X

Новости

Вчера
2 дня назад
19 июля 2018
18 июля 2018

«Хотите суперфильм — давайте бюджет», или как в Перми снять настоящее кино

18статей

Репортажи с «круглых столов», где журналисты и эксперты обсуждают важные проблемы города и региона.

Фото: Галина Сущек

Перед закрытием кинофестиваля «Радуга Прикамья» режиссёры, сценаристы и операторы собрались обсудить, можно ли снять достойный фильм, не выезжая из Перми. И хотя больше спикеры фокусировались на том, каких ресурсов городу недостаёт, стало понятно, что ресурсы (и надежда) есть.

Бюджет и профессионалы

Модератор Александра Григорьева начала разговор с личной истории разочарования. «Я хотела снять кино и думала, что в Перми есть для этого всё, что нужно. Провела кастинг, искала сценаристов и операторов, но никого не нашла: хорошие операторы были слишком заняты, а плохих нужно всему учить».

Режиссёр Галина Красноборова, напротив, считает, что ресурсы для камерного фильма в Перми есть. Например, сама она в крае снимала фильм «Между чёрной и красной землёй», который затем даже был показан в Индии, но большого успеха не снискал. Однако режиссёр считает, что это следствие недоработок сценария и подготовки — она начала его снимать на восьмом месяце беременности.

«Это проблема не Перми, а моих отношений с оператором. Если бы я сейчас с тем же сценарием, только слегка переработанным, взялась за дело, получилось бы удачнее. Думаю, ни в каком другом городе за эти деньги снять кино я бы не могла: здесь есть огромные природные и человеческие ресурсы»

Просто их поиском, по словам Галины Красноборовой, нужно заниматься заранее, учитывая главную пермскую проблему — вечное отсутствие бюджета.

Галина Красноборова Фото: Галина Сущек

Нет, главная проблема — в образовании, считает режиссёр Андрей Новиков: «Подтягивайте знания, и тогда будет кино». Самым оптимистичным был режиссёр Арсен Меликян, который «вложений в кино вообще не делал» и всех необходимых для съёмок людей находил в интернете: «Несколько лет назад на „Тероне“ нашлось 20 человек, потом мы в „Семье“ встретились, провели кастинг». По его мнению, ждать бюджета можно долго, а собирать все ниточки для производства фильма можно сейчас, но нужно быть готовым к тому, чтобы рисовать раскадровки и даже самому гримировать актёров.

Если верить оператору Михаилу Турбовскому, то в Перми профессионалов в принципе нет, есть только возможность привезти сюда тех, кто уехал. А для этого их нужно обеспечить жильём, выбрать задачу, при которой не требуется менять интерьеры и экстерьеры... «Видел один фильм про войну, где недостоверный подбор костюмов убивал любую жизнь в кадре», — кратко описал он важность всех членов съёмочной команды.

Есть ли продюсеры в миллионном городе

Мнение журналиста Андрея Денисенко базируется на универсальной формуле «в миллионном городе найдётся всё». Другое дело — какого качества, поэтому, например, блокбастер здесь снимать нерентабельно, но камерные фильмы можно.

— Давайте вспомним «Бешеных псов» Тарантино: у героев чёрные костюмы, весь фильм снят в гараже, — говорит Денисенко.

— Только светобаза на 150 киловатт, комплект из 40 осветительных приборов — всё это едет в Пермь из столицы нашей родины, — иронически усмехается Михаил Турбовский.

Михаил Турбовский и Андрей Денисенко

Но речь не о Тарантино. «У меня есть ощущение, что в Перми дефицит с продюсерами, которые могут найти сценарий, подобрать к нему нужного режиссёра, найти на это деньги — а не может быть, чтобы их не было в миллионном городе». Михаил Турбовский объяснил и это явление: нет хорошего кино — продюсеру нечем похвастаться — он выполняет копеечную работу соответствующего оплате качества. Круг замкнулся.

Студенты — большой ресурс

После этого пути решения проблемы с продюсерами никто не предложил, вернулись к личным стратегиям экономии средств. Вот режиссёр Михаил Морозов тоже считает, что в Перми нет производственной базы для хорошего кино и деньги хоть и есть, но вкладывать их никто не хочет. Самый дорогой его фильм, «Изоляция», стоил 3 тысячи рублей (его показывали на «Радуге Прикамья»).

«На самом деле, со студентами ВГИКа, которые пишут любопытные сценарии, можно договариваться. Студенты — это большой ресурс. Если есть проблема со сведением звука, можно работать со студентами-звкорежисёрами в интернете», — считает Галина Красноборова, которая тоже заканчивала ВГИК.

«А если на площадке нужно записать звук?» — бросает новый вызов модератор.

Александра Григорьева Фото: Галина Сущек

Михаил Турбовский ответил так: «Чтобы просто снять „живой звук“ на площадке, нужна пара микрофонов за 1,5 тыс. евро, пара удочек за 1 тыс. евро и записывающий аппарат». Если говорить короче, чтобы записать приличный синхронный звук, нужны финансы.

«И дело не в том, что это нельзя взять в аренду. Дело в том, что в Перми этого просто нет, — продолжает Турбовский. — Есть такая история: один человек купил съёмочное оборудование, чтобы сдавать его в аренду. Понятно, никто не рассчитывал, что оно за год окупится, но прошло 10 лет, и даже его хранение не выходило в ноль. Теперь оборудование распродано — финиш».

Михаил Турбовский Фото: Галина Сущек

«Обращайтесь, товарищи!»

Наконец можно было высказываться слушателям, которые в нетерпении тянули руки всё время обсуждения. Первым высказался Сергей Трубников, один из организаторов хромакей-студии «Зелёный кит».

«Откуда деньги? — спрашивает он и сам отвечает. — От зрителя. Но проблема в дистрибуции, нет выхода к нему. Мы запускаем интернет-телевидение со следующего года! И будет представительство в Европе — обращайтесь, товарищи!»

Сергей Трубников Фото: Галина Сущек

Режиссёр Александр Нечаев, победивший со своим кинопроектом «Талионис» на питчинге «Радуги Прикамья», решил, что спикеры забыли, как люди работают «за идею». «Да, мы не профессионалы, но выглядим вполне презентабельно. Хотите суперфильм — извиняйте, давайте бюджет», — говорит начинающий режиссёр.

Руководитель детской киностудии «Макаров-фильм» Василий Макаров тоже поделился болью от недостатка бюджета для съёмок и тем, что и показать кино некому — на местные каналы берут редко, просят заплатить за показ.

Василий Макаров Фото: Галина Сущек

Писать «жи-ши»

После пламенных высказываний зрителей Александра Григорьева решила обсудить следующую тему: как повысить кинообразование? Просмотр картин «Радуги Прикамья» её разочаровал — нет киноязыка, люди называют фильмом обычный видеоряд.

«Если мы соберёмся и откроем в Перми образовательную платформу, то есть привезём специалистов по продюсированию, сценарному и режиссёрскому мастерству, будут ли люди, готовые вложиться в своё образование?» — спрашивает модератор.

Александра Григорьева Фото: Галина Сущек

Галина Красноборова отметила, что затея это, конечно, нужная, но курсы здесь не набираются. Михаил Турбовский считает, что даже если привезут специалистов, то это будет бесполезно, если люди не будут готовы понять, что им рассказывают. «Нужно самому до этого уровня добраться: снимать, ошибаться и снова снимать», — говорит он.

Но желание самообразовываться — только первое условие развития в киносреде. Второе — наличие большого количества единомышленников, когда есть множество точек зрения. В Перми, по словам оператора, могут научить основам, писать «жи-ши», дальше — сами.

Фото: Галина Сущек

Как раз в этой встрече Александра Григорьева видит потенциал для второго условия — развития среды.

«В интернете есть всё, тут вопрос в другом. Во время „Радуги“ мы можем общаться вживую. Хотелось бы, чтобы в Перми была площадка, которая может нас собрать. Все наши работы никакие. Снимайте визитки, короткометражки», — взывает к пермским кинематографистам модератор.

Александра Григорьева Фото: Галина Сущек

Эту волну скепсиса от спикеров разбавили комментарии зрителей. Основатель творческого объединения «Кинолаб» Лев Калимуллин утверждает, что в его команде есть именно та среда, о которой говорят спикеры.

«Мы с нашими лаборантами собираемся раз в неделю и обсуждаем, что они сняли, проводим мастер-классы и хотим создать именно ту среду, где киношники смогут вырасти. Я мог уехать в Москву, но я верю в наш город...» В этот момент в зале киноцентра «Премьер» раздаются аплодисменты, кто-то кричит «Аллилуйя!»

Потом говорили ещё о необходимости вовлечения в кино детей и создания интернет-площадки для киношников, которая окажется для них по-настоящему полезной: в ней будут собраны контакты актёров, режиссёров, операторов.

«Хочется встречаться не только на „Флаэртиане“ или „Радуге Прикамья“», — сказала Александра Григорьева. Но и такой разговор за десять лет существования фестиваля — уже хорошо.

***