X

Новости

2 дня назад
20 сентября 2018
19 сентября 2018

«Вдоль кисельных берегов»: выставка, созданная за одну ночь

Фото: Иван Козлов

Что такое кисель и с чем он ассоциируется? Ну, в смысле, если воспринимать его не как напиток (тут всё более-менее ясно), а как художественный образ. По мнению молодых художниц Анны Гарсиа и Анастасии Литецких, кисель — это метафора замутнённого состояния, пелены, которая, присутствуя в сознании, практически не уловима разумом и подвластна только интуитивному осмыслению. Собственно, проект «Вдоль кисельных берегов», открывшийся в Центре городской культуры в среду, именно таков: это ещё не тотальная инсталляция, но уже и не выставка в привычном смысле этого слова.

Анастасия Литецких и Анна Гарсиа — выпускницы Летней-школы-без-названия, которую на базе Центра городской культуры создали куратор Марина Пугина и художник Илья Гришаев. Несмотря на то, что сама по себе выставка стала для художниц своеобразным итогом обучения в школе, многие из вошедших в неё экспонатов были созданы значительно раньше. В этом нет ничего странного, учитывая, что в школе их учили не формальным художественным навыкам, а развитию нового взгляда на искусство и методы его презентации. Поэтому, попав в пространство выставки, даже более ранние живописные работы, рисунки и объекты Анны и Анастасии предстали в абсолютно новом контексте.

Фото: Иван Козлов

Эту выставку художницы задумали ещё в начале лета, но сперва немного перестарались: концепция, в рамках которой они решили действовать, оказалась слишком формализованной.

— Нас это смутило, и всё застопорилось на несколько месяцев, — рассказывает Анастасия Литецких. — В итоге решили, что пофиг на концепцию, и отошли от формата строгой последовательности и упорядоченности. И создали экспозицию буквально за один день.

Фото: Иван Козлов

Выставка, работы для которой создавались месяцами, действительно возникла буквально за день — точнее даже, за одну ночь. Изначально Анна и Анастасия планировали, как это обычно принято, развешивать работы по стенам, но оказалось, что этот процесс вызывает у них какое-то внутреннее сопротивление, и скомпоновать работы в стройную историю не удаётся. Это почувствовал Илья Гришаев, который посоветовал им притормозить и присмотреться к выставочному пространству внимательней. Художницы присмотрелись, переглянулись и решили отказаться от развески вообще.

— Они обе учатся в художественном училище на Горького, поэтому, я думаю, в каком-то смысле это бунт против консервативных традиций экспонирования, — рассуждает Марина Пугина, которая вместе с Ильёй Гришаевым выступила куратором этой выставки.

— Здесь всё сохраняет долю абсурдности, дадатистской перемешенности, протеста против всего серьёзного, — говорит Анастасия. — Но, если вглядеться в объекты, станет понятно, что они не лишены определённой взаимосвязи.

Фото: Иван Козлов

Объекты выставки объединяет течение условной реки с кисельными берегами, вдоль которой Анна и Анастасия идут иногда навстречу друг другу, а иногда движутся параллельно. По замечанию Марины Пугиной, выставка имеет двойственную природу: что логично, учитывая участие в ней двух самобытных молодых художниц, во многом не похожих друг на друга. Некоторые объекты здесь словно дублируются, кажутся одним и тем же явлением, представленным с разных сторон — как, например, импровизированные алтари. В экспозиции вообще очень заметен мотив если не религиозный, то ритуальный. Один из алтарей, например, украшен кладбищенскими цветами, которые были найдены художницами в ходе организованной Ильёй Гришаевым спонтанной прогулки. Да и сам образ киселя, опять-таки, восходит к этим мотивам: «кисельные берега» — образ сказочный, а любая сказка, как известно, базируется на глубоких и вовсе не детских фольклорных образах, зачастую связанных с обрядовой культурой. Кроме того, в России кисель традиционно ассоциируется с одним из поминальных блюд — не случайно на видео, которое также можно увидеть в экспозиции, приготовление молочного киселя сопровождается чтением молитвы.

Фото: Иван Козлов

Так что большинство объектов в экспозиции если не объединены какой-то конкретной тематикой, то, скажем так, пропитаны общим ощущением и настроением, связанным с памятью, с обращением к ушедшему и с хрупкостью временных связей как таковых. Но при этом всё равно нельзя сказать, что выставка «Вдоль кисельных берегов» задумана с расчётом на конкретную реакцию со стороны зрителя.

— Эта выставка сумбурная, — объясняет Анастасия, — и вся эта история в большей степени про определённое состояние. Если бы объекты сопровождались подписями и объяснениями, то и история была бы совсем другой. Конечно, у всех этих объектов есть своё описание, но всё же это не повествование, не рассказ, а совокупность ощущений, мешанина из которых сама по себе похожа на кисель.

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов