X

Новости

Вчера
2 дня назад
20 октября 2018
19 октября 2018
18 октября 2018

Архангел. Как не «потерять» ребёнка, пытаясь его защитить

Фото: Тимур Абасов

25 мая во всем мире отмечают День памяти пропавших детей. По статистике Национального Центра помощи пропавшим и пострадавшим детям, ежегодно в России пропадает 45 000 несовершеннолетних, 10 000 из них объявляются в розыск, 1 500 детей не находятся в течение первого года, кто-то — не находятся никогда. Мы поговорили с руководителем поискового отряда о средствах защиты и контроля над местоположением ребеёка, и с психологом — о том, что делать, если тревога за него становится навязчивой.

Доступные средствах контроля над месторасположением ребёнка и защиты в случае его потери условно можно разделить на два вида: технические и механические. Руководитель пермского поискового отряда «Лиза Алерт» Антон Бояршинов рассказывает подробнее о каждом из них.

Механические

  • Записка с указанием координат родителей или родственников. Бумажка вкладывается в брелок или жетон, которые можно повесить на шнурок на шею, положить в рюкзак или карман куртки.

«Это самый простой и дешёвый, но, тем не менее, действенный способ. Используют, если человеку свойственна потеря памяти, он страдает расстройствами психики, или ребёнок не может запомнить много информации. Но есть и свои минусы: оставил сумку, ушёл не в той одежде и так далее».

На прошлой неделе волонтёры поискового отряда «Лиза Алерт» нашли человека, который страдает потерей памяти, благодаря такой записке. Брелок, который мужчина всегда носит с собой, помог его найти уже во второй раз. Антон советует указать сразу два контактных телефона на случай, если один из них будет не доступен. Писать личные данные или адрес в такой записке не стоит. Эту информацию может использовать преступник: ребёнок больше доверяет тому, кто знает его имя.

Технические

  • Программы-трекеры на телефон

Так, услуга «Радар» у «Мегафона» позволяет узнать местоположение ребёнка с точностью до 100 метров в центре города, до одного километра на окраинах города и до нескольких километров в малых населённых пунктах. Перемещения ребёнка можно отследить, скачав приложение «Радар», или на сайте radar.megafon.ru. Информация хранится в течение 60 дней. Можно получать SMS- или push-уведомления о маршрутах близких из одной области в другую. Например, можно задать путь ребёнка из дома в школу и получать уведомления о том, что он добрался до места или отклонился от маршрута.

  • GPS-трекеры

Бывают в виде брелка, браслета, игрушки, наручных часов. Самые маленькие (жучки) можно использовать в тайне от ребёнка. Различаются по функциям, что в конечном итоге влияет на цену. Можно задавать маршрут, синхронизировать с телефоном, планшетом или компьютером. Есть устройства, которые показывают только местоположение. С других можно позвонить на номера скорой помощи, службы спасения и полиции. Некоторые GPS-трекеры имеют кнопки опасности.

«Есть такие часы, которые позволяют слушать, что происходит вокруг — либо в момент нажатия ребёнком тревожной кнопки, либо по запросу родителя. Основной минус — может сесть батарея, может не ловить сеть (если нет привязки к спутнику). Любая техника рано или поздно даёт сбои или ломается. Как правило, это происходит в самый неподходящий момент».

  • Радиомаяки

Работают на небольшие расстояния до 100 метров. Если ребёнок исчез из поля зрения, родитель нажимает кнопку на своём родительском устройстве, после чего маяк издаёт громкий звук, позволяющий найти ребёнка. Некоторые маячки включаются автоматически, если ребёнок покидает заранее заданную зону покрытия.

  • Телефонный локатор (услуга платная и требует согласия отслеживаемого абонента)

Каждый оператор предлагает свои условия и цену за услугу. Точность определения геолокатором может быть ограничена (от 50-200 м в городе, до 1 км в сельской местности), если телефон выключен, то отследить его нельзя.

По мнению Антона, слежение не должно стать единственным средством от потери детей. Важнее научить ребёнка, что делать, чтобы не потеряться, и как действовать, если такая беда с ним всё-таки приключилась:

«Средства защиты можно банально забыть, выронить, оставить дома и т. п. Именно поэтому мы делаем такой большой акцент на профилактику и обучение. Ребёнок, усвоивший, что делать, если он потерялся, будет адекватно действовать в экстремальной ситуации (либо вообще в неё не попадет), либо сам найдёт дорогу домой, либо существенно облегчит его поиск. Это не относится к людям, страдающим психическими заболеваниями или имеющим проблемы с памятью. Тут спасёт только техника или записка».

В последнем сезоне фантастического сериала «Чёрное Зеркало» есть серия про то, как мать следит за дочерью с помощью вживлённого в голову ребенка имплантата под названием «Архангел». Устройство передаёт изображение с сетчатки глаза девочки на экран планшета в реальном времени. Сначала «Архангел» проявляет себя эффективно, но позже из-за возрастающего желания матери следить за дочерью становится причиной семейной трагедии.

Как не «потерять» ребёнка, пытаясь его защитить, объясняет кризисный психолог Надежда Мущинкина:

«Первое, что важно сделать в такой момент — это признать собственную тревогу. Второе, если вас переполняют эмоции, поделиться с человеком, которому вы доверяете. В противном случае, тревога будет мешать вам размышлять и предпринять меры реальной защиты. Ваше беспокойство будет расти, и им будет „заражаться“ ваш ребёнок».

Следуйте при этом нескольким важным правилам:

  • Помните, что не проговаривая и не находя с ребёнком личный смысл обеспечения его безопасности, а только контролируя, вы создаёте опасную для него ситуацию: он сам оказывается не способен предвидеть риски и избегать их, поскольку его заранее от всего обезопасили, предостерегли. И уж если вы не можете отказаться от контроля, то важно, чтобы ребенок был не пассивным участником процесса, а проявлял активность. Задачи детского развития состоят в освоении этого мира, в узнавании нового, а это бывает сложно сделать, если ты постоянно находишься под контролем (даже твой маршрут до школы прописан заранее и любое отклонение от него вызывает панику родителей).
  • Объясняйте целесообразность защиты на понятном ребёнку языке: дошкольники поймут и освоят навыки через игру, ближе к школе — через то, что называется словом «арт» (рисунок, лепка и прочее), младшие школьники — через рисунок, подростки — через разговор. Причём чем старше ребёнок, тем больше вариантов возможно: так с подростком можно и поговорить, и порисовать, и проиграть ситуацию.
  • Вне зависимости от возраста лучше запоминается то, что мы делаем сами, делаем через тело, через поведение. Поэтому не просто проговорите, но и несколько раз (возможно, много раз) проиграйте,как действовать в опасных ситуациях.
  • Создайте алгоритм действий на случай различных опасных ситуаций (пусть пунктов будет немного, лучше три, иначе не запомнить). Поэкспериментируйте со способами запоминания и повторения алгоритмов. Обсудите ситуацию и разработайте совместно алгоритм. Попадая в обстановку, где может произойти непредвиденное, спрашивайте ребёнка о том, как стоит поступить в ситуации. Нарисуйте рисунок по алгоритму или снова проиграйте ситуацию «на местности» (не забудьте предупредить, что это «учения»). Дайте время на запоминание материала. И помните, повторять придется.
  • Создайте с ребёнком «круги доверия». Нарисуйте рисунок: жирная точка и три расширяющихся круга (похоже на мишень). Попробуйте вместе с ребёнком определить, кто ближе, а кто дальше. Точка — семья, первый круг — расширенная семья с бабушками, дедушками, тетями и дядями, второй круг доверия — воспитатели, учителя, тренеры и т. д., третий — соседи, врачи, продавцы, дальние родственники, за кругом — незнакомые люди. Объясните, в какие отношения возможно вступать с этими людьми и к кому можно обращаться за помощью, в каких ситуациях, при каких условиях (например, на улице можно обратиться к человеку в форме, если потерялся — к полицейскому, продавцу, сотруднику банка и т. д.)

Но что делать, если ребёнка вы научили, а тревога осталась?

«Конечно, полностью она не уйдёт, — предупреждает Надежда. — Но если тревога сохраняется длительное время, усиливается, сопровождается отчаянием, переживанием беспомощности, раздражением, чувством вины, страхом, проявляется физическими симптомами (тахикардией, проблемами с желудком, паническими атаками, навязчивым состояниями) и становится мучительной, вы все время думаете о страшных ситуациях и переживаете хронический ужас, или вы замечаете, что ваш ребёнок „закрывается“ от вас или даже проговаривает, что вы ему мешаете (другое подростковое слово), ещё раз спросите себя — в ребёнке ли дело? Возможно, что вам самому нужна поддержка. Найти баланс между контролем, обеспечением безопасности и доверием к происходящему (когда ваш ребёнок справится, сможет убежать, позвать на помощь) — это тонкое умение. И если вы с этим не справляетесь самостоятельно, обратитесь за помощью к психологу или позвоните на телефон доверия».

***

Читайте также: