X

Новости

Вчера
16 ноября 2018
15 ноября 2018
14 ноября 2018

«Некоммерческий сектор пошёл в суд». История о том, как прецедент сломал систему

Фото: Тимур Абасов

В Перми произошло уникальное событие. Поставлена точка в истории, перевернувшей систему муниципальной поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО). То что, раньше представляло из себя клубок из кулуарных договорённостей, теперь превращается в цивилизованный и публичный механизм. Сегодня мы анализируем результаты этой истории, продлившейся без малого два года.

Один в поле

Началась эта история летом 2016 года. Руководитель благотворительной организации «Территория семьи» Анна Зуева нашла пустующее помещение. По адресу Танкистов, 19 есть подвал в, мягко сказать, запущенном состоянии, но, тем не менее, подходящим для нужд НКО. Там мог бы разместиться социальный склад, кабинеты для сотрудников, психологов и педагогов. Анна обратилась в администрацию Индустриального района, потом к депутату от этого округа Василию Кузнецову и даже в городскую администрацию. Так прошло несколько месяцев: депутат сначала, перед самыми выборами, обещал, потом перестал отвечать на звонки, в администрации ничем не могли помочь. И осенью 2016-го, когда избрался новый состав городской думы, НКО подала заявку на помещение через депутата гордумы от партии «Яблоко» Надежду Агишеву.

Мы довольно подробно описывали ситуацию вокруг «Территории семьи», её мытарства и бодания на комитетах и пленарных заседаниях Городской думы. Как бы то ни было, несмотря на то, что к качеству работы самой организации вопросов не было, имущественная поддержка НКО оказана так и не была, хотя почти в то же время две другие организации получили помещения в безвозмездное пользование.

Анна Зуева Фото: Тимур Абасов

Причина — в непубличности и непрозрачности системы распределения муниципальных помещений, построенная на личных договорённостях. Свою оценку этой ситуации дали многие общественники города и представители экспертного сообщества, на протяжении всего времени она обсуждалась в СМИ и соцсетях.

До сих пор порядок и критерии оценки претендентов на имущественную поддержку в Перми отсутствовали. Решения принимались на основе неформальных переговоров между заявителями, депутатами и администрацией и были абсолютно непрозрачными. Поэтому одни на исключительных условиях получали что хотели, для других выстраивались барьер. В Перми сложилось несколько категорий НКО, традиционно получающих муниципальную поддержку, при этом насколько эффективно они работали, никак не оценивалось.

В ситуации с «Территорией семьи» получилось довольно красноречиво. Организацию по необъявленным причинам отфутболивали на местном уровне, при этом поддерживали на федеральном. В 2017 году НКО даже получила президентский грант.

Помещение по адресу г. Пермь, ул. Танкистов 19. НКО «Территория семьи» готово было за свой счёт отремонтировать помещение, содержать его и оплачивать коммунальные услуги. Фото: Анна Зуева

Такая практика сохранялась годами, до тех пор, пока прецедент благотворительной организации «Территория семьи» не выявил её недееспособность. Только то, что эта история была выведена в публичное поле, поставила власти перед необходимостью изменения существующей системы. В марте 2017 года гордума приняла решение о приостановлении оказания поддержки по старым правилам и о разработке новой методики. В ноябре прошлого года Порядок и условия предоставления безвозмездной имущественной поддержки СО НКО был утверждён, а администрация города получила задание разработать в его развитие нормативные акты, которые и были представлены депутатам только что.

Ненужные помещения

По сути, общественности удалось добиться изменения практик в интересах некоммерческого сектора. При этом — без поддержки со стороны чиновников. Это безусловно, позитивный прецедент. Однако новые документы не лишены недостатков.

Например, перечень помещений для СО НКО формируется по остаточному принципу. В него будут включаться объекты, невостребованные муниципальными предприятиями, учреждениями, и другими органами администрации города. Кроме этого условия, должно соблюдаться ещё одно: муниципалитету не удалось извлечь из помещения прибыль. То есть его не удалось передать в аренду по результатам трёх аукционов, если помещение находилось в арендном фонде, или не получилось продать в течение года, если оно состояло в плане приватизации. Это означает, что в перечне окажутся помещения в плохом состоянии, находящиеся в удалённых районах.

При этом объекты будут исключаться из перечня, если возникнет необходимость их использования для решения вопросов местного значения при обращении муниципальных предприятий, учреждений, территориальных и функциональных органов или функциональных подразделений администрации города Перми.

В то же время безусловной победой стали правила публикации перечня имущества, доступного для СО НКО. В документах закреплено, что перечень должен быть опубликован на сайте городской администрации и в официальном бюллетене органов местного самоуправления Перми. Причём происходить это должно ежеквартально — не позднее 5 числа последнего месяца квартала.

Общественная нагрузка

Теперь определять СО НКО, которые получат помещение в безвозмездное пользование, будет специальная комиссия. Принципы действия этой комиссии, как они записаны в документах, достойны цитирования. Во-первых, это обеспечение объективности оценки заявок СО НКО; во-вторых, — публичность, прозрачность и развитие добросовестной конкуренции; и, в-третьих, — соблюдение принципов гласности и единства требований к организациям.

Комиссия будет оценивать соответствие СО НКО условиям предоставления безвозмездной поддержки, корректности предоставленного пакета документов, а в случае поступления двух и более заявок на один объект осуществлять оценку и сопоставление заявок и определяет получателя помещения.

Вопросы вызывает состав комиссии. Не считая секретаря, в неё включены восемь рядовых членов, председатель и заместитель председателя. Из этих десяти человек шесть являются чиновниками, двое — депутатами, и ещё двое — представителями общественности. При этом роль представителей общественности выполняют Ирина Ермакова, председатель региональной общественной организации «Многодетные Пермского края», и Валентина Савкина, председатель Пермской городской общественной организации ветеранов. Эти люди — частые члены разных органов, создаваемых администрацией и думой — как постоянно действующих, так и временных. Это так называемая лояльная общественность. При этом другим представителям сектора НКО попасть в состав комиссии было невозможно: назначение проводилось в закрытом режиме, никаких уведомлений или приглашений разослано не было.

Системы ценностей

Оценивая пройденный путь и его результат, участники этой истории сходятся в том, что работа над системой оказания муниципальной поддержки СО НКО далеко не закончена.

Фото: Тимур Абасов

Надежда Агишева, депутат Пермской городской думы:

«Не могу сказать, что мы добились максимально возможного результата. Все принятые нормативные акты требуют доработки. Представителям некоммерческого сектора пришлось сходить в суд и доказать, что в системе муниципальных правовых актах есть пробелы, которые приводят к нарушению прав НКО на получение поддержки. К сожалению, при разработке документов администрация города сделала приоритетом получение дохода от использования имущества, при этом забывая о социальных эффектах от деятельности некоммерческого сектора»

Дмитрий Жебелев, координатор фонда «Дедморозим» видит проблему не столько в конкретных недостатках принятых документов, сколько в системе ценностей депутатов и чиновников, которая может стать препятствием для любого позитивного процесса.

Фото: Тимур Абасов

Дмитрий Жебелев:

«Результаты отстаивания прав СО НКО на поддержку муниципалитета оказались довольно интересными. Я узнал, что НКО может обратиться за помощью в получении помещения к депутату, в результате чего она это помещение так и не получит, зато получит организация, которую возглавляет этот депутат (имеется ввиду Василий Кузнецов и МКУ „Городской Спортивно-Культурный Комплекс“ — Прим. ред.). Ещё выяснилось, что бюджет города ежегодно платит этому МКУ около 27 млн рублей за обеспечение доступа к открытым спортивным объектам и проведение физкультурных мероприятий. Что за год в этих мероприятиях участвует меньше тысячи человек, а на зарплату организаторов и налоги с неё тратится более 20 млн рублей — в том числе и на самого депутата. И что полиция считает: в Перми детям негде заниматься спортом в свободное время, поэтому в городе крайне высокий уровень подростковой преступности. В результате ничего не изменилось — подросткам по-прежнему негде заниматься спортом, некоторые из них нападают на школу с ножами, депутат и его коллеги получают хорошую зарплату за счёт жителей Перми, а помещение, предоставленное его организации вместо НКО, с тех пор так и стоит без дела. И никто по-прежнему не видит между всем этим взаимосвязи».

Независимо от результата, кейс «Территории семьи» вскрыл все недостатки существовавшей до сих пор системы и сдвинул ситуацию с мёртвой точки.

Анна Зуева Фото: Тимур Абасов

Анна Зуева, руководитель «Территории семьи»:

«Это был полезный опыт. Этот кейс помог разобраться, какие механизмы поддержки СО НКО есть в городе и что в них нужно менять. Само по себе утверждение нового порядка — это большая победа, ведь существовавшая до сих пор система оставалась неизменной на протяжении десяти лет. Итог пройденного пути ещё и в том, что вопрос муниципальной поддержки СО НКО начал обсуждаться не только на местном, но и на краевом уровне. На круглом столе, прошедшем на прошлой неделе на площадке Общественной палаты Пермского края, эта тема обсуждалась совместно с администрацией губернатора и пермскими чиновниками.

Ситуация определённо сдвинулась с мёртвой точки, но она не завершена. В принятом сейчас порядке существуют серьёзные барьеры для получения СО НКО муниципальной поддержки. И в моих ближайших планах составить письмо, в котором будет обоснована важность решения этой проблемы и предложены варианты решения, которые будут выгодны и СО НКО, и муниципалитету. Письмо будет направлено в администрацию губернатора и краевую Общественную палату».

Документы

22 марта, на заседании комитета по инвестициям и управлению муниципальными ресурсами администрация отчиталась об окончании разработки документов, определяющих детали безвозмездной поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО). Система документов выглядит так:

***