X

Рассылка

Подкасты

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: Ильяс Фархутдинов

«Как изменить Пермь». Центру городской культуры шесть лет: вот шесть проектов ЦГК, которые изменили город

Созданный в 2016 году Центр городской культуры отмечает шестую годовщину со дня своего основания, которая совпадает с «Ночью музеев». По этому случаю редакция интернет-журнала «Звезда» выбрала из множества событий и реализованных проектов шесть — от выставок до иммерсивного спектакля, — которые, на наш взгляд, сильнее всего повлияли на город и в чём-то сделали его лучше.

1. Фестиваль «Экология пространства в долинах малых рек»

Что это: Фестиваль на стыке экоактивизма и уличного искусства. Основная цель — изменить отношение жителей к долинам малых рек. Эти уникальные природные территории Перми — Егошиха, Данилиха, Уинка и другие малые реки — имеют неповторимую атмосферу со своей флорой и фауной. Но комплексного решения их проблем долгое время не было. Часть речных долин неразумно и хаотично застраивалась, другая часть бессмысленно простаивала.

Художник Александр Жунев Фото: Алексей Гречищев

Что было сделано: В 2017 году Центр городской культуры объединился с Александром Жунёвым, основателем стрит-арт конкурса «Экология пространства» и активистами движения «Слушай соловья».

В летнее время в долинах постоянно стали проходить экологические активности (йога, литературные чтения, экскурсии, экопикники и конкурс стрит-арта).

В 2018 году прошёл конкурс арт-объектов для видовых точек, который собрал 40 заявок от художников из разных городов России.

В итоге Антон Черемных из Нытвы представил «Лёгкие города» на Красной горке, Артур Джаруллаев из Каспийска — серию лэнд-арт проектов «Пикник на обочине» на Андроновской горке, дизайн-студия «AMBITO» из Калининграда — проект «Тропинка» на Уинке, а пермская команда «Фрукты» — проект «Калейдоскоп» на «Трамплине».

Все арт-объекты до сих пор можно увидеть в речных долинах.

«Зеркальный „Калейдоскоп“ можно вертеть; цель проекта сфокусировать внимание на красоте пространства лога, где течёт река Егошиха. Труба треугольная и совпадает с планом нашего треугольного музея (случайно). На музей через трубу тоже можно смотреть: она крутится. Можно ещё смотреть друг на друга и умножаться. Это вдохновляющий пример большой городской коллаборации вокруг очень важной темы», — уверена директор Музея современного искусства Наиля Аллахвердиева.

Сейчас проблемы речных долин вошли в городскую повестку и стали важными не только для экологов и активистов, но и для политиков всех уровней. Наконец-то самое понятие «долина малой реки» вошло в нормативные документы. Реализуется краевой проект «Зелёное кольцо», согласно которому долины получат статус особо охраняемых природных территорий.

Фото: Максим Артамонов

2. Выставка «Я тут всех знаю, меня все знают»

Что это: Выставка под открытым небом на улице Уральской, 110 (в рамках общественного фестиваля «Мосты — 2020»).

Что было сделано: Идея возникла после выставки в ЦГК «Конец Перми». Она была посвящена облику нашего города, который мы стремительно теряем. Список сносимых объектов, значимых для города, пополняется из года в год. А общежитие на Уральской из частной истории превратилось в символ этого печального процесса. Выставка под открытым небом была открыта во дворе этого здания, построенного в первой половине XX века в рамках планировочного проекта территории Рабочего посёлка, к которому приложил руку директор Баухауса Ханнес Майер.

Фото: Иван Козлов

Экспозиция рассказывала о судьбе общежития бывшего механического техникума. Название выставки «Я тут всех знаю, меня все знают» — цитата из воспоминаний одной из жительниц этого дома.

«Каждая человеческая жизнь безумно интересна. Мы смотрим на разрушающийся дом и понимаем, что его нужно сохранить, потому что это архитектурное достояние. Но на самом деле дом — это люди, которые в нём живут. И вот о них и была наша выставка», — рассказывает куратор выставки Александра Тихонова.

После выставки судьбой этого дома заинтересовались власти Пермского края. Планируется, что здание будет реконструировано.

3. Проект «Липам жить»

Что это: Проект, направленный на сохранение городской среды, исследование вопросов благоустройства и экологии. Началось всё с реконструкции бульвара Комсомольского проспекта, затеянной городскими властями в 2019 году.

Что было сделано: Был организован фестиваль «Экология пространства в Липовой аллее», в рамках которого прошла народная инвентаризация липовой аллеи на Комсомольском проспекте, прошли экскурсии по Компросу с экологами и историками.

С участием общественников были сформулированы и внесены в гордуму поправки в Правила благоустройства Перми. Был разработан бренд «Липам жить», выпущена сувенирная продукция. Проведена выставка в рамках «Арт-Пермь» в 2020 году.

«Угроза, которая нависла над аллеей, стала для многих из нас поводом вспомнить, за что, собственно, мы её любим и ценим, а это уже тема, напрямую связанная с важным вопросом о городской идентичности, потому что на этот вопрос каждый пермяк может ответить по-своему. В общем-то, поэтому мы и запустили проект „Липам жить“, исследующий пространство липовой аллеи (и городских зелёных насаждений вообще) в контексте живой истории — нам было важно не только провести ликбез о городской экологии, но и понять, как аллея главного городского проспекта живёт в наших воспоминаниях, что она для нас значит, что связывает нас с ней и с городом», — говорит журналист и поэт Иван Козлов.

В итоге снос лип на Комсомольском проспекте был остановлен. При реконструкции аллеи вокруг деревьев были установлены защитные короба, и такая практика распространилась на все участки, где проходят масштабные «благоустроительные» работы.

4. Спектакль «Зона голоса. Пермь, 1937»

Что это: Иммерсивный аудиоспектакль о трагедии «Большого террора» 1937-1938 годов.

Что было сделано: Спектакль был поставлен в рамках II Гражданских сезонов «Пермские дни памяти» в 2018 году (при поддержке Фонда президентских грантов).

Суть спектакля состоит в том, что участника «ведут» через современный город. При этом он оказывается внутри эпохи, где в любую минуту жизнь может оборваться без всякой причины.

Спектакль «Зона голоса. Пермь. 1937» Фото: Дмитрий Окунцев

Пеший маршрут начинался от Памятника жертвам политических репрессий на Егошихинском кладбище и далее пролегал через знаковые места, связанные с топографией террора Перми: мимо здания бывшей тюрьмы НКВД № 1 ныне СИЗО № 1), через Тюремный сад (ныне Сад Декабристов), «Дом чекистов» (Дом Пермского горсовета), а также через «последние адреса» нескольких пермяков, ставших жертвами репрессий.

Все события, персонажи, фамилии этого спектакля реальны. В нём использованы материалы государственных и ведомственных архивов, архива Пермского краевого отделения общества «Мемориал», а также воспоминаний, опубликованных в региональной Книге памяти «Годы террора».

Спектакль поставлен по сценарию Ксении Гашевой. Его режиссёр — Марк Букин, а композитор — Андрей Платонов. Первые показы прошли в 2018 году, в дальнейшем его показывали ещё несколько раз.

«Формат иммерсивного театра позволял зрителю очутиться в известных местах города, но в новом для себя слое реальности: за каждой локацией, улицей или зданием скрывается своя история. В наушниках они слышали голоса прошлого, но находились в настоящем», — рассказывают создатели спектакля.

5. Фестиваль We-Fest

Что это: Фестиваль о женщинах, открытый для мужчин. Впервые прошёл в 2016 году.

Что было сделано: За шесть лет на фестивале обсудили проблемы женской телесности, вопросы женской дискриминации на рынке труда, возраст, семью, политику.

Фото: Галина Сущек

We-fest стал одним из самых ярких региональных проектов на феминистскую тему.

«Прежде всего, важно говорить о социальных правах женщин и уникальности самых разных жизненных тактик в современной ситуации. С одной стороны считается, что в России права женщин защищены, но при этом проявляются всё новые гендерные проблемы, которые долгие годы не проговаривались публично», — считает одна из организаторок фестиваля Надежда Агишева.
Фото: Галина Сущек

Фестиваль сформировал вокруг себя целое сообщество. В городской повестке благодаря взаимодействию с федеральными и региональными экспертами появились темы, которые ранее стыдливо обходили или считали несерьёзными.

6. Конкурс плакатов, посвящённых Covid-19

Что это: Конкурс о новых социальных практиках в период пандемии.

Что было сделано: Летом 2020 года ЦГК объявил конкурс плакатов. Прежний язык официозных рекомендаций и инструкций примелькался и перестал действовать: нужно было искать новые способы донесения информации.

В течение нескольких дней после объявления конкурса было прислано порядка двухсот заявок со всей страны. Все работы, более 400 плакатов, были показаны на выставке в 2020 году.

В конкурсную комиссию, которая отбирала лучшие плакаты, вошли: арт-директор общеобразовательной школы дизайна «Точка» Никита Семёнов, дизайнер Дмитрий Меркушев, художник Александр Кошелев, коммерческий директор рекламной компании Frame Ольга Колесникова и директор ЦГК Татьяна Синицына.

Плакаты, занявшие три призовых места, можно было получить бесплатно, чтобы разместить их в своих организациях или дома.

«На выставке зрители имели возможность познакомиться с работами — победителями конкурса. А в наших социальных сетях мы предложили всем желающим бесплатно получить плакаты, занявшие три призовых места, чтобы разместить их в своих организациях или дома. И получили хорошую обратную связь: многие приходили за плакатами, потом развешивали их и тем самым участвовали в борьбе с коронавирусом в регионе», — рассказывает директор Центра городской культуры Татьяна Синицына.

Плакаты всё ещё не потеряли актуальности. Сейчас их можно увидеть на сайте конкурса. И получить их тоже можно — бесплатно в Центре городской культуры.

Бонус: «Коса»

Что это: Большая коса, сплетённая из разноцветных одеял, покрывал, штор и другого текстиля, опоясывающая Центр городской культуры. Это работа пермской художницы Елены Слобцевой.

Фото: Анастасия Яковлева

Что было сделано: Работа появилась утром 8 марта 2021 года и прочитывалась как манифест о том, что Международный женский день не про цветочки, красоту и «милых дам». В интерпретации художницы коса превратилась в символ патриархального «закрепления» женского статуса, связанного с диктатом традиций, с отсутствием свободы воли и выбора. Она же демонстрировала собой тот зыбкий путь, полный опасностей и рисков, на который вынуждены вставать женщины, не желающие мириться с нарушением собственных прав.

«Вместо дня солидарности женщин в борьбе за равные права и эмансипацию сегодняшний праздник превращается в „восьмимартовские розовые сопли“, праздник традиционных стереотипов в отношении роли и места женщин в обществе. Яркая, декоративная, простая коса, украшающая здание, таким образом подчёркивает неоднозначный характер праздника и социальную слепоту относительно проблем женщин», — говорит Елена Слобцева.
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь