X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
19 июля 2019
18 июля 2019
Фото: Евгения Калашникова

Высокий сезон имени Панфилова

Мир современного танца в этом году отмечал 60-летний юбилей легенды «новой» хореографии Евгения Панфилова. Панфилову были посвящены программы сразу двух международных фестивалей современного танца. Театр «Балет Евгения Панфилова» стал бенефициантом фестивалей, организовал в Перми декаду Панфиловских чтений и юбилейный концерт в честь своего основателя, а в 2016 году открывает детскую экспериментальную хореографическую школу. Наш обзор — о «волнующем и странном» мире «панфиловцев» на пороге нового направления в развитии театра.

«Ещё не раз вы вспомните меня и весь мой мир...»

Основные юбилейные события разворачивались не в Перми. Два крупных фестиваля современной хореографии в этом году проходили в ноябре — один за другим, с паузой в два дня.

С 19 по 22 ноября состоялся XXVIII Международный фестиваль современной хореографии IFMC. В Витебск — «штаб-квартиру современного танца» — в этом году ездили все труппы театра «Балет Евгения Панфилова». Выступление пермяков на IFMC — это почти тридцатилетняя история. Фестиваль проводится с 1987 года. С тех пор из самодеятельного танцевального форума он вырос до статуса одного из главных культурных событий Восточной Европы.

Евгений Панфилов стоял у истоков IFMC — сначала как исполнитель-конкурсант, затем был в составе международного жюри конкурса наряду с такими хореографами и руководителями театров, как Аскольд Макаров (Россия), Раза Хаммади (Франция), Алла Сигалова (Россия), Лоран Барре (Франция), Раду Поклитару (Украина).

Самая престижная премия, которую вручают теперь победителю конкурсной программы IFMC, носит имя Евгения Панфилова.

Витебские зрители хорошо знакомы с творчеством пермского театра современного танца. По традиции фестиваля после спектаклей не журналисты, а публика остаётся в зале на специальную зрительскую конференцию, чтобы задать свои вопросы артистам. Поводов для обсуждений достаточно: пермский театр показал семь спектаклей.

На открытии «панфиловцы» представили три одноактных балета в постановке Евгения Панфилова, разноплановые по жанру, музыкальному оформлению и эмоциональному настрою: «Бабы. Год 1945» в исполнении труппы «Балет Толстых Евгения Панфилова», «Река», «Вальсы для помутнённых рассудком» в исполнении основной труппы театра, а также премьерный спектакль «Генезис». Витебские зрители увидели премьерный моно-балет в исполнении солистки театра «Балет Евгения Панфилова» Марии Тихоновой «Женщина, которая легла в кровать на год». В гостевой программе финала конкурса дуэт Алексея Расторгуева и Марии Тихоновой показал обаятельную миниатюру «Сделка», специально поставленную для IFMC. В завершение фестиваля труппа dance-company «Бойцовский клуб» представила яркую хореографическую буффонаду «Хучи-Кучи».

23 ноября артисты «Балета Евгения Панфилова» вернулись из Витебска, а 24 ноября уже были в Екатеринбурге на фестивале современной хореографии «На грани». Колоссальная нагрузка для артистов была вызвана не только тем, что два форума международного уровня проходили почти одновременно. Фестивальные программы выступлений «панфиловцев» не повторялись.

На сцене Театра музыкальной комедии Екатеринбурга, где проходил фестиваль «На грани», пермский театр показал премьерные спектакли «Саломея», «Генезис», «Тревожное небо». А также программу балетных миниатюр из наследия Панфилова «Ещё не раз вы вспомните меня и весь мой мир...». И как не вспомнить, что сам Панфилов участие в фестивалях и бесчисленные награды в конкурсах рассматривал как подготовку к созданию фестиваля современной хореографии в Перми. Несбывшийся замысел, как индикатор, позволяет сегодня ощутить и масштаб идеи, и пермскую фестивальную среду как пространство, почти свободное от вещества.

Роль фестивалей в том, что они выявляют и поддерживают начинающие талантливые коллективы, дают им толчок для развития. Как пояснили в театре «Балет Евгения Панфилова», для профессиональной труппы хотя бы раз в год необходимо «оглянуться по сторонам». Фестивали обнажают тенденции современного танца, демонстрируют, что попадает в фокус внимания лучших современных хореографов. И неважно, в каком именно городе это происходит.

Балет «Река». Выступление театра «Балет Евгения Панфилова» на фестивале IFMC Фото: Дмитрий Аблецов
Спектакль «Бабы. Год 1945». Выступление «Балета Толстых Евгения Панфилова» на витебском фестивале современной хореографии IFMC 2015. Фото: Сергей Серебро
Одноактный балет «Тревожное небо» в исполнении театра «Балет Евгения Панфилова». Фестиваль «На грани». Екатеринбург. 2015 Фото: Игорь Желнов

Хореографический максимум

Ситуация в современной хореографии отнюдь не фестивальная. Многие российские танцевальные коллективы в условиях сокращения финансирования оказались на грани выживания. На этом фоне театр «Балет Евгения Панфилова» выделяется сплочённостью и представительностью — только в основном составе «Балета Евгения Панфилова» 17 артистов. Большинство коллективов современного танца не превышают 10 человек.

По словам художественного руководителя театра «Балет Евгения Панфилова» Сергея Райника, в активном репертуаре театра сегодня насчитывается около 30 постановок в хореографии Панфилова. Меняется время, меняется эстетика танца, меняется состав артистов, а атмосферу и художественный язык этих спектаклей театр бережно сохраняет.

Сергей Райник, художественный руководитель театра «Балет Евгения Панфилова»:

— Десять балетов, которые мы показали на двух фестивалях, — это не потолок наших возможностей, а трудный выбор, компромисс. В репертуаре намного больше спектаклей, которые мы хотели бы показать зрителям Витебска и Екатеринбурга. Ежемесячно наша афиша включает около 15-20 выходов танцовщиков на сцену. Причём в этом сезоне небывалое соотношение: 70 % выступлений составляют глубокие спектакли, такие как «Восемь русских песен», «Река», «БлокАда», и только 30 % — это шоу. Оптимальным я считаю соотношение 55 % спектаклей и 45 % шоу. Для того чтобы достичь такого результата, нужны другие ресурсы — своя сцена, прежде всего. Место — важное условие для целостного восприятия театра зрителями. Я надеюсь, что недалёк тот день, когда пермяки получат подарок в виде стационарной площадки театра «Балет Евгения Панфилова», где будет и сцена, и музей Евгения Алексеевича, и артисты, которые до сих пор в строю. На том ресурсе, который есть у нас сейчас, когда зрители кочуют за нами от ДК Гагарина до КДЦ, — это максимальный результат и невероятный героизм администрации театра и всех технических и творческих служб, которые обеспечивают три театральные труппы одновременно.

Помимо спектаклей, заявленных в афише, в декабре солисты «Балета Евгения Панфилова» провели серию мастер-классов для руководителей и участников коллективов современной хореографии Перми и Пермского края. Выступили на концерте-встрече «Посвящение Alma Mater» в учебном театре Пермского государственного хореографического училища. А свою любовь Мастеру хореографии выразили не словами, а россыпью балетов в исполнении всех трупп театра на большом концерте, посвящённом юбилею Евгения Панфилова.

Художественный руководитель театра «Балет Евгения Панфилова» Сергей Райник открывает Панфиловские чтения Фото: Тимур Абасов
Панфиловские чтения Фото: Тимур Абасов
Панфиловские чтения Фото: Тимур Абасов

Концертом театр не ограничился и в первую декаду декабря организовал Панфиловские чтения в Доме Смышляева. Каждый вечер был посвящён определённой теме, связанной с творчеством знаменитого балетмейстера: театр пластического танца «Импульс», созданный Панфиловым в 1979 году, театр «Эксперимент», давший начало государственному театру «Балет Евгения Панфилова», «Балет Толстых Евгения Панфилова», «Бойцовский клуб», Панфилов в Мариинке и так далее. Встречи артистов, коллег, учеников, друзей Панфилова сопровождались уникальными кадрами видеосъёмок его хореографических постановок. В Доме Смышляева (Центральная городская библиотека им. А. С. Пушкина) хранится богатая мультимедийная коллекция. Любой желающий по предварительному запросу может посмотреть записи 82 хореографических спектаклей в постановке Панфилова за период с 1993 по 2009 год.

Среди тех, кто знает творчество Евгения Панфилова наиболее полно и глубоко, — его педагог Татьяна Алексеевна Казаринова, кандидат искусствоведения, заведующая кафедрой хореографии Пермской государственной академии искусства и культуры.

Татьяна Алексеевна Казаринова:

— Мероприятия, которые проводились в честь юбилея Панфилова, были в основном ориентированы на тех, кто хорошо знал его. А ведь выросло новое поколение зрителей, артистов, хореографов... На спектаклях театров «Импульс» и «Эксперимент» всегда была атмосфера живого контакта между артистами и зрителями. Сегодня же я замечаю отстранение. Панфилов старался ставить спектакли так, чтобы зритель увидел и понял неповторимую индивидуальность каждого танцовщика. Именно этой линии не хватает в новых постановках молодых хореографов, которые ставят спектакли для «Балета Евгения Панфилова».

Несмотря на перечисленные свершения, по мнению лидера театра Сергея Райника, нынешний сезон лишь ярко проявил тот качественный скачок в развитии, который артисты почувствовали внутри своего коллектива ещё в 2012 году.

Сергей Райник, художественный руководитель театра «Балет Евгения Панфилова»:

— Когда уровень работы театра поднимается по миллиметру в год — это незаметный процесс для зрителей и критиков. Три года назад мы зафиксировали для себя выход на качественно новый уровень, когда показали за сезон 11 премьер — суммарно для всех трупп театра. Рекорд Евгения Панфилова мы побили внутри самого театра. Правда, 11 постановок ставили пять хореографов, тогда как Панфилов в своё время делал тот же объём работы в одиночку. Тогда я осознал, что наш театр становится площадкой для новых хореографов. Но с одним условием: они должны искренне работать не в эстетике хореографии Панфилова, а в его мире, где все разные. У Евгения Алексеевича была благородная цель: он хотел, чтобы его театр был лучшим в мире. А что касается проблематики, сегодня она изменилась. Театр стал более взрослым и ищет проблемы в самом себе, в индивидуальности каждого танцора, хореографа, музыканта и так далее.

Экспериментальные планы театра

Вторая половина сезона в театре будет не менее насыщенной. Весной состоится бенефис солистки «Балета Евгения Панфилова» Марии Тихоновой. В этом году художественный руководитель театра Сергей Райник приглашён в жюри Национальной театральной премии «Золотая Маска». В апреле театру предстоит совместный проект с Открытым российским конкурсом артистов балета «Арабеск» под руководством Владимира Васильева, председателя жюри конкурса.

Начало 2016 года ознаменуется запуском неожиданного для театра проекта — образовательного. Уже сформированы две группы экспериментальной детской хореографической школы-студии «Эксперимент».

По словам Алексея Колбина, солиста театра «Балет Евгения Панфилова» и преподавателя современного танца в Пермском хореографическом училище, для выбора названия школы есть два основания. Во-первых, именно так назывался частный театр, из которого вырос государственный театр «Балет Евгения Панфилова». Во-вторых, преподавание хореографии — это экспериментальное направление в деятельности театра.

Алексей Колбин, солист театра «Балет Евгения Панфилова», руководитель школы-студии «Эксперимент»:

— Многие наши артисты хотят поделиться своим опытом в исполнении современного танца с новым поколением. Одна из уникальных черт проекта заключается в том, что педагогами школы стали действующие солисты театра — те, кто активно выступает на сцене. В Перми много хореографических студий. Но такого нигде нет, чтобы артист, выступающий на сцене, приходил в репетиционный зал и учил детей хореографии. Ещё одна особенность школы в том, что она создаётся при театре. В дальнейшем для наиболее успешных учеников школы будет возможность танцевать на сцене театра «Балет Евгения Панфилова».

В хореографической школе будут обучаться дети от 7 до 10 лет и подростки 14-18 лет. Начать занятия с середины учебного года решено не случайно. За полугодие должна настроиться система работы школы, встроенная в график артистов театра. Пока у театра и школы одна репетиционная площадка.

Как рассказал Алексей Колбин, организация учебного процесса в школе ближе к театральным студиям, где каждый мастер набирает свой курс. По предварительным прогнозам, если пять педагогов возьмут группу от 10 до 20 учеников, в будущем в школе смогут обучаться до 100 детей.

Программа школы разрабатывалась в течение нескольких лет. Она включает основы классического танца, современный танец, партерную гимнастику, импровизацию танца. Программа школы построена так, чтобы обеспечить детям всестороннее, в том числе интеллектуальное, развитие. В основу концепции программы заложено обучение универсального танцовщика — то, к чему всю жизнь стремился Евгений Панфилов. Принцип синтеза систем хореографии заложен в основу созданного им балета.

В школе планируется изучить сценический репертуар театра. По мере обучения ребята смогут танцевать если не спектакли, то отдельные номера в хореографии Евгения Панфилова. А в будущем, возможно, появится и самостоятельный спектакль в исполнении детей. Театр намерен приглашать для работы в школе-студии хореографов из Москвы и Санкт-Петербурга.

В марте 2016 года планируется первая серия мастер-классов. Их проведут ведущие артисты и хореографы театра «Балет Евгения Панфилова»: художественный руководитель театра Сергей Райник, солистка театра Мария Тихонова, солист и хореограф Алексей Расторгуев. Они дадут уроки по тем дисциплинам, которые дети начнут изучать с начала будущего года.

Мнение опытного педагога Татьяны Алексеевны Казариновой о создании хореографической школы «Эксперимент»:

— Любая школа отстраивается столетиями. Должно пройти много времени, пока сформируется своя система обучения, престиж и статус школы, пока накопится педагогический опыт. В освоении современного танца есть своя специфика, возможно, ещё более тонкая, чем в классическом балете. На сегодняшний день в мире есть авторские методики обучения современному танцу, но нет единой образовательной системы, какая существует в классическом балете. В своё время Евгений Панфилов, а позже Сергей Райник и Алексей Колбин преподавали в Пермском хореографическом училище. По моему мнению, в училище есть те составляющие, которые трудно воссоздать в короткий срок. Школа, как и театр, — это дело всей жизни.

Однако организаторы хореографической школы при театре «Балет Евгения Панфилова» и не стремятся воспитать только профессионалов балета. По мнению создателей школы, главное — это знакомство с миром театра и танца во всём его многообразии. Даже если ребёнок не выберет профессию танцовщика, в театре есть множество других профессий: художник по костюмам, художник по свету, сценограф и так далее. Любовь к театру может проявить в человеке другие таланты. В первую очередь школа призвана помочь ребёнку проявить свою индивидуальность. Организаторы школы уверены: как бы ни сложилась судьба учеников, любовь к хореографии останется у детей на всю жизнь.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+