X

Новости

Сегодня
2 дня назад
17 мая 2019
16 мая 2019

«В небе, на земле и под водой...»

В галерее «Марис Арт» до 21 сентября открыта персональная выставка работ Павла Микушева (Сыктывкар).

Живопись Павла Микушева уже не первый год сопровождает Международный фестиваль этнических культур KAMWA и, по словам искусствоведа Ольги Старцевой, является его визуальным рядом.

На открытии выставки 5 сентября зрителей встречали «Чердынские богини» в исполнении пермского театра «Мимикрия». Перформанс как дополнение произведений живописи сопровождали звуки флейты. Маски женских персонажей действа органично перекликались с образами полотен выставки. И это не случайно: ведь создателем масок «Чердынских богинь» является Павел Микушев.

Фото: Мария Трокай

Автор был не склонен подробно говорить о своих работах. Как подчеркнул художник после окончания официальной части открытия выставки, «визуал передает свои идеи образами, а не словами». Единственное, чем поделился художник с присутствующими, — это новая, актуальная для него серия работ.

Павел Микушев:

— Моя последняя тема — знак женщины. Это очень интересная для меня тема, над которой я сейчас работаю. В концепцию выставки, которую вы видите здесь, новые картины не вошли. Тема возникла тогда, когда я стал всматриваться в вышивки головных уборов женщин Республики Коми. И обнаружил сходные мотивы с известными орнаментами вологодских и архангельских узоров. Но если в Архангельске вышивка отражает цветочные мотивы и выглядит довольно изящно, то у народа коми преобладает оленеводческая тема. Олениха в культуре народа коми — существо высшего мира. Оно тонкое, оно высокое. Надеюсь, что в следующий раз представлю в Перми именно эту тему.

По мнению директора фестиваля KAMWA Наталии Шостиной, Павел Микушев более чем скромен. Он «один из наиболее известных художников, живущих при нас. Или мы, скорее, живём при нём...»

Сам автор, вместо объяснений концепции выставки «В небе, над землей и под водой...», весело общался с публикой, показывая в лицах притчу народа коми о костре и давая советы по воспитанию талантов:

— Я самый младший из семи детей в семье. Моим родителям было уже по 39 лет, когда я родился. Так что если вы хотите талантливых детей, то не спешите.

Когда к художнику подошел один из посетителей выставки и выразил своё восхищение: «I am so impressed by your exhibition...», — Павел Георгиевич рассмеялся: «Вот почему вы так внимательно слушали — не понимали ни слова! Спасибо!»

Самый маленький посетитель выставки осваивал пространство выставочных залов галереи и в какой-то момент удобно расположился внутри стеклянной тумбы в форме куба. «Кубист! Среди нас есть представитель кубизма!» — пошутил Павел Микушев.

Сам художник — признанный этнофутурист, стоящий у истоков этого течения. С 1992 года — участник целого ряда международных и российских выставок в Финляндии, Венгрии, Эстонии, Москве, Санкт-Петербурге и других городах.

Фото: Мария Трокай

По мнению куратора выставки «В небе, на земле и под водой...» Ольги Старцевой, «у Павла Микушева красивая позиция в создании своего художественного языка», в основе которого лежит национальный удмуртский орнамент. Еще в 1990 году, собирая материал для дипломной работы, Микушев увлёкся изучением мифологии коми и пермским звериным стилем. Наряду с исследователями народного изобразительного и прикладного искусства коми, он неоднократно ездил в фольклорные экспедиции, где видел богатство орнаментов вышивки, тканых изделий, резьбы и росписи по дереву бытовых предметов. Именно традиционный орнамент стал структурной составляющей произведений художника.

Ольга Старцева:

— Национальные орнаменты являются частью души любого народа. При этом они имеют чёткую, математически стройную структуру, ритмическую закономерность. Все это прослеживается в полотнах Микушева, органично переплавляется в его творчестве... Глядя на его работы, можно уловить перекличку с самыми неожиданными источниками, например, орнаментами национального искусства индейцев Южной Америки.

Действительно, в полотна Павла Микушева хочется вглядываться долго, находя в них узнаваемые предметы, такие, например, как прялка, встроенные в архетипический образ «Древа жизни». Многомерность полотен словно включает генетическую память и одновременно удивляет новизной образов. Каждая картина — это путешествие в мир «таинственных предков» и прикосновение к будущему.