X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
Фото: Иван Козлов

«Плод советской системы». Как выглядит тоталитаризм в современной школе

Минувшей осенью в Перми зазвучал вопрос конфликта между школой и учениками. Вслед за делом «розовых волос», привлекшим внимание прокуратуры, стал известен шквал разнообразных практик, существующих в современных школах и нарушающих права учащихся.

В конце 2018 года в рамках проекта «Гражданские сезоны „Пермские дни памяти“», при поддержке Фонда президентских грантов в НИУ ВШЭ в Перми прошла научно-исследовательская конференция «Тоталитаризм: история, память, практики сопротивления». Одним из выступающих была студентка исторического факультета Педуниверситета Александра Бадерина. Она прочитала доклад на тему: «Трансляция и репрезентация тоталитаризма в современном образовании». Нам кажется важным привести основные тезисы этого доклада:

Александра Бадерина

— Под тоталитаризмом в образовании я понимаю полное господство педагогического чиновничества в школьной жизни, подавление, а то и уничтожение демократических прав и свобод всех субъектов образовательного процесса. Его противоположность — гуманизм, стремление к демократическим свободам и предоставление достаточно обширных прав и свобод всем субъектам образовательного процесса.

Современная российская школьная система основана на советской. Та, в свою очередь, формировалась в условиях жесткой тоталитарной системы и была ее великолепным плодом. В СССР во всех сферах жизни господствовала такая идеология: все одинаковы, никто ничем не отличается, и именно с помощью общих усилий мы добьемся наших идеологизированных целей. Эти принципы были нужны для того, чтобы вывести Советский Союз на лидирующие позиции в мире, и они давали результаты. Именно тоталитарная школа, как это ни покажется парадоксальным, породила плеяду выдающихся педагогов, не только теоретиков, но и практиков. Буквально с первых лет советской власти появлялись педагоги-мыслители и новаторы, которые оставили значительный след в отечественной и мировой педагогике.

И советская школа готовила будущих взрослых для жизни в условиях того тоталитарного общества. Однако сейчас общество серьезно поменялось, ему уже не нужны эти условные солдатики, на производство которых была ориентирована прежняя система. Сейчас свободы гораздо больше, и не только на уровне государственной политики. Мы живем в информационном обществе, много фрилансеров, стало гораздо больше специальностей, требующих творческого подхода, который не воспитывает традиционная школьная система. Время изменилось, стране нужны другие люди.

Изменилась и роль учителя. В советское время учитель был непререкаемым авторитетом, его образ обожествлялся. Теперь всё иначе. С развитием технологий, учитель перестал быть единственным источником знаний, и его роль, особенно в старших классах, скорее в координации образовательного процесса.

Однако мы можем констатировать, что в современном образовании все еще сильны тоталитарные черты. Ярким признаком тоталитаризма является классно-урочная система, отсутