X

Новости

Вчера
2 дня назад
14 сентября 2019
13 сентября 2019
12 сентября 2019
Фото: viriyincy / Flickr

Открытые данные: Насколько они действительно открытые в Пермском крае

Одним из главных источников информации о деятельности государственных и региональных органов власти сегодня являются их официальные сайты. Только по содержанию данных сайтов можно сделать заключение об открытости тех или иных ведомств и департаментов, судить о степени прозрачности административных процедур и принимаемых решений.

Международная панорама

Впервые о том, что информация о деятельности государственных органов власти должна быть доступна населению, заговорили в 1947 году. Хотя и до этого были прецеденты. Например, в 1766 году власти Швеции пытались открыть публичный доступ к своим мероприятиям. Попытка провалилась. Поэтому, говоря о первом законодательном закреплении права граждан на доступ к информации о деятельности органов государственной власти, прежде всего, необходимо вспомнить «Всеобщую декларацию прав человека», принятую в 1948 году.

19 статья «Всеобщей декларации прав человека»: Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.

Свобода информации в России

В России же данное право было закреплено гораздо позже, в 1993 году, когда принимали основной государственный документ — Конституцию. Так, в тексте Конституции прописаны два основополагающих аспекта современной концепции открытых данных:

Статья 29. 4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется Федеральным законом. 5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
Статья 24. Конституции РФ: 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

От провозглашения права на свободу информации — к активным действиям

Одним из первых серьёзных шагов, обеспечивающих «кардинальное ускорение процессов информационного обмена в экономике и обществе в целом, в том числе между гражданами и органами государственной власти», является принятие федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010)».

Основная цель программы — повышение эффективности государственного управления за счёт внедрения и массового распространения информационных и коммуникационных технологий, а также обеспечение прав граждан на свободный доступ к информации о деятельности государственных органов.

Результатом внедрения программы должно было стать создание инфраструктуры электронного правительства, которое бы обеспечило межведомственное взаимодействие органов власти, государственный контроль и доступ населения к информации о деятельности органов власти и услугах, предоставляемых ими.

Новый этап в развитии информационной открытости в России

Ещё одним важным шагом в формировании информационной открытости государственных органов власти стало принятие Стратегии развития информационного общества, среди задач которой — обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий.

Затем в свою законную силу вступил ряд Федеральных законов: «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

Таким образом, с 2010 года сайты органов власти — официальные и законодательно признанные источники информации об их деятельности.

2010 год знаменателен ещё и тем, что в это время приняли ряд важных нормативно-правовых актов, включая новую государственную программу «Информационное общество» (2011-2020).

Одной из задач данной программы было повышение открытости деятельности органов власти и создание «электронного правительства».

Возникает резонный вопрос: насколько данная программа реализовала принцип открытости и общедоступности информации о деятельности органов власти для населения? Какая информация содержится сегодня на сайтах государственных и местных органов власти?

Открытые данные в Пермском крае

Пермский региональный сервер

Первый региональный сервер Пермского края, точнее, Пермской области появился 17 июня 1998 года. Именно с этого момента Главное управление экономики начало курировать официальный сервер, который был создан при технической и организационной поддержке регионального центра информатизации Пермского государственного технического университета.

Главная цель портала — обеспечить взаимодействие между различными региональными интернет-сервисами, дать населению доступ к основной информации и документам. Поэтому архитектура данного сайта была построена таким образом, чтобы любой человек, зашедший туда, мог быстро сориентироваться в пользовательском интерфейсе и найти интересующую его информацию или ссылки на интернет-ресурсы.

Правительство Пермского края

В рейтинге на степень открытости сайтов исполнительных органов региональной власти сайт Правительства Пермского края находится в аутсайдерах. Он занимает 71-е место. А значение соответствия сайта Федеральному закону № 8 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправлении» равно 30 %.

Законодательное собрание Пермского края

Намного лучше оснащён информацией сайт Законодательного собрания Пермского края. Его информационная наполненность соответствует 58,1 %, а среди законодательных органов власти субъектов РФ этот сайт занимает 24-е место.

Открытый Регион. Пермский Край

Пермский край входит в число 28 субъектов федерации, где запущен проект «Открытый регион». Проект реализуется с 2012 года и представляет собой одно из направлений деятельности краевого правительства в рамках федерального законодательства.

Евгений Балуев, министр правительственных информационных коммуникаций Пермского края:

— Проект «Открытый регион. Пермский край» охватывает большое количество направлений. При формировании каждого портала мы ориентируемся на ключевые правила: информативность, дружественный интерфейс для любого пользователя, различные элементы «обратной связи» — социологические опросы, комментарии, обсуждения, предложения по совершенствованию портала. В структуру «Открытого региона» уже вошли «Открытые данные», «Понятный бюджет». Войдут блоги чиновников, проектная деятельность и другое. Кроме того, будет создан геоинформационный портал края, направленный на вовлечение инициативных групп населения в процессы развития территорий, решения (наряду с органами власти) городских и краевых проблем.

Что сейчас происходит с информационной открытостью в Пермском крае?

Сергей Пономарёв в интервью «Эхо-Перми»:

— Весной прошлого года, не помню сейчас по какой причине, мне понадобился email одного из наших муниципальных депутатов, за ним я и залез на сайт Пермской городской думы. И каково же было моё удивление, когда я обнаружил, что ни у одного депутата нет email. Хотя на дворе XXI век, связаться с депутатами можно либо по телефону, либо прийти на приём. Я стал копать дальше: что там, на сайте, вообще есть? Какая информация? Легко ли найти народных избранников? Выяснилось, что отчёты о деятельности депутатов опубликованы далеко не у всех, биографии многих начинались и заканчивались единственной датой — датой рождения. Информация о личном приёме более или менее присутствовала, но темы обозначены не были. В социальных сетях удалось найти 5 или 7 человек. Вывод был однозначен: как страшно далеки они от народа.

Виктор Басаргин, на открытии центра «Мои Документы»:

— Во многом власть характеризуется тем, насколько доступны для жителей государственные и муниципальные услуги. Скажу, что на мировом уровне планка по доступности государственных услуг для населения очень и очень высокая. К этому нам нужно стремиться.

Всеволод Бедерсон, член правления Гражданской палаты:

— Я думаю, что наш регион вряд ли можно назвать плетущимся в хвосте этих процессов раскрытия публичной информации, но то, что мы не лидеры, — тоже очевидно. Это говорит о том, что очень много сайтов ОВ (органов власти), которые не так сложно сделать. Просто это не делается, а жаль. Но важно понимать, что вряд ли «хорошие сайты ОВ» закроют наш большой гештальт по поводу низкого качества управления и всех издержек режима.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь