X

Citizen

Сегодня
Вчера
2 дня назад
08 декабря 2017
07 декабря 2017
06 декабря 2017

Есть ли культурная жизнь в регионах? Взгляд на вопрос по разные стороны МКАД

17статей

Репортажи с «круглых столов», где журналисты и эксперты обсуждают важные проблемы города и региона.

Фото: Люси Янш

Круглый стол «Театр: есть ли жизнь за МКАД?», прошедший в рамках фестиваля «Золотая Маска», поднял важную для Перми тему. Несколько лет назад город привлёк видных деятелей искусства со всего мира и ощутил в себе амбиции культурной столицы то ли России, то ли даже Европы. Но дальнейшие события заставили задуматься: что ждёт культурную жизнь провинции — расцвет или затухание?

Тот факт, что впервые в истории Российский театральный фестиваль «Золотая Маска» стартовал не в столице, уже отчасти отвечает на поставленный вопрос. На конкурсный показ «Травиаты» приехали журналисты федеральных каналов, критики и искусствоведы, которые обычно ходят в театры в Москве.

Сама «Травиата» — тоже пример призрачности географических границ: спектакль создан режиссёром и дирижёром с мировыми именами в провинциальном городе, с участием музыкантов и артистов, известных в столице и за пределами страны. Роберт Уилсон, поставивший «Травиату», отметил, что культура не знает географии:

Это великолепно, что Пермь интересует артистов из других стран. Постепенно по всему миру распространяется весть о том, что в Перми существует театр, который объединяет людей разных национальностей, разных культурных бэкграундов, и все эти люди съезжаются в Пермь.

Фото: Эдвард Тихонов

Свой вариант ответа на вопрос «Театр: есть ли жизнь за МКАД?» Мария Ревякина, генеральный директор «Золотой маски», начала с цифр. Она сказала, что в этом году афиша фестиваля состоит из 79 спектаклей, и почти половина из них — это спектакли из регионов. Она отметила, что дирекция «Золотой Маски» как никто другой ежегодно видит, насколько интересна и разнообразна театральная жизнь всей России, а не только столиц. Речь идёт о замечательных театрах, которые не просто ставят спектакли, но и создают вокруг себя инфраструктуру искусства — фестивальные движения и социальные проекты.

Мария Ревякина Фото: Эдвард Тихонов

Вслед за этими словами свои мнения о том, есть ли культурная жизнь за МКАД, выразили и другие спикеры, и все они так или иначе апеллировали к политической воле как необходимому условию развития искусства в провинции.

Например, Марк де Мони, генеральный менеджер Пермского академического театра оперы и балета, назвал театр экстраординарным явлением.

Я не знаю другого театра в России и Европе, который бы при подобной инфраструктуре имел два симфонических оркестра, два полноценных хора и балетную труппу, — сказал он.

Но он дважды отметил, что эта необычная ситуация сложилась не случайно, а в силу политической воли, в рамках региональной культурной политики — так называемой пермской культурной революции. Менеджер отметил, что новая сцена оперного театра — это условие дальнейшего развития театральной жизни Перми:

Пока те проекты, которые предлагаются, не соответствуют нашим нуждам, и это пример того, как политическая воля может быть вредной.

По мнению Камы Гинкаса, российского театрального режиссёра, основной силой децентрализации культуры может стать только молодёжь.

Меня спрашивают, что нужно сделать, чтобы я согласился приехать в провинцию и поставил там спектакль, но это бесполезный вопрос, я в любом случае не поеду. Нужно, чтобы ехали молодые, агрессивные, уверенные в себе талантливые молодые люди, каким является молодой агрессивный Теодор и многие другие ребята, — сказал мэтр.

Кама Гинкас Фото: Эдвард Тихонов

И в его словах вновь прозвучал акцент на важности политической воли:

Эти ребята должны приехать, захотеть что-то делать, и нужно, чтобы нашлась сила, которая защищала бы их ото всех и позволила спокойно творить, не отвлекаясь ни на что. Чтобы нашлись руководители городов и регионов, которые бы вытерпели даже их агрессию. Необходим такой губернатор, который сказал бы: «Это необходимо моему городу, и я сделаю всё для того, чтобы это было!»

На круглом столе не было ни одного спикера, который поставил бы под сомнение существование культурной жизни за пределами МКАД.

Марина Давыдова Фото: Эдвард Тихонов

Марина Давыдова, российский театровед и театральный критик:

Я бы хотела возразить посылу о том, что нам обязательно надо что-то улучшить. В России сейчас происходит интенсивная театральная жизнь и в столицах, и в регионах. В мире тоже появился интерес к провинциальной российской театральной жизни. И, по-моему, главная задача, которая сейчас стоит перед всеми нами, — это не погубить то, что уже возникло. А погубить это можно консервативными силами, активно представленными в самой театральной среде, которые смыкаются с представителями чиновничьей среды. Последние раньше сохраняли нейтралитет в вопросах культуры, а сейчас всё чаще становятся на сторону консерваторов.

Именно вопросы большой политики первичны в вопросе децентрализации культуры, считает Надежда Агишева, депутат Пермской городской думы, член Общественного совета при Минкульте РФ.

По мнению Надежды Агишевой, на уровне государственной политики децентрализация должна заключаться в создании театральных центров с повышенным статусом по типу того, как это было сделано с вузами (статус «национально исследовательских»). Такие театры смогут не просто играть роль фабрик по производству театрального продукта по госзаказу, а приобретут права методико-проектировочных центров в сфере искусства. Первым шагом в этом направлении должно стать признание государством значимости энтузиастской активности и достижений региональных театральных центров. И помочь им не только в текущих вопросах, но и в системном росте.

Гости Перми, принявшие участие в круглом столе и сформулировавшие его тему, сами являются столичными жителями. Оказалось, что за пределами МКАД ответ на главный вопрос выглядит однозначно.

Более того, выяснилось, что провинция даже имеет преимущества для деятеля искусства по сравнению с центрами массовой культуры, — так считает Теодор Курентзис, художественный руководитель Пермского академического театра оперы и балета. По его словам, преимущество, которое даёт провинциальный город, — это простор, который позволяет уйти от внешних факторов, мешающих художнику: зависимости от государственной политики и культурной элиты. Поэтому, по мысли маэстро, в столичных городах и невозможно сделать такой продукт как здесь: там культура существует как фасад государственной политики.

Фото: Эдвард Тихонов

Как и большинство спикеров, худрук Оперного тоже акцентировал внимание на важности политической воли, ведь если человек не видит возможности реализовать свой дар в России, он уезжает. А затем добавил, что и сам может оказаться в их числе.

Других возмутила сама постановка вопроса. Вопрос о том, есть ли культурная жизнь за МКАД, выглядит анахронизмом, особенно в Перми, которая благодаря периоду культурной революции заслуженно носила статус культурной столицы России и до сих пор удерживает его по некоторым позициям, уверена Наиля Аллахвердиева. «Уровень музейного проектирования у нас один из самых высоких в стране, у нас реализуется самый яркий в России проект школьного образования в сфере дизайна, множество других уникальных проектов. О каком провинциализме вообще можно говорить!», — восклицает собеседница интернет журнала «Звезда».

***