X

Новости

Вчера
2 дня назад
14 февраля 2019
13 февраля 2019
Фото: Анастасия Яковлева

«Театр-Театр» выходит на качественно новый круг

Получение трёх «Золотых Масок». Досрочное завершение 88-го театрального сезона. Грядущая реконструкция сцены... Директор «Театра-Театра» Анатолий Пичкалёв, художественный руководитель Борис Мильграм и лауреат премии «Золотая Маска», художник мюзикла «Восемь женщин» Виктор Шилькрот поделились с нами мыслями по поводу итогов уходящего театрального года и планами на будущее.

Не успев вернуться из Москвы с тремя «Золотыми Масками», полученными за кабаре-спектакль «Восемь женщин», «Театр-Театр» объявил о досрочном закрытии сезона на большой сцене. Сезон закрыли 20 апреля мюзиклом «Монте-Кристо. Я — Эдмон Дантес» по мотивам романа Александра Дюма.

Фото: Анастасия Яковлева

88-й театральный сезон принёс «Театру-Театру» не только признание экспертного совета национальной премии и успешные выступления в конкурсной программе «Золотой Маски», но также семь новых спектаклей в репертуаре, участие в Международном фестивале искусств «Русская весна» во Франции и 10-летний юбилей первого мюзикла «Владимирская площадь», который задал музыкальный тон развитию театра.

В первую очередь руководители «Театра-Театра» говорили о радости, пережитой на церемонии вручения «Золотых Масок». Однако долго предаваться эмоциям они не стали. Как заметил Анатолий Пичкалёв, получать «Маски» приятно, но важна не сама премия, а «олимпийский» принцип участия.

Фото: Анастасия Яковлева

Анатолий Пичкалёв, директор «Театра-Театра»:

— Кто считал, тот в курсе, что из 206 позиций всех номинаций премии 36 было отдано четырём пермским театрам. Это подкупает. Когда среди лучших театров присутствуют Пермский театр оперы и балета, театр «Балет Евгения Панфилова», Пермский Театр-Театр и театр кукол «Карабаска» — это замечательно.

Художественный руководитель «Театра-Театра» Борис Мильграм отметил другую сторону успеха пермских театров на «Золотой Маске». Он, в частности, сказал, что театры Перми получили всероссийское признание, оставшись при этом без какого-либо жеста поддержки со стороны Министерства культуры Пермского края.

Фото: Анастасия Яковлева

Борис Мильграм, художественный руководитель «Театра-Театра»:

— Я даже не знаю, нужно ли говорить об этом... Мы вернулись из Москвы и не получили не то чтобы поздравления — со стороны минкульта по этому поводу ни единого слова не прозвучало. Я был министром культуры и понимаю: когда на вверенной тебе территории такое количество наград, такой успех, ты должен это разделить и поддержать, даже если не чувствуешь себя причастным. И, опираясь на этот успех, двигаться дальше. Этого сегодня не происходит.

Однако руководство «Театра-Театра» сегодня озабочено не столько успехом прошедшего сезона, сколько реализацией нового проекта по реконструкции большой сцены театра. Несмотря на необходимые финансовые ресурсы (театр заручился поддержкой правительства и губернатора Пермского края), у театра много сложностей и сомнений. Борис Мильграм заявил, что он решительно настроен на то, чтобы реконструкция сцены была выполнена в соответствии с выбранным проектом и в срок.

Борис Мильграм, художественный руководитель «Театра-Театра»:

— Если бы министерство культуры хотя бы не мешало, мы всё преодолеем! У нас есть обязательства перед публикой начать следующий сезон в срок. Мы хотим открыться премьерой спектакля «Винил» уже на новой сцене. Для этого нужно начать работу буквально завтра. То, что нам предстоит сделать, — это самый реальный и честный проект. И он будет сделан.

Знаете, почему в культуре Пермского края была такая кипучая жизнь в течение предыдущих лет? Дело не в деньгах. Ресурсы были в том же объёме. Просто они использовались эффективно... Эффективность — это когда деньги тратятся на то, что принесёт конкретный результат — познавательный, художественный, эстетический. А результат — это то, что будет развивать эту жизнь дальше. В нашем театре мы делаем дело, за которое отвечаем перед теми, кто выделил нам деньги на реконструкцию, перед нашей публикой, перед всем городом.

Необходимость реконструкции сцены театра связана с повышением технических возможностей театра, работающего в жанре мюзикла. В таком театре впечатление зрителей зависит не только от игры актёров, но и от спецэффектов, которые также играют в постановке. А спецэффекты, в свою очередь, зависят от технических возможностей сцены.

