X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад

А чем я хуже? Как перестать бояться и сесть на велосипед зимой

Фото: Анастасия Столбова

В последний день январских каникул в морозной Москве прошел велопарад. Это аномально холодное событие вызвало горячий общественный резонанс и вывело феномен зимнего катания на велосипеде в информационную повестку всей страны. А вот в Перми появление на дороге человека на байке при любой температуре уже не вызывает удивления. Расскажем, почему кататься зимой на велосипеде — это нормально. А помогут нам в этом пермяки, которые не тратят деньги на бензин для автомобиля и нервы во время поездок в общественном транспорте.

Николай сел на горный велосипед в 2003 году. Тогда он стал одним из первых в Перми, кто превратил двухколёсного друга в постоянное средство передвижения. 15 лет назад велосипедистов в городе было столько, что они знали друг друга в лицо и могли вместиться в одну маленькую закусочную, чтобы отметить начало сезона. Сейчас, кажется, в каждой второй семье есть хотя бы один велосипед, это особенно заметно в «сезон» на сухой дороге. Но почему в «несезон» ездит так мало людей? Распространенный перечень страхов — «холодно», «скользко» и «там же машины!».

Фото: «Николай 77»

Холодно

Комфортная погода для катания — до -15 С°, что за шестимесячную зиму случается в Перми довольно часто. Если температура ниже — растёт риск обморожения. Нужно правильно одеваться, внимательно отнестись к рукам и лицу — частям тела, которые остаются почти неподвижными при езде.

Ещё один велосипедист со стажем, Станислав Скороходов рассказал, что его рекорд катания −35 С°, и заметил, к слову, что в Якутии устраивают велогонки и в -45 С°.

История с одеванием велосипедиста похожа на историю лыжника:

  • Тонкие флисовые перчатки, второй слой — варежки.
  • Балаклава под шапкой и шлемом. В сильный мороз приходится чаще дышать. Лучше дышать тёплым воздухом сквозь ткань, это спасет от отёка лёгких и от простуды.
  • Очки. Стоит помнить, что они запотевают.
  • Туристическая обувь с подкладкой из войлока. В магазине говорят «с эффектом термоса». Контактные ботинки, которые пристёгиваются к педалям, в мороз не подойдут из-за холодных шипов.
  • Термобельё — плотно облегает и отводит влагу.
  • Флисовая одежда, ветрозащитная среднеутеплённая куртка и штаны, можно велосипедный «памперс». Пуховик, шуба, «капуста» из одежды — не нужны.

В итоге замёрзнуть сможет только переносица.

Транспорт тоже стоит «утеплить».

Увлечённые любители утверждают, что велосипед зимой сильнее изнашивается. Трансмиссию, например, при интенсивном использовании байка зимой придётся менять.

Фото: Максим Кимерлинг

Скользко

Неправда. Иногда даже летние протекторы достаточно ребристые для катания по утрамбованному снегу. Многие пермские велосипедисты не меняют резину. Но лучший вариант — протекторы с шипами.

«Пока у меня не было зимней резины, я делал шипованные покрышки сам: покупал строительные саморезы, вкручивал их в покрышку, обрезал лишние концы и катался так. Правда, камера быстро протиралась шляпками, приходилось вкладывать в камеру старые камеры. В 2003 году в Перми было негде купить нормальные шипованные протекторы», — рассказывает Николай.

Наш собеседник отмечает, что на хороших покрышках можно зимой увереннее проходить повороты, чем летом. Некоторые велосипедисты и сейчас делают покрышки самостоятельно — вставить в два колеса около четырёхсот саморезов — занятие увлекательное, почти медитативное.

В пермском горно-овражном ландшафте лучше использовать маунтин-хардтейл. Он отличается от шоссейного усиленной рамой, большим диапазоном скоростей, диаметром колеса (26-29 дюймов) и более широкой покрышкой. Чем больше площадь соприкосновения колеса с землей, тем проще проходить неровности, ямы, рыхлый снег на обочине, нечищеный тротуар.

Mongoose Tyax Expert — маунтин-хардтейл байк

Также недавно появились «фэтбайки». У них «толстые» покрышки шириной 4 дюйма. Можно ездить по следу бурана, по лыжне. Тратится больше энергии, чтобы его разогнать, зато проходимость — как у внедорожника.

XXfat 24 — фэт-байк

Высокий трафик на дорогах

Самый рациональный аргумент. Нерасчищенные обочины, зауженные дороги, несколько полос автомобилей, непредсказуемость водителей, велосипедистов, пешеходов... Хорошая экипировка и соблюдение правил движения помогут обойтись без аварий и улучшают имидж велосипедистов в целом. Несомненный плюс, который отмечают многие — есть возможность объехать пробку, а не стоять в ней целую вечность.

Один из первых пермских маунтинбайкеров Максим Кимерлинг рассказывает, что в начале двухтысячных автомобилей было в несколько раз меньше, соответственно, было гораздо безопаснее кататься. На долю современных велосипедистов выпал безумный трафик, увеличилось количество депрессивных районов.

Неразвитая инфраструктура

В отличии от Санкт-Петербурга и Екатеринбурга, в Перми не сильно развиты условия для передвижения по городу. По последним наблюдениям велосипедистов, на Парковом велодорожка заставлена автомобилями, на Садовом не проглядывается. Зато на Героев Хасана и на Крупской — хорошие, сделанные по ГОСТу, и их чистят.

Также байкеры обеспокоены тем, что оставлять велосипеды на парковках небезопасно — можно выйти и найти перекушенный замок или недосчитаться деталей, которые стоят на эксцентриковых стяжках, — переднего колеса, седла. Для защиты от кражи нужно записывать номер рамы, который подписан на кареточном узле, где находятся передние звёзды. Обязательно беречь паспорт и номер велосипеда, тогда можно будет доказать факт кражи. В советское время для удобства у велосипедов были номера, как у автомобилей.

Общественный активист и эколог Надежда Баглей рассказывает о своих наблюдениях:

Велосипедисты Павел Клецкин и Елена Королёва, например, организуют зимние катания по городу каждую пятницу в 21:00 от Театра-Театра. В «покатушках» еженедельно участвует более 30 человек, и здесь самое место тем, кто оседлал велосипед зимой впервые. Они даже разрабатывают карты исторических и экологических маршрутов.

Фото: Андрей Квиткин

Несомненные преимущества велосипеда одинаковы и зимой, и летом:

  • Двигательная активность, которая позволяет оставаться в тонусе.
  • Свобода от расписания автобусов. Другая история, если это туристическая поездка, и вам нужно успеть на электричку.
  • Относительная дешевизна.
  • Приятный груз индивидуальной ответственности за собственную жизнь, возможность быть ближе к природе и другие психологические уловки.
Фото: «Николай 77»

Кто-то решил, что велосипед — это для тех, кто любит быть один. Алла Казанцева, например, считает наоборот, что это нечто вроде «братства». Даже есть традиция — зимой встречному велосипедисту нужно помахать рукой. И не просто так — когда ты оказываешься в беде, незнакомые «братья по транспорту» чаще всего помогают. Также она говорит, что когда этот транспорт входит в жизнь, все предметы вокруг оказываются с приставкой «вело- „ и повседневность становится совсем другой.

Многие из тех, с кем я разговаривала, отмечают, что сели на велосипед зимой два года назад. Что же произошло два года назад, для меня так и останется тайной. Происходит „вербовка“ примерно так: „я увидел велосипедиста и подумал — чем я хуже?“. Кто-то устает от качания в транспорте, кто-то ищет удивительные эмоции, кто-то привязывается к велосипеду и не может его просто оставить в коридоре. Кроме прочего, уверена, что наличие велосипедистов на дорогах заставляет водителей автотранспорта и пешеходов быть внимательнее и смотреть чаще по сторонам, чем в смартфон.

***

  • Битва мнений: правильно ли то, что велодорожки в городе делаются за счёт автомобилистов и пешеходов? Рассуждают Максим Артамонов и Константин Долгановский.
  • 8 признаков города, дружелюбного к велосипедистам.