X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
15 декабря 2018

Нужны ли в школах уроки толерантности? Рассуждают многодетная мать, феминистка и ЛГБТ-активисты

В екатеринбургской школе № 115 прошёл конкурс детского рисунка «Толерантный мир», посвящённый дню терпимости. В нем принимали участие ученики 5-11 классов. На одном из плакатов ученица 9-го класса изобразила несколько людей: мужчину и женщину, пару мужчин и пару женщин. Сверху надпись: «Нам не дано выбирать внешность, ориентацию, расу. Мы все по-своему уникальны». 28 ноября о конкурсе написал портал Ura.ru. Уже на следующий день в школу приехала полиция и изъяла 17 рисунков. Их отправят на экспертизу.

В администрации Екатеринбурга подтвердили, что в школе действительно прошёл конкурс рисунков. Представительница департамента образования Екатеринбурга рассказала журналистам, что в рисунках отражены общечеловеческие ценности: дружба, уважение, взаимопонимание и принятие ценностей и взглядов других людей. «В некоторых работах изображена радуга — символ чистоты, детства, дружбы, олицетворяющая единение народов разных национальностей. Рисунков, пропагандирующих нетрадиционные ценности, на выставке не было. Тем не менее, с педагогом проведена разъяснительная работа», — пояснила она.

Сегодня в обществе довольно противоречивое отношение к теме толерантности, особенно когда речь идёт о сексуальной ориентации. Тем не менее, уроки толерантности в по всей России проводятся с 2009 года. До этого, с 2002 года такие уроки были организованы в ряде регионов по инициативе местных властей, преподавателей и общественных организаций. Их проведение не носило обязательного характера, а сами уроки посвящались различным темам.

Анна Плюснина, юрист ресурсного центра для ЛГБТ в Екатеринбурге:

— По нашему мнению, рисунок размещенный в школе, не является пропагандой нетрадиционных сексуальных отношений. Наша позиция основывается на мнении Верховного суда РФ и Конституционного суда РФ. Согласно Определению Верховного суда РФ от 15 августа 2012 г. дело N 1-АПГ12-11 под пропагандой понимаются активные публичные действия физических и (или) юридических лиц по распространению информации, направленной на формирование привлекательного образа людей с гомосексуальной ориентацией и искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных брачных отношений.

В данном случае это лишь простое упоминание гомосексуальных людей. Наша позиция подкрепляется указанным выше определением Верховного суда и делом «Алексеев против Российской Федерации», где Европейский суд по правам человека указал, что не может восприниматься негативным простое упоминание гомосексуальности или обсуждение социального статуса сексуальных меньшинств.

Согласно постановлению Конституционного суда от 23 сентября 2014 г. N 24-П Конституция Российской Федерации, не устанавливает «для свободы слова и свободы распространения информации какие-либо идеологические или мировоззренческие критерии и ограничения... Не должно служить препятствием для ведения подобных дискуссий и то обстоятельство, что сама по себе приверженность нетрадиционным сексуальным установкам для многих может выглядеть оскорбительной с точки зрения принятых в российском обществе норм морали или иным образом посягающей на общественную нравственность и связанные с этим права, свободы и законные интересы других лиц, поскольку в Российской Федерации в качестве важного элемента ее конституционно-правовой характеристики как правового демократического государства предполагается возможность свободного отображения в общественном дискурсе и в информационном поле различных взглядов и суждений».

Согласно КоАП РФ, после получения сообщения о возможном правонарушении, полиция проверяет данные обстоятельства. Видимо, для того, чтобы понять имеется ли состав правонарушения согласно 6.21. КОАП РФ, полиция изъяла рисунки. Если после изучения рисунков, полиция решит, что они нарушают закон, то они составят протокол об административном правонарушении и передадут его в суд. И суд уже будет решать, имеется ли в данном случае нарушение закона или нет. Если имеется, то будет назначено наказание. В отношении кого будет составлен протокол, будет решать полиция и в дальнейшем суд.

Юлия Бабинцева, руководительница инициативной группы «Радужный мир»:

— Известно, что в каждом из наших регионов проживают ЛГБТ-семьи и семьи с ЛГБТ-подростками. Они есть и будут, вне зависимости от проверок полиции детских садов и школ на предмет пропаганды рисунков детей. Задача конкурса — воспитать в детях толерантное отношение к разным людям. Это очень важно, потому травля среди детей — это бич современной школы, от этого очень страдают ЛГБТ-подростки. Очень важно говорить о том, что люди могут быть разные, в том числе и люди разной ориентации. А такие полицейские рейды на школы из-за рисунков о толерантности только ухудшают ситуацию, публично обозначая ЛГБТ как неугодную группу, тем самым и подогревая травлю ЛГБТ-подростков в школе.

Людмила Ёлтышева, представитель РОО «Защитим права многодетных Пермского края»:

— Нашим детям навязывают однополые браки, прикрываясь уроками толерантности, а уроками «СТОП ВИЧ/СПИД» пропагандируют ранние половые связи. Естественно, всё это не во благо, а для растления наших детей. Как следствие стирается грань между обычной семьей, в которой заводят детей и воспитывают их в любви и взаимопонимании, живут долго и счастливо, и случайными половыми связями, когда хочется со всем, что движется. Разумеется, нельзя этого допускать, я призываю думающую и понимающую родительскую общественность очнуться и противостоять этому. Что за урок толерантности? Для чего он? Для чего уроки «СТОП ВИЧ/СПИД»? Кто проверяет информацию, которая выдается под их прикрытием нашим детям?

Алиса Клоц, гендерная исследовательница, доцент факультета истории Европейского университета в Санкт-Петербурге:

— Закон о «Запрете пропаганды гомосекусализма среди несовершеннолетних» ставит педагогов в сложное положение. С одной стороны, есть невнятный закон, который, если трактовать его максимально широко, запрещает говорить об однополых отношениях в положительном свете. С другой стороны, в каждой школе есть негетеросексуальные дети, и учителя, если они действительно стремятся действовать в интересах ребенка, должны таких детей поддерживать. Мы не знаем, почему автор плаката «Нам не дано выбирать внешность, ориентацию, расу» решился говорить об ориентации: потому что эмоциональная обстановка в школе достаточно комфортна, чтобы говорить на такие темы, или это был некий вызов. Мы не знаем, почему плакат попал на конкурс: потому что учитель, отвечавший за конкурс, разделяет взгляды автора плаката или просто по недосмотру. В любом случае, история вокруг плаката говорит как о высоком уровне гомофобии в обществе, так и о готовности части российских граждан активно ей сопротивляться.

***

Читайте истории о том, как живут в Перми однополые пары с ребёнком, а также большое интервью руководительницы пермской группы «Радужный мир» Юлии Бабинцевой, которая рассказала о том, как закон о гей-пропаганде среди несовершеннолетних сказался на деятельности «Радужного мира» в Перми, и почему преступления на почве ненависти к сексуальной ориентации отличаются особой жестокостью.

Почему преследования геев в Чечне касаются всех и монологи трансгендерных людей в день их видимости.