X

Citizen

Вчера
2 дня назад
18 сентября 2017
15 сентября 2017
14 сентября 2017
13 сентября 2017
12 сентября 2017
11 сентября 2017

Лес как место встречи и силы. Выставка «Всем лесам лес» стала точкой пересечения времён и искусств

В этом году исполнилось 185 лет со дня рождения выдающегося художника Ивана Ивановича Шишкина. Этой дате посвящена выставка «Всем лесам лес» в Пермской художественной галерее, на которой впервые в полном объёме показаны все работы мастера из пермского собрания. Но эта эксплзиция не столько о самом Шишкине, сколько о главной теме его творчества — русском лесе и природе.

На выставке «Всем лесам лес» произведения Ивана Ивановича Шишкина, по сути, стали неким смыслообразующим «ядром», от которого отталкивались создатели: 2017 год объявлен в России «Годом экологии», и творчество великого пейзажиста — отличный повод, чтобы поразмышлять на тему экологии и природы. Эта тема в галерее рассматривается с разных сторон, благодаря тому что произведения разных художников на тему леса (некоторые из них впервые выставлены из запасников галереи) соседствуют с научными раритетами и старинными рукописями из фондов Пермского краеведческого музея, экспонатами из ПГНИУ, а также произведениями современного искусства: фотографиями, инсталляциями и видео-артом.

Фото: Тимур Абасов

На открытии дизайнер Дмитрий Меркушев говорил, что сложной задачей было как раз объединить классику и современность. Но это у создателей выставки «Всем лесам лес» получилось. Самая показательная в этом отношении как раз та часть, где представлены масштабные полотна, маленькие этюды, рисунки и офорты Ивана Шишкина. Тут произведения великого мастера органично дополняют коллекция окаменелостей, красивейшее видео о жизни леса, на которое можно взглянуть сквозь узкую щель в специальной коробке, и инсталляция «Мох» Протея Темена.

Фото: Тимур Абасов
Фото: Тимур Абасов

По словам одного из кураторов выставки Ирины Андриенко, всё это разнообразие было изначально запланировано в концепции, поскольку организаторов заинтересовал феномен любви людей к лесу. Ведь с Прикамьем связано творчество большого числа известных художников, многие из которых великолепно изображали лес. Например, Пётр Верещагин, чьи картины выставлены в начале экспозиции. Сам Шишкин был родом с берегов Камы, из Елабуги. Его часть выставки начинается с картины «Богатый лог. Пихтовый лес на Каме». Кроме того, в нашем крае в конце XIX века жили и работали один из первых российских лесоводов Александр Теплоухов и выдающийся учёный-ботаник Павел Сюзёв. Некоторые их бумаги, карты и рисунки также представлены на экспозиции.

Фото: Тимур Абасов

И, как оказалось, в современном искусстве лес тоже пустил свои корни.

Мы понимаем, что живём не в безвоздушном пространстве, — рассказывает Ирина Андриенко. — И, как бы мы ни любили Ивана Ивановича Шишкина, мы не можем отмести современных художников. Лес, как ни странно, стал одной из объединяющих идей. Они [современные художники — Прим.ред.] как-то по-своему это подают, у них другие средства выразительности, но есть желание спасти лес, как-то его защитить.

Благодаря этому интересному разнообразию стилей и форм лес становится неким местом встречи, общей точкой для разных художников, видов искусства и даже эпох: от Пермского периода до современности. И у этого леса своя особенная атмосфера, в которую погружают посетителей сразу, от самого входа на экспозицию, где их встречают нарисованное углём на стенах произведение Ильи Гришаева «s02e03», железная «Композиция» Николая Хромова и десятиминутный живописный фильм «Леса России», произведение студии документального кино о природе «Лесфильм». Продюсер студии Ирина Журавлёва уже давно делает по всей России фотовыставки о лесе, она внесла свой вклад в создание и этой выставки, помогая галерее находить произведения современных художников на тему леса.

Фото: Тимур Абасов

После «подлеска» из современности тропинка по чащобе художественного леса (под настоящие звуки природы, подготовленные биологом Владимиром Архиповым) идёт от прошлого ко дню сегодняшнему. От картин Верещагина и карт Теплоухова — к пейзажам Шишкина, а от них — к произведениям советского периода. Но при переходе в наше время светлая и добрая красота леса сменяется мрачной судьбой дерева в современном мире. Сразу за цитатой о важности и сакральности дерева у древних и несколькими деревянными ангелами и святыми следует картина «Лесной пожар» Алексея Денисова-Уральского. Её эффект усиливают расположенные рядом пугающие фотографии последствий современных лесных пожаров из проекта художника Мити Нестерова «Хиросима — Рязань» и видео из того же проекта.

Фото: Тимур Абасов
Фото: Тимур Абасов

Заканчивается выставка схематично-тканевой композицией «Местность» Михаила Павлюкевича и Ольги Субботиной, суровыми картинами из серии «Губаха. Индустриальный пейзаж», а также «Пейзажем с сухим деревом». Здесь эти произведения обретают особо мрачную интонацию. Главного героя — леса — тут уже нет, поэтому финал выставки выглядит пугающим предостережением о том, до чего может довести плохое обращение современного человека с природой.

Выставке «Всем лесам лес» удаётся не только отдать дань уважения Ивану Шишкину, показать красоту русского леса, но и ненавязчиво продемонстрировать, насколько эта красота хрупка.