X

Новости

Вчера
14 июня 2019
13 июня 2019
12 июня 2019
11 июня 2019
Фото: Тимур Абасов
6статей

Столетие для любого университета — предмет особой гордости. Наш столетний юбиляр Пермский университет, как полагается любому долгожителю, не только принимает поздравления, но и делится воспоминаниями. По заверениям сотрудников университета, в архивах и фондах университетского музея сохранилось огромное количество свидетельств минувшего века. Об интересных и странных находках университетских историков мы будем рассказывать в рамках совместного проекта «Звезды» и Музея истории ПГНИУ. Стихия университетской жизни редко становились известна обывателям за стенами «первого на Урале». Приоткроем эту дверь...

Оттепель со вкусом «Перца»

В Центре городской культуры открылась выставка «Красный, но острый», посвящённая университетскому сатирическому приложению «Перец».

В конце 1940-х годов Молотовский (Пермский) университет озаботился созданием собственного печатного органа. Так появилась газета, одноимённая названию вуза. Тогда же в духе времени учреждается рисованное приложение к печатному органу — сатирическая стенгазета «Перец».

Фото: Тимур Абасов

Несмотря на самодеятельный характер, «Перец» являлся официальным органом партийной, профсоюзной и комсомольской ячеек вуза, идейно он мыслился своеобразной проекцией журнала «Крокодил», только на университетских реалиях. Назначение «Перца» определялось следующим образом: «Острая, принципиальная критика, удачно подобранные карикатуры, метко ударяя по теневым сторонам жизни и быта студентов, вскрывая недостатки в работе общественных организаций университета, способствовали поднятию уровня академической и воспитательной работы в университете».

«Ст-ы II к. юридич. ф-а обвинил студента I к. экономич. ф-а в краже денег из раздевалки во время занятия по физкультуре. Они пришли на следующую лекцию экономистов и потребовали им к выдаче всех юношей для обыска» Фото: Тимур Абасов

Первые пару лет существования «Перец» действительно являлся «боевым органом сатиры» и заметным явлением университетской жизни, однако в начале 1950-х началась полоса упадка стенгазеты. С трудом набиралась редколлегия, не соблюдалась периодичность выпусков, сюжеты и качество карикатур заставляли краснеть не столько ославленных «героев», сколько самих авторов. Один год стенгазета не издавалась вовсе. Так завершился первый этап её жизни, от которого не сохранилось ничего, кроме пары критических заметок.

«Ст-ки III к. историков — Ш., М., Д., II к. фил. — К., IV к. фил. — Т. и М. курят в общежитии» Фото: Тимур Абасов

Хрущёвское время, несмотря на ослабление режима, использовало многие методы, испробованные ещё в сталинскую эпоху. В значительной степени этот тезис верен для системы пропаганды и социальной критики. «Перцу» не дали умереть, более того, он обрёл второе дыхание.

Фото: Тимур Абасов

Во второй половине 1950-х годов «Перец» возродила редколлегия, которую можно назвать «классической», новая команда издавала стенгазету почти десять лет. Авторский коллектив состоял из молодых преподавателей: историка Игоря Капцуговича, математика Юрия Фоминых, юриста (и даже декана факультета) Евгения Коваленко. Эти трое рисовали карикатуры, стихи сочинял геолог Борис Баталин. За время совместной работы они создали от 2 до 3 тысяч плакатов. До нашего времени сохранилось чуть более сотни выпусков, да и те сохранились у Игоря Капцуговича случайно. Срок жизни плакатов составлял лишь 10 дней, после чего их заменяли новыми. «Перец» прекращает выпуск в середине 1960-х годов, когда половина редколлегии переходит на работу в другие вузы.

Фото: Тимур Абасов

Всё, что было сказано ранее, относится к фактической стороне дела, сложнее дать однозначную оценку «Перцу» как явлению. Первое знакомство с плакатами оставляет ощущение невероятной резкости и прямоты: провинившиеся названы поимённо, приговоры им — публичное осмеяние. Неудивительно, что университетские обыватели избегали лишних встреч с авторами стенгазеты, боялись, что их лицо «украсит» очередной выпуск. При этом редколлегия самостоятельно собирала факты для нового номера, партийное руководство не вмешивалось в процесс создания «Перца», впрочем, самоцензура была довольно серьёзной, как вспоминал один из создателей, делалось всё «очень осторожно». Галерея персонажей плакатов довольно широка: студенты, преподаватели, комсорги, секретари парткома, однажды досталось и ректору. Как бы то ни было, «Перец» являлся инструментом дисциплинирования членов университетского сообщества.

«За нескромный туалет и безобразные танцы практикантка Д. (4к. юрфака) из клуба Камгэсстроя была удалена» Фото: Тимур Абасов
«В ком. 73 9 общежития, в которой живут студентки V курса физического ф-та Л., П., С., Я. и М. (IV к.), ночевали мужчины» Фото: Тимур Абасов

С другой стороны, люди, не связанные с изданием «Перца», вспоминают, что в дни появления нового выпуска на лестничном пролёте, где размещались плакаты, неизменно толпилась публика. «Перцу» конца 1950-х — середины 1960-х сложно отказать в яркости образов. Кроме того, стенгазета несла не только заряд социальной критики, но и ретранслировала некоторые ценности, успехи, счастливые моменты. Нередко плакаты сообщали о достижениях учёных или спортивных свершениях.

Фото: Тимур Абасов

Эпоха оттепели в Перми оставила на удивление мало материалов, фиксирующих самовыражение людей, эпизоды университетской повседневности. «Перец» уникален тем, что представляет целую галерею моментов из жизни одного городского сообщества. Не нужно быть выпускником университета, можно не знать реалии хрущёвского времени, поскольку эти плакаты говорят со зрителем напрямую, без подтекстов, без жалости, без цензуры.

***

  • Выставка «Красный, но острый» продлится до 9 октября. Центр городской культуры. Ул, Пушкина, 15. Вход бесплатный.