X

Новости

Сегодня
2 дня назад
17 мая 2019
16 мая 2019
Фото: Тимур Абасов
25статей

Проект, в котором мы будем сравнивать наш любимый город с другими российскими городами по конкретным показателям. У нас нет цели доказать, что «там хорошо, где нас нет», мы постараемся быть максимально объективными.

Подмоченная репутация

Раздосадованная морями дождевой воды в центре города, редакция «Звезды» решила продолжить череду сравнений очень летней темой. Ливневая канализация. Насколько уникальны проблемы Перми?

Сначала слово Капитану Очевидность. Ливневая канализация необходима каждому городу, причём желательно, чтобы она была в добром здравии. Её роль — сбор, очистка и отвод дождевых, талых и других поверхностных стоков. Отсутствие так называемой «ливнёвки» или её неисправность грозят не только застоем воды на проезжей части и тротуарах, поломками автомобилей и возникновением стихийных мест для купания задорных граждан. Проблемы с отведением дождевой воды оборачиваются разрушением транспортного полотна и других объектов городской инфраструктуры.

Об этом отлично знают, например, жители Ижевска: в недавнем прошлом свежепостроенная набережная городского пруда начала разрушаться — мы писали об этом в первом материале проекта.

Итак, Ижевск.

Ижевск: трубы из коры дуба

В Ижевске решение проблемы ливневой канализации явно затянулось. Региональные СМИ пишут об каждый год, например, в 2011-2012 годах они сообщали о намерении властей провести масштабное обновление ливнёвки. Действительно масштабное — с учётом восстановления разрушенных участков, строительства недостающих и с захватом придомовых территорий. К финансированию проекта предполагалось привлечь инвесторов. Общая сумма затрат называлась такая: 7-8 млрд рублей.

Два года назад администрация Ижевска назвала уже другую цифру: на модернизацию ливневой канализации города требовался 1 млрд рублей, то есть в 7 раз меньше. Но и этих денег в бюджете не нашлось. Было решено, начиная с 2014 года, тратить на эти цели понемногу, но планомерно. Как показывает практика, в год получается тратить порядка 15 млн рублей.

Фото: udm-info.ru

В этот же период риторика первого лица республики была более чем решительной: «Да, мы делаем красивый город, да, делаем тротуары. Это нужно. Но надо заниматься ливневой канализацией, чтобы люди жили в безопасном городе. Меня прежде всего волнует безопасность жителей Ижевска, нежели интересы бизнеса. Вот случился потоп у торгового центра „Аврора“. Если там при организации парковки не выполнены технические условия, значит, надо её закрывать. И я требую от руководства города срочного принятия необходимых мер. Я попросил Правительство провести заседание специальной комиссии. Думаю, коллеги разберутся в ситуации и найдут виновных, не обеспечивших во время потопа должный порядок. Все они будут наказаны» (цитата по gazeta18.ru).

Что Ижевск имеет на текущий момент?

Фото: tvc.ru

В прошлом году проблемные участки города оказались серьёзно подтоплены в результате сильных дождей — ситуация повторилась несколько раз за сезон. В некоторых районах в периоды сильных ливней автомобили не только затапливает по руль, но и выносит со стоянок потоками воды. Подтапливает даже новые микрорайоны, построенные недавно. При этом синоптики утверждают, что ничего сверхъестественного для Ижевска не происходит, а значит, городская инфраструктура к таким осадкам должна быть готова.

Конечно, определённые работы в городе всё-таки ведутся, но даже по суммам, которые тратятся на эти мероприятия, видно, что до решения проблемы ещё далеко. В прошлом году было потрачено порядка 9 млн рублей плюс заключён контракт на 11 млн рублей со сроком выполнения в 2015 и 2016 годах.

Судя по всему, в текущем году ситуация с ливневой канализацией в Ижевске существенно не продвинется. Во-первых, из сорока пунктов списка объектов улично-дорожной сети МО «Город Ижевск», которые будут отремонтированы в 2016 году, только три предусматривают капитальный ремонт или реконструкцию, остальные — лишь ремонт дорожного полотна. Во-вторых, на настоящий момент властями объявлено только три тендера, связанных с обустройством или обслуживанием ливневой канализации на улицах города.