Как пояснили руководители «Театра-Театра», стандартный механизм даёт возможности трансформировать сцену, но пользоваться им сложно. Поэтому задействовано это оборудование бывает редко и используется не в каждой постановке.

Большинство государственных театров в нашей стране имеет сценическую конструкцию поворотного круга (кольца). Она позволяет перемещать декорации и исполнителей по окружности, даёт разнообразие ракурсов, позволяет применять определённые художественные приёмы. Во всех театрах механизм поворотного круга находится за сценой, он выдвижной.

Реже сцена состоит из подъёмно-опускных площадок. Подъёмно-опускная система позволяет менять рельеф сцены, подавать декорации из трюма наверх, подвижные части поднимаются выше уровня сцены. Подобные площадки позволяют создавать на сцене несколько уровней, или этажей. Механизмом сцены управляет компьютер с помощью специальной программы. Соответственно, всё выверено с идеальной точностью.

Таким образом, два вида стандартной сценической конструкции устроены так, что движение на сцене может быть направлено либо только сверху вниз, либо только по окружности.

Борис Мильграм Фото: Анастасия Яковлева

Борис Мильграм, художественный руководитель «Театра-Театра»:

— Мысль соединить эти механизмы выглядит странно. Но я задумался: что если круг и кольцо поместить вниз сцены — в трюм, а подъёмно-опускные площадки поставить на круг? Позвал местных конструкторов и спросил их, можно ли такое осуществить технически. Поначалу они удивились, а потом разработали проект. Я узнавал, подобная система существует, но только в Лас-Вегасе.

Отдельные сегменты нашей сцены — восемь площадок — будут двигаться по кругу и одновременно подниматься и опускаться. За пределами круга — ещё четыре площадки. Кроме того, новая система позволит поднимать и опускать оркестровую яму.

Преимущество нового механизма сцены в том, что для будущих постановок не понадобится строить дополнительные конструкции и этажи — они уже есть. Площадка сможет подниматься на три метра над сценой, делая её двухэтажной. Всё это открывает безграничные возможности для режиссёров и художников-постановщиков, которые по-разному смогут использовать этот технический потенциал.

По словам Виктора Шилькрота, высокотехнологичных театров в нашей стране единицы. Безусловно, необходимо учитывать, что в репертуаре «Театра-Театра» большинство постановок связано с поворотным кольцом. И этот принцип движения сцены необходимо сохранить.

Фото: Анастасия Яковлева

Виктор Шилькрот, и. о. декана факультета сценографии и театральной технологии Школы-студии МХАТ, художник-постановщик, за плечами которого работа над 45 спектаклями:

— В государственных театрах страны нет возможности вкладывать бюджет в конкретный спектакль, как это принято в театрах на Западе. Там принципиально иной подход: вкладываются миллионы долларов только в одну постановку. Специально разрабатывают конструкции, оборудование, декорации. И играется этот спектакль в течение стольких лет, пока зритель будет покупать на него билеты.

Я исхожу из своего опыта. В России, какая бы замечательная компания ни делала декорации, как правило, не бывает возможностей вкладывать финансовые и временные ресурсы только в один спектакль. Поэтому важно, чтобы театр располагал стационарным высокотехнологичным оборудованием сцены. Как вы понимаете, восемь подъёмных площадок позволят сделать сто восемь или шестьсот восемь сценографических перемен во время одного спектакля. И главное, что эта система будет работать стабильно.

Выйти на качественно новый круг в своих постановках «Театру-Театру» предстоит в октябре. А пока труппа готовит концертные версии спектаклей из своего репертуара, чтобы показать их в городах Пермского края и на летних гастролях в Кирове, Казани и Екатеринбурге.

Ближайшие выступления артистов театра будут посвящены 70-летию Дня Победы. 11 и 12 мая в большом зале Пермской филармонии пройдёт концерт-реквием «Поминальная молитва».

Борис Мильграм, художественный руководитель «Театра-Театра»:

— В концерте «Поминальная молитва» не будет песен военных, не будет песен в стиле ретро. Мы взяли в работу очень красивый вокальный материал, народные песни, шедевры симфонической музыки. В оформлении концерта-реквиема будет проявлено, что война разрушила, поработила, убила и растерзала всё прекрасное. Мы хотим показать ужас и безнравственность войны, противопоставив ей культуру и искусство в самом высоком смысле этого слова.