X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад

«Халяль — основа для развития гражданского общества»: лекция Маттео Бенусси

Социальный антрополог и исследователь Кембриджского университета Маттео Бенусси прочёл в Центре городской культуры лекцию под названием «Халяль в Поволжье: мусульманская экономика и образ жизни». Эта лекция состоялась в рамках проекта ЦГК «Этнопросвет», посвящённого исследованию традиций и повседневности разных народов, населяющих Пермский край. Сегодня мы публикуем её с небольшими сокращениями.

Почему халяль?

Для социальной антропологии принципиально важно включённое наблюдение. Антрополог едет прямо туда, где живут те люди, чьей культурой он интересуется. Важный принцип для любого антрополога — пожить там, где живут его информанты и респонденты. Это к вопросу о том, почему я нахожусь в России и зачем выучил русский язык.

Мои научные интересы лежат в сфере истории культуры российского общества. Мой первый проект касался чернобыльской катастрофы, но со временем у меня возник интерес к истории и культуре живущих в России татар. Когда я приехал в Казань впервые, у меня не было представления о том, чем я буду заниматься — сперва нужно было понять местный менталитет, ценности и приоритеты. Тема халяль возникла потому, что всего через несколько дней после приезда в Казань я заметил, что она там очень актуальна.

Что такое халяль?

«Халяль» означает «допустимо для мусульман», есть и противоположное по значению слово — «харам». Известен случай, когда хозяин одного магазина, где продаётся алкоголь и табак, назвал свой магазин «харам». То есть эти понятия уже настолько вошли в повседневную культуру, что даже могут становиться поводом для шутки или провокации. Это доказывает, что интерес к подобным традиционным категориям на самом деле очень высок. Значит, можно говорить о появлении дискурса о халяль в Татарстане и за его пределами. Напомню, дискурс — это концепция, которая существует не абстрактно, а на практике: меняет мир, трансформирует городской ландшафт, менталитет, поведение людей.

Магазин «Харам» Фото: evening-kazan.ru

Через призму халяль мы можем оценить саму трансформацию ислама и религии. Трансцендентный элемент религии не трансформируется со временем, а вот её социально-исторический элемент вполне подвержен изменениям. Под таким элементом я понимаю внешнюю оболочку религии, социальный феномен, поведение людей, отношения между людьми.

Итак, поскольку халяль — «разрешённый, допустимый исламскими нормами», очень часто это понятие встречается в контексте продуктов питания. Ключевой момент — мясо. Будет мясо халяльным или нет, зависит от типа убоя: чтобы мясо было таковым, главное, чтобы момент убоя был ритуализирован соответствующим образом. При этом надо сказать, что если момент убоя ритуализирован, то момент приёма пищи ритуализировать вовсе не обязательно. Не только мусульмане — все, кто захочет, могут есть халяльные продукты и не становиться при этом мусульманами.

При этом, конечно, тема халяль не касается только мяса или питания вообще. Это широкий круг аспектов материальной жизни: одежда, косметика, украшения, личная гигиена и так далее. И не менее широкий круг аспектов нематериальной жизни: финансовой сферы (здесь важно вспомнить существующий в исламе запрет ростовщичества), работы, отдыха, туризма и отношений. Особенно в нематериальной сфере важна «экологичность» повседневной жизни: трезвость, здоровье и спорт, честность.

Халяль в СССР и сегодня

Интересно, что во времена СССР у татар в обиходе не существовало понятия халяль. То есть само понятие было, но оно бытовало в основном среди высокообразованных духовных лиц, богословов, учёных, имамов. Мусульманские крестьяне в деревнях не использовали слово халяль. А вот соответствующие практики существовали. Даже при государственном атеизме эти практики сохранились, в отличие от самого понятия. А вот о том, как дела обстояли до революции, нам известно, к сожалению, крайне мало.

В современном мире происходит унификация всего, что связано с халяль, происходит систематизация соответствующих практик и словаря, формируются репутации и регламенты, появляются сертификации и комитеты, местные и мировые.

Всё это значит, что наметился тренд на интеграцию мировой мусульманской общины в плане употребления тех или иных продуктов. Лабораторная технология становится очень комплексной, и чтобы определить, что тот или иной продукт халялен, комитеты уже проводят лабораторные анализы, выясняя, нет ли в продуктах ДНК запрещённых животных. Если помните, например, несколько лет назад в России был скандал, вызванный как раз такой практикой: ДНК свинины тогда обнаружили в халяльной колбасе.

Халяль и душа модернового человека

Старая классическая теория секуляризации заключается в том, что человек модерна будет неизбежно отказываться от религии, религия будет становиться для него всё менее и менее важной. Объяснялось это двумя существенными факторами: появляется больше научной информации о том, как создан и устроен мир, а кроме того, материальные потребности людей всё в большей степени удовлетворяются за счёт науки и технологий, поэтому успокоенной душе не нужна будет религия.

Эта теория оказалась совершенно ошибочной, сегодня её уже никто не воспринимает всерьёз. И халяль даёт очень убедительные доказательства этого: тема халяль интересует самые образованные космополитичные и модные круги татарского общества. Это справедливо и для России, и для всего мусульманского мира. Чем в большей степени люди образованы и материально успешны, тем важнее становится для них тема халяль. Россия полностью подтверждает этот мировой тренд.

Халяль и личная религия

Стала ли религия более приватной? Есть версия, что в процессе модернизации религия становится в большей степени частью личной, интимной, приватной жизни. Правда это или нет? Пожалуй, пятьдесят на пятьдесят. Например, чуть больше ста лет назад легитимация власти была в том числе религиозной, а сейчас появилось понятие светскости. В этом смысле вера действительно стала частной.

Но зато в течение последних 30 лет в России и мире наблюдается обратный тренд — люди активно выражают конфессиональную идентичность, носят соответствующую одежду и атрибуты, ярко выражая свою принадлежность к исламскому миру. В общественных пространствах появились исламские кафе и ресторанчики, и так далее. И даже «халялизация институций» сегодня активно происходит — специальное меню вам могут предложить в самолёте, халяльные обеды предлагаются во всё большем количестве школ.

То есть, если в политическом смысле религия действительно стала более приватной, то в общественном измерении сегодня всё обстоит иначе, наблюдается обратный процесс.

Халяльное питание в самолёте Фото: venagid.ru

Халяль в Татарстане за последние 30 лет

На восьмидесятые годы пришлось время частных квартир: люди собирались в них, чтобы вспомнить определённые религиозные практики. В 90-е началась эпоха магазинчиков — в публичном пространстве появилась инфраструктура для клиентов-мусульман. В свою очередь, начало нулевых стало началом эпохи более крупных фирм: халяль стал развиваться как местная индустрия. В десятые годы халяль проник в институции, в те же вышеупомянутые школы. А то, что происходит сейчас, можно назвать эпохой демократизации халяль.

Существует теория комплексности общества, и она заключается в том, что до двадцатого века люди жили в органичном обществе, где были очень тесно взаимосвязаны все сферы жизни: религии, работы, досуга, интимной жизни и так далее. Но в двадцатом веке эти сферы начали разделяться, и современный человек устроен уже совсем по-другому. Современный человек может ходить в спортзал, универ, мечеть — и везде «тусовки», в которых он оказывается, будут совершенно разными, и каждая из этих сфер будет независима от каждой другой. И поскольку такая тенденция к разделению объективно существует, то сегодня, скажем, очень тяжело свети воедино сферу экономики жизни со всем, что является халяль. Если, скажем, у мусульманина на всех уровнях жизни нет проблем, чтобы соблюсти халяль в употреблении продуктов, то в экономике и бизнесе всё гораздо сложнее. Большинство моих респондентов призналось, что вести халяльный бизнес в условиях современной России очень сложно, а чаще — попросту невозможно.

Но есть и оптимистический взгляд. Например, возьмём вопросы коррупции. Явление коррупции настолько радикально не соответствует нормам халяль, что можно испытывать некоторую уверенность в том, что халяль здесь способен выступить (и в ряде случаев выступает) морализирующей силой, в соответствии с принципами которой выстраивается здоровая сфера бизнеса. В этом смысле мусульмане — важный ресурс для становления честного бизнеса.

Выводы

Понятие халяль существовало в исламе всегда, а вот «халяльный дискурс» — относительно новое явление. Развитие и демократизация халяль — глобальный феномен, и происходящее в России в этом смысле укладывается в общемировой тренд. Халяль сегодня становится перспективной основой для развития гражданского общества. Халяль — это история успеха в том смысле, что его развитие в России и мире за последние 10 лет происходило очень успешно. Однако проблема создания халяльной бизнес-среды до сих пор стоит очень остро.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь