X

Citizen

Сегодня
Вчера
2 дня назад
17 ноября 2017
16 ноября 2017
15 ноября 2017
14 ноября 2017

«Век живи, век играй». Как живёт и работает молодой пермский театр, созданный семьёй актёров

Театр — это семья. Казалось бы, расхожая фраза, символ того, какие отношения — в идеале — должны быть в творческом коллективе. Но бывают случаи, когда театр является семьёй в прямом смысле этого слова. Как театр-студия «Век жизни», которому недавно исполнился год.

Покинув театр «У моста», опытные актёры, супруги Андрей и Ирина Моляновы, решили продолжать дело своей жизни. И поставили спектакль по роману Эрика-Эммануэля Шмита «Оскар и Розовая Дама». Главную роль мальчика Оскара, который, умирая от лейкемии, пишет письма богу, отвели своему сыну — Тимофею Молянову. Дата премьеры «Оскара» — 25 марта 2016 года — и считается днём рождения театра-студии «Век жизни», в полном названии которого есть «подзаголовок» — «Театральный проект семьи Моляновых».

Театр из кухни

Театр появился из разговоров в семейном кругу на кухне. Также после долгих кухонных бесед родилось и имя для него. Семья Моляновых всё думала, как его назвать: театр «Век»? театр «Жизнь»? Слишком пафосно... В итоге Ирина предложила ставший окончательным вариант «Век жизни».

В этом названии есть что-то философское, — говорит Андрей Молянов. — «Век живи, век учись». Или даже что-то буддийское — век жизни прошёл, и она начинается заново. Ведь актёрской профессии надо учиться всю свою жизнь, как и любой профессии. Нет предела совершенству, нельзя говорить, что ты можешь всё, умеешь всё. Один очень хороший человек сказал — как только ты говоришь, что можешь всё, то должен поставить крест на себе как на актёре, потому что уже ничего никогда не сможешь, будешь идти по одному руслу, а это — смерть.

Андрей Молянов Фото: Тимур Абасов

За год «Век жизни» выпустил шесть спектаклей. Два детских — «Не хочу быть собакой» и «Оранжевый ёжик», и четыре вечерних, к которым, кроме «Оскара...», относятся «Шутка» по произведениям Антона Чехова, «Чудная баба» по пьесе Нины Садур и «Агафья Тихоновна» Николая Гоголя.

Молодой артист Тимофей Молянов активно участвует в спектаклях и собирается связать свою жизнь с театром. Правда, не как актёр, а как режиссёр. Отец шутит, что выбора особенного у него не было — мальчик практически с рождения из-за кулис театра наблюдал за тем, как мама с папой играют на сцене.

Андрей и Тимофей Моляновы Фото: Тимур Абасов

Прибавления в семействе

Вскоре после возникновения «Века жизни» к Моляновым стали присоединятся молодые артисты. Сейчас в театре состоят актрисы Анастасия Белостокова и Марина Прокопьева, актёр Андрей Одинцов, главный администратор Маргарита Бердникова. Все пришли из интереса и любви к искусству, прекрасно понимая, что денег тут особо не заработаешь. Анастасия Белостокова, например, обратилась к Моляновым с вопросом, не требуются ли волонтёры.

Актриса, художник по свету Анастасия Белостокова Фото: Тимур Абасов

По словам Андрея, к ним часто обращаются артисты, спрашивают, можно ли сыграть в спектакле. Никому не отказывают. Но когда поднимается сложный финансовый вопрос, желающие сразу куда-то пропадают. А тем, кто всё-таки вошёл в состав «Века жизни», приходится стойко переносить все тяготы жизни небольшого театра. Каждому артисту — совмещать несколько обязанностей, быть также звукорежиссерами, художниками по гриму, художниками по свету... А на гастролях полностью самим готовить к спектаклю площадку и реквизит, таскать тяжёлые чемоданы. Но они не ропщут. В небольшой команде «Века жизни» каждый на своём месте, и все полностью доверяют друг другу. Такая большая театральная семья.

Спектакль «Оскар и розовая дама» по пьесе Э.-Э. Шмитта Фото: Театр «Век жизни»

Уважение к классике

Основой репертуара «Века жизни» является классическая литература, и у Андрея Молянова как режиссёра есть этому своё объяснение.

Я столько всего насмотрелся за свою театральную жизнь, но не понимаю, когда берут классику и начинают изгаляться над ней. По-другому я это назвать не могу. Тут я поддерживаю великого Римаса Туминаса Римас ТуминасТеатральный режиссёр, художественный руководитель театра им. Е. Вахтангова, который сказал очень хорошую вещь: прежде чем что-то придумывать, ты пойми автора и поставь, как он написал. Это намного сложнее. Можно играть Чехова в трусах и в бюстгальтере, для этого много мозгов не надо. Сейчас каждый старается чем-то удивить зрителя. А зачем? Ты поставь нормально, ты этим удиви.

Фото: Тимур Абасов

При этом в театре весьма лояльный способ отбора материала — каждый артист может предложить интересную пьесу, и если она подходит для «Века жизни», её могут поставить. Сейчас в творческих планах коллектива несколько спектаклей. Известный драматург и режиссёр Николай Коляда дал разрешение на постановку пьесы «Веники и попугаи», долгое время Андрей Молянов вынашивает идею постановки рассказа Чехова «Чёрный монах».

Путешествия всей семьёй

За год существования театральный проект семьи Моляновых успел немало погастролировать. На Международном театральном фестивале любительских театров «Молодые — молодым» в Москве театр получил диплом за сохранение традиций семейного театра, а Тимофей Молянов удостоился приза за «Лучшую мужскую роль» в спектакле «Оскар и Розовая дама». Также театр побывал на Всероссийском фестивале «Александровский сад» в Ульяновске и театральном фестивале «Ночь в театре» в Озёрске. В каких-то случаях Моляновы сами подавали заявки, в каких-то им предлагали это сделать организаторы. Так, например, позвали на фестивали в Ульяновск и Озёрск — организаторы узнали о пермском семейном театре благодаря связям в театральной среде.

Спектакль «Чехов. Шутка» по рассказам А. П. Чехова Фото: Театр «Век жизни»

Но своим самым значимым достижением артисты считают недавнее выступление на сцене «Коляда-Театра» в Екатеринбурге.

Николая Коляду я знаю давно, мы раньше были у него два раза на гастролях, на фестивале «Коляда-Plays», — рассказывает Андрей Молянов. — Ещё у нас в Перми проходил один театральный фестиваль, я там участвовал как актёр в читках, которые он ставил. Актёрский мир тесный и маленький. Это как цыганская почта — все друг друга знают. Нас пригласили на два дня, и мы играли у него в театре. Для нас это сейчас даже лучше, чем «Золотая маска». Для молодого, начинающего театра — это такой пик! Мы не могли себе представить год назад, что будем играть на сцене «Коляда-Театра».

На сцене «Коляда-Театра» Фото: Вадим Балакин

В поисках угла

У маленького театра всегда много трудностей, но артисты «Века жизни» видят перед собой лишь одну существенную проблему, типичную для всех молодых негосударственных театров — отсутствие собственной площадки. Театр начинал играть во Дворце Творчества Юных, сейчас выступает на площадке Пермского Дома актёра. Ей артисты благодарны за возможность показывать свои спектакли, но это открытая площадка, где выступают другие коллективы, возникают проблемы с репетициями и хранением реквизита.

Спектакль «Агафья Тихоновна» по пьесе Н. В. Гоголя Фото: Театр «Век жизни»

Свой угол «Век жизни» активно ищет. Артисты обращались в департамент культуры Перми, где им дали список адресов, но, в основном, это те же учреждения культуры, где театру придётся соседствовать с различным секциям и кружкам.

Своя сцена нужна «Веку жизни», чтобы развиваться дальше — спокойно репетировать в любое время, делать новые постановки, хранить костюмы и декорации и знать, что их там никто не тронет. «Мы согласны репетировать и ночью, но у ребят же есть и свои семьи... А в собственном здании можно даже жить. Там я стану Карабасом-Барабасом!» — шутит Андрей Молянов.

***