Фото: susanin.udm.ru

Например, в этом сезоне осуществляется реконструкция улицы Партизанской, постоянно затапливаемой во время дождей. Она находится в низине, и сюда стекается вода и с других улиц. В данном случае речь идёт не только о том, что вода стоит на проезжей части. Это частный сектор города, дома находятся ниже уровня дорожного полотна, и каждый год затапливаются и они сами, и имущество живущих в них людей. Проблема настолько остра, что в прошлом году посмотреть на это безобразие приезжал лично глава Удмуртии. После чего заявил: пока город не решит проблем с ливнёвкой, дорожники не будут класть здесь новый асфальт.

И действительно, властями заранее — в марте 2016 года — было объявлено, что в ходе реконструкции на Партизанской будет устроена ливневая канализация. И если на реконструкцию дорожного полотна улицы планировалось выделить 10 млн рублей, то на водоотведение — ровно в 7 раз больше. Но уже в мае было решено ограничиться канавами вдоль дороги, а ливневую канализацию не делать — чиновники сочли, что этих мер будет достаточно, чтобы избежать постоянного затапливания улицы.

По состоянию на 2013 год (а с тех пор мало что изменилось) в городе отсутствовала единая система ливневой канализации, только отдельные участки дорог, на которых построены коллекторы. Причем основная часть из них построена в 70-80-е годы и не рассчитана на современную нагрузку: средняя толщина труб — от 300 до 500 миллиметров, а надо — 1500. Интересен и материал: при инвентаризации сетей было обнаружено, что часть труб сделана... из коры дуба, а это значит, что она гораздо старше 40 лет. В 2013 году коллекторная ливневая сеть Ижевска составляет 80 километров, а по оценкам чиновников для города нужно как минимум ещё 130.

Екатеринбург: вымышленный персонаж

Интересно сравнить: как обстоят дела с ливневой канализацией в столице Уральского федерального округа — Екатеринбурге. Очевидно, что благодаря своему статусу город располагает значительно большими финансовыми ресурсами. Помогают ли они укротить страшного зверя под названием ливневая канализация?

Фото: urfo.org

Однозначно на этот вопрос не ответишь. То, что вопросу в Екатеринбурге уделяется больше внимания и работы ведутся более активно, — пожалуй, факт.

Например, если раньше в городе чистили в лучшем случае по 2-3 километра ливневой канализации в год, то сейчас — 70. Раньше заторы воды после ливней стояли часами, сейчас же ситуация соответствует требованиям СНиП: 40 минут после завершения ливня, а все апокалиптические фотографии и видео, выложенные в сети, сделаны именно в этот промежуток времени.

Расширение ливневых канализаций в Екатеринбурге закладывается в сметы реконструкции улиц, а также в проекты застройки новых территорий. Например, по этой причине всю весну было перекрыто движение по улице Крылова. А при строительстве магистралей в микрорайонах-новостройках сразу используются трубы необходимого диаметра.

Фото: 66.ru

Со слов главы МБУ «Водоотведение и искусственные сооружения» (организация отвечает за ливнёвку) при стандартном количестве осадков в 10 мм водяного столба ливневые канализации справляются с необходимым потоком воды. Если же интенсивность осадков выше, бригады, обслуживающие ливнёвку переходят на круглосуточный режим работы и очищают её уже к следующему дождю.

Ежегодно от дорожной грязи, мусора и иловых наслоений очищается порядка одной пятой всей сети ливневой канализации.

Фото: 66.ru

И всё-таки... Если принять за основу тезис «практика — критерий истины», то нужно признать: достижения Екатеринбурга в вопросе организации ливнёвок не так и велики.

Взять, например, прошлый год. Всё те же мощные приступы ливней — и город тонет. Несмотря на то что приступы грозы были кратковременными, воды собиралось очень много, настолько, что была подтоплена часть набережной — и её пришлось закрыть для движения. Зафиксированы случаи потери госномеров с автомобилей, поломки машин из-за гидроудара, провал асфальта и канализационных люков. Правда, справедливости ради, нужно отметить, что в отличие от Ижевска, количество осадков в Екатеринбурге было рекордным: месячная норма осадков за выходные.

В конце мая этого года областная прокуратура подала в суд исковое заявление к администрации Екатеринбурга. Причина — нарушение очистки сточных вод, сбрасываемых в реку Исеть. «Установлено значительное превышение предельно-допустимой концентрации вредных веществ при сбросе в реку Исеть по показателям: нефтепродукты, железо, цинк, марганец и никель», — сказали в ведомстве (цитата по tass.ru).

Фото: urfo.org

Региональные СМИ упражняются в остроумии: городская ливнёвка определяется то как «откровенно слабая», то как и вовсе не существующая. Цитата по 66.ru: «В этом году у Ливневой Канализации Екатеринбурга™ (это вымышленный персонаж — Прим. редакции) снова были все шансы проявить себя во всей красе. Но чуда не случилось».

В общем-то причины проблем всё те же: недостаточная протяжённость ливневой канализации, малый диаметр труб, не рассчитанный на современную нагрузку. В те годы, когда система проектировалась (в случае Екатеринбурга — 60-80-е), таких труб было достаточно: никто не предполагал, что в городах будет так много асфальта и так мало свободного грунта, поглощающего воду. В результате примерно третья часть существующих сетей нуждается в модернизации.

Фото: urfo.org

Да и при проектировке улиц ещё в недавнем прошлом строительство ливневой канализации не закладывалось в принципе. Например, вот данные годичной давности: Екатеринбург располагает 400 километрами ливневой канализации, и это около четверти протяжённости городских дорог. Остальное — дренажные системы под домами и между домами, но не вдоль дорог. И если как следует доводить эту систему до ума, потребуется, по оценкам чиновников, сотни миллиардов рублей. И пятьдесят лет.

Пермь: держать покер-фейс

Шокировала информация о том, что часть ливневой канализации Ижевска настолько стара, что сделана из коры дуба? А зря. Пермь тоже может похвастаться такими раритетами. По крайней мере, несколько лет назад в самом центре города — на перекрёстке Ленина и 25 Октября — были обнаружены деревянные канализационные трубы. Даже если на этом участке их и заменили, нет никаких сомнений, что где-то они остались, ведь комплексной реконструкции ливнёвки Пермь не видела очень давно.

Ливневая канализация в Перми, конечно, есть, вопрос — в каком она состоянии. Как и в Ижевске, городские власти не имеют полной информации о том, где она проложена, а где нет.

Анатолий Дашкевич, начальник управления внешнего благоустройства г. Перми:

«Последние несколько лет мы активно ведём инвентаризацию хозяйства, которое находится под землёй. Каждый год на балансе муниципалитета появляются новые „ливнёвки“, которые раньше были бесхозными. Мы выделяем деньги на то, чтобы определить, где есть ливневая канализация и в каком она находится состоянии. Затем инвентаризируем её и берём на обслуживание» (цитата по business-class.su).

Сейчас на балансе города находится порядка 160 километров ливневой канализации.

Во многом работа в Перми построена примерно так же, как в Екатеринбурге. Реконструируемые или вновь прокладываемые участки городских дорог сразу оснащаются ливневой канализацией, из последних примеров — улицы Макаренко, Горькова, Советской Армии, Площадь Восстания. Работа по прочистке стоков идет ежегодно, правда, куда меньшими темпами: максимум по 10 км в год (в Екатеринбурге, напомню, 80 км).

Местами сходство со столицей Среднего Урала чёткое до смешного: как и в Екатеринбурге, в Перми в дело также вмешалась прокуратура. По итогам проверки было установлено, что «ливнёвка» города не оснащена очистными сооружениями, а решения о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса дождевых вод не выдавались. Главе администрации города Перми декабре прошлого года внесено представление об устранении нарушений законодательства.

Если вернуться к свежему видеоролику с задорным пловцом на Компросе, то особенно непонятным остаётся одно противоречие. По заявлениям властей, проблема скопления дождевой воды конкретно на этом перекрёстке (Комсомольского проспекта и Советской) решена — тогда откуда же это море? Скорее уж можно говорить, что после ливней этот перекрёсток выглядит так же, как и 10, и 20 лет назад.

Вообще пермяки считают, что ливневая канализация в городе попросту отсутствует. По крайней мере, именно это было написано в размещенной на change.org петиции Президенту РФ, которую в апреле этого года подписало почти 7,5 тыс. жителей города. Их можно понять: во время ливней летом прошлого года не просто затопило улицы. Вода была в салонах общественного транспорта, она же снесла кирпичную стену Гознака.

Фото: Пермь Активная

Отдельные переживания — у автомобилистов: вода местами поднялась до уровня капотов автомобилей и смыла несколько из них со стоянок, а типичная поломка — залив электрогенератора или блока зажигания.

Но администрация города почему-то оценивает работу ливневой канализации Перми как удовлетворительную, работающую в плановом режиме. По её данным, застой воды держится не более получаса-часа, что соответствует нормам. Это при средней интенсивности осадков, если же она выше средней, воде требуется больше времени, чтобы уйти с асфальта.

Александр Власов, ранее — заместитель начальника Управления внешнего благоустройства г. Перми:

«Вчерашние дожди показали, что вся ливневая канализация, все её участки в течение определённого периода времени были избавлены от воды, были затруднения на некоторых участках» (цитата от июля 2015 года по t7-inform.ru).

В региональных СМИ за последние несколько лет нет ни одного материала, в котором проблема признавалась бы администрацией во всей её полноте (или полноводности) и указывались бы причины, мешающие её решению. Власти Перми предпочитают держать покер-фейс, несмотря на возмущение жителей города.

Пожалуй, за несколько лет в СМИ попала одна яркая деталь, говорящая сама за себя и за состояние ливневой канализации Перми. В прошлом году при прочистке ливневой канализации в ней был обнаружен корпус от стиральной машины «Фея», ранее подрядчики находили в ливнёвке разобранный диван. Для полноты картинки можно вспомнить слова Анатолия Маховикова, тогда сити-менеджера Перми, сказанные им в 2011 году:

«Система дождевой канализации как система отсутствует — это отдельные участки, по разным не увязанным проектам, построенные в разное время, и к тому же участки её могут быть не соединены между собой».

Казань: ловись рыбка

Да-да, и успешную Казань тоже заливает водой. Уже в этом году город вспомнил, как это бывает: после ливней 20 июня здесь, так же, как и во многих других городах, потоки воды помешали движению на улицах. Некоторые машины не смогли проехать через стихийные «водоемы» и заглохли. Дошло до смешного: в сети появилось видео, на котором два человека ловят рыбу на затопленной дождём Южной трассе.

Фото: autotat.ru

И всё-таки ситуация в Казани, пожалуй, отличается в лучшую сторону.

Уже сейчас состояние дел выглядит неплохо. В феврале текущего года мэр Казани назвал такие цифры: всего в городе 371 км сетей ливневой канализации, почти половину уже привели в порядок, а в этом году планируется прочистить и восстановить ещё как минимум 50 км сетей.

Из них на приведение в порядок 40 км сетей был объявлен конкурс с максимальной стоимостью соглашения в 200 млн рублей. Причём финансирование этих работ будет производиться из бюджета субъекта федерации, а не города. В перечне — комплексное обследование сетей ливневой канализации, работы по прочистке коллекторов, полная очистка сооружений, аварийные ремонтно-восстановительные работы, ревизия дождеприёмных и смотровых колодцев дождевой канализации. Также подрядчику предстоит принять меры, чтобы не допустить разрушение объектов ливневой канализации, устранить провалы на сетях и благоустроить территорию.

Фото: e-kazan.ru

Так что, похоже, 2016й год приблизит город к решению проблемы ливнёвок.

Почему Казань заметно ушла вперед по сравнению со своими соседями? В наследство властям досталась ливневая канализация примерно того же качества, что и в других городах. Однако её инвентаризация и постановка на баланс, которым только сейчас занимаются в Ижевске и Перми, проведены в Казани ещё три года назад. Это раз.

Во-вторых, существующих сетей, по словам чиновников, городу достаточно. Речи о необходимости масштабного строительства не идёт, оно необходимо только на отдельных улицах. Задача — прочистить существующую и затем поддерживать её в рабочем состоянии.

Фото: novorosinform.org

Деньги — частично у города, частично у региона — на это находятся: на прочистку ливневой канализации в 2014 году было выделено 100 млн рублей, в 2015-м — 200 млн, в 2016-м планируется выделить ещё 200 млн.

Есть, правда, одна проблема, которая и создаёт моря на улицах — недостаточное количество ливнеприёмников. Профильные чиновники утверждают, что ещё при проектировании их количество было рассчитано неправильно.

Фото: realnoevremya.ru

Что касается очистки стоковых вод, то тут проделанная городом работа кажется впечатляющей. В прошлом году были введены в эксплуатацию три очистных сооружения на сетях ливневой канализации. Ещё три аналогичных объекта было построено в рамках подготовки к Универсиаде. Ещё одно сооружение находится на стадии проектировки.

В целом же, среди крупных городов Поволжья самая благоприятная ситуация с ливнёвками именно в Казани — такова, по словам мэра города, оценка Минстроя России.