X

Новости

Вчера
2 дня назад
16 декабря 2018
15 декабря 2018
14 декабря 2018

Проект «Место действия»: союз художников здорового человека

Фото: Александр Гринишин

«Арт-Пермь» открылась 1 февраля, и в соцсетях и СМИ уже достаточно отзывов, многие из которых сходятся в одном: арт-салон помолодел. И дело не только в том, что количество мёда и всякой хохломы на «Арт-Перми — 2018» оказалось окончательно сведено к минимуму. Иронизировать по поводу этого факта было модно ещё год назад, но в 2018 году стало ясно, что крупнейший пермский художественный салон вполне может прожить без медовых дегустаций и с ним не случится ничего страшного.

Это не значит, что он стал менее консервативным по своей природе — расстановка сил принципиально не изменилась, а тон всей комнате по-прежнему задаёт ковёр (зачёркнуто) тон всему салону по-прежнему задаёт серьёзное искусство (слово «серьёзное» в этом контексте следует понимать максимально широко, что бы за ним ни стояло, будь то шедевры мировых мастеров или китч от провинциальных коллекционеров). Важный сдвиг произошёл в несколько другой области.

Молодые пермские художники и институции, которые ещё недавно относились к «Арт-Перми» или как к протокольной формальности, или как к чему-то чуждому, не только осознали себя в ней (для этого не нужно было бы много ума и нонконформизма), но и элегантно перекроили её под себя.

Определение «молодые пермские художники», пожалуй, уже стало в какой-то мере устоявшимся, и это определение — вообще не про возраст. Скорее, оно призвано ещё несколько лет послужить этакой понятийной затычкой, пока искусствоведы не придумают более конкретное и меткое название для того поколения современных авторов, которое сформировалось в Перми за последние несколько лет. Его представители разделяют общие эстетические ценности, но какие именно ценности — тоже ещё только предстоит понять.

Фото: Александр Гринишин

Эту задачу за последние годы ставили перед собой сразу несколько кураторов и институций — достаточно вспомнить петербуржца Петра Белого с его серией пермско-питерских выставок, Пермский музей современного искусства или Центр городской культуры. Причём нельзя сказать, чтобы кто-то сильно в этом преуспел — по крайней мере, в формальном плане.

Ну правда, что общего может быть между такими персонажами, как, например, дизайнер Игорь Рябов, чей художественный проект на стенде музея PERMM проходит по ведомству рафинированной эстетики формы, весёлый маргинал Кирилл Крест, замкнутый и загадочный Лёша «Sad Face» Илькаев или минималист Пётр Стабровский, избравший для себя свет как самый изящный из возможных инструментов? Тем не менее, на интуитивном уровне эта общность прослеживается — не зря одним из рабочих названий проекта «Место действия», созданном на стенде ЦГК усилиями девяти художников и объединений, а также двух кураторов — Марины Пугиной и Ильи Гришаева — стало название «Союз художников». Пока непонятно, вырастет ли из этого названия, изначально возникшего как ирония по отношению к официальному союзу, какая-то реальная общность, но, во всяком случае, на стенде ЦГК на «Арт-Перми» эта общность уже образовалась.

Илья Гришаев, Лена Рэмбо, Ася Маракулина, Пётр Стабровский, Игорь Рябов, Анна Андржиевская, Лена Слобцева, Александр Агафонов и объединение «Дом грузчика» (это ещё четверо авторов — Алексей Илькаев, Алексей Щигалев, Кирилл Крест и Эдвард Бенкендорф) отлично вписались в единую концепцию. Особенность этой концепции в том, что на стенде Центра городской культуры нет абсолютно ничего, кроме девяти экранов с наушниками. Точнее говоря, на момент публикации там есть ещё офисный стул, нога от манекена и туристическая палатка, но как выставочные объекты они не работают — художники просто при (в) носят их туда, маркируя пространство стенда на свой вкус и руководствуясь какой-то внутренней хаотической логикой.

В целом же все они сошлись в том, что нужно отказаться от создания объектов или инсталляций в пользу чистого действия — реального или виртуального. Такая, казалось бы, простая оппозиция, как «объект — действие», оказалась для «Арт-Перми» если не прорывной, то как минимум свежей. Художественный жест (по крайней мере, в нашем случае) нельзя купить или продать, его нельзя удержать в рамках одного стенда-загончика. Вот он и не удержался. Уже на открытии Лена Рэмбо в рамках своей акции «Высокое искусство» забралась прямо на ярмарочные перекрытия, а Илья Гришаев ворвался в пространство арт-салона с «экскурсиями», представляющими собой экстремальное катание на офисном стуле. И, похоже, с этого всё только началось.

Фото: Александр Гринишин

Самое странное, что во всём этом была куча непосредственности, но не было панка, не было сознательного противопоставления себя окружающей атмосфере. Воевать с кем-то и кому-то что-то доказывать — это вообще не про «молодых пермских», это не их эстетика. Напротив, если уж говорить о какой-то черте, объединяющей их, то одной из главных черт окажется удивительная деликатность — в том числе и поэтому они отказались от вещественного измерения в пользу незримого, символического и виртуального. Деликатность в отношении пространства, тем более выставочного — вообще штука парадоксальная. Можно просто выставить на своём стенде несколько картин и десять дней сидеть возле них молча, но при этом всё равно создавать вокруг себя ауру бесцеремонности, а можно кататься по проходам на офисном стуле, греметь колёсиками и весело вопить, оставаясь при этом предельно деликатным и даже устанавливать тем самым определённую гармонию. Пожалуй, ситуация не изменилась бы, даже если бы в день открытия Илья Гришаев реализовал ещё одну из своих идей и взорвал в пространстве «Арт-Перми» несколько петард. Жаль, но это пришлось делать на улице: покупку петард доверили Кириллу Кресту, и он со свойственным ему раздолбайством купил вместо маленьких зарядов здоровенных «шмелей», взрыв которых на территории выставки больше походил бы на акт эстетического терроризма. Нет, это, конечно, тоже отличный и весёлый способ перекроить художественную реальность в отдельно взятом пространстве, но эти художники так не работают — они умеют лучше и тоньше.

***

  • Каждый день со 2 по 10 февраля в 19:00 в пространстве арт-салона будет проходить экскурсия-медиация от Ильи Гришаева (сбор — около стенда проекта «Место действия»)
  • Каждый день с 5 по 11 февраля — параллельная программа проекта «Место действия» в Центре городской культуры на Пушкина, 15 — ЧАСКЛИП (ретроспектива видеоклипов из коллекции Ильи Гришаева)
  • Дата и время проектов других участников «Места действия» ввиду присущей проекту спонтанности постоянно уточняется: следите за нашими анонсами в Телеграм-канале и на странице ЦГК в «Фейсбуке».