X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад

По Перми на коляске. Тестируем городскую среду на доступность, а пермяков — на доброе сердце

Вася и Эля всю жизнь провели в детском доме-интернате для умственно отсталых детей в посёлке Рудничном Пермского края. Но ребята не умственно отсталые. Они попали в этот детский дом, потому что не могут ходить. Вася и Эля — подопечные волонтёров «Дедморозим». На деньги фонда им сняли квартиры, чтобы ребята смогли пожить самостоятельно. Готовы ли они к жизни в городе? Готов ли к этому город? Мы решили проехать от Пермского университета до набережной Камы, чтобы проверить Пермь на доступную среду.

Вот уже четыре недели ребята учатся жить самостоятельно: ориентироваться в городе, планировать свой бюджет, готовить завтрак, ездить в магазин и на встречи с друзьями, каждый день ходить на работу. Василий занимается анализом университетских сайтов, а Эля — мониторингом его упоминания в СМИ. Кроме того, они тестируют кампус: везде ли можно проехать на коляске.

— В то время, когда они оказались в Рудничном, такие детские дома были единственными, где есть инфраструктура и расширенный медицинский персонал, — рассказывает их куратор Инна Бабина. — Ребята учились по упрощённой программе, где нет физики и географии, иностранных языков. Васе сейчас 20 лет, а Эле — 18. Они готовятся к выпуску из детского дома. Это возможно до 23 лет. Мы стараемся использовать оставшееся время, чтобы ребята максимально подготовились к самостоятельной жизни. На каникулы они приезжают в детский дом, а в остальное время учатся в Кунгурском техникуме-интернате для людей с инвалидностью. Получают профессию работника зеленого хозяйства. Корпуса техникума расположены за городом, и к жизни в большом городе Эля и Вася мало подготовлены.

Стартуем от главного корпуса ПГНИУ в строну железнодорожного вокзала.

Фото: Ильяс Фархутдинов

Территорию университета покидаем без особых проблем. Видно, что ребят здесь уже знают. Вася, как мужчина, берет инициативу в свои руки и жмёт на кнопку у проходной. Тут же выходит охранник и помогает выехать.

Фото: Ильяс Фархутдинов
Фото: Ильяс Фархутдинов

Эля передвигается намного медленнее, чем Вася. У меня постоянно возникает желание помочь ей. Но куратор говорит, что очень важно, чтобы она научилась просить о помощи прохожих. Решаем ехать на трамвае, никто из ребят ни разу в жизни этого не делал. Двигаемся в сторону трамвайной остановки.

Фото: Ильяс Фархутдинов

Чтобы доехать до ЦУМа, нам нужны трамваи № 7 или № 4. Пропускаем подряд семь вагонов, ни один из них не оборудован пандусами. Пока ждём, болтаем с Элей. Больше всего ей не нравится подниматься в гору — сил не хватает. А больше всего нравится — спускаться с горы. Это я и сама заметила: как только начинается какой-нибудь спуск, Эли и след простыл.

Фото: Ильяс Фархутдинов

Так и не дождавшись свой трамвай, решаем ехать на «пятёрке», потому что только на трамваях этого маршрута мы заметили знак «Инвалид», а значит, у них есть и пандус. Один из пассажиров, завидев нас, сообщает об этом кондуктору, а уже та — водителю. Помогаем ребятам заехать. Пандус опускается прямо на землю. Эля съёживается: слишком круто. Вася удивляется, что рельсы проложены прямо по городу.

Фото: Ильяс Фархутдинов
Фото: Ильяс Фархутдинов

Инна напоминает, что надо сказать кондуктору о нашей остановке. Вася терпеливо ждёт, пока кондуктор отбивает билеты другим пассажирам. Спускаем коляски. Эля опять напрягается, потом признаётся, что больше всего боится таких крутых спусков. Она весит всего 37 килограмм и опасается, что выпадет, или коляска опрокинется. Пока едем до остановки троллейбуса, колесо её коляски застревает в ливневом желобе. Две женщины, бросив разговаривать, помогают вызволить его. Троллейбус ждать не приходится. Его пандус опускается на бордюр, поэтому Эле не страшно.

Фото: Ильяс Фархутдинов
Фото: Ильяс Фархутдинов
Фото: Ильяс Фархутдинов

Выходим у ЦУМа и переходим улицу Ленина на светофоре. Эля успевает переехать лишь половину дороги, когда загорается «красный». Мимо неё пробегают запаздывавшие пешеходы. Все торопятся, и никто не замечает её. Сама она не просит людей о помощи. Я не выдерживаю, хватаю коляску и бегу. Инна смотрит на меня неодобрительно.

Фото: Ильяс Фархутдинов

Вот мы и на месте. Эля с визгом спускается вниз по дороге. За ней летит Вася. Он на новой набережной впервые. Восхищается ровными тротуарами и гранитными плитами. Вася вообще всем восхищается. С его лица не сходит улыбка. Проверяем туалет для инвалидов — он заперт. Инна говорит, что это обычное дело.

Фото: Ильяс Фархутдинов

Пока гуляем, она рассказывает, что Эля и Вася — первые выпускники детского дома в Рудничном, которые получают среднее образование, и у которых появилась возможность жить полноценной жизнью. У таких ребят есть три варианта, когда приходит время покидать интернат.

Первый — попасть в семью, это получается мало у кого. Второй — если семья не находится, по достижению 23-летнего возраста воспитанников переводят в психоневрологический интернат (ПНИ) для взрослых, где содержатся люди с психическими заболеваниями, престарелые люди и выпускники детских домов-интернатов, которые признаны недееспособными. И третий, по которому пошли Эля и Вася, — выучиться, получить дееспособность и жить самостоятельно.

Перед выпуском из детского дома ребята проходят экзамен, который включает в себя психиатрическую экспертизу и вопросы, связанные с практическими навыками. Получить дееспособность очень сложно, если тебя однажды признали недееспособным. У Васи она уже есть, а Эле ещё представит сдавать экзамен.

Фото: Ильяс Фархутдинов
Фото: Ильяс Фархутдинов

У речного вокзала нас ждёт сюрприз. Упираемся в лестницу — ни пандуса, ни дорожки нет. Просим троих парней помочь спустить коляски, нам с Инной это не под силу. Те сразу соглашаются. Вася руководит процессом, подсказывает, с какой стороны подойти и как удобнее взять.

Фото: Екатерина Воронова

Немного проехав, напротив остановки обнаруживаем пандус, но тоже очень крутой. Коляска Эли сильно наклоняется, и Эля визжит. Но больше для смеха, чем от страха, ведь теперь её катит Инна. Здесь мы прощаемся и едем по домам.

***

Проект «Вернуть будущее» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

***