Аборкиной. В ближайшем будущем основатели музея собираются посвятить общественность в свои дальнейшие планы, но они не скрывают, что уже в июне команда со своими проектами примет участие в новом гражданском фестивале «Мосты», а затем и в Международном Дягилевском фестивале. На какой площадке и с каким материалом — пока неизвестно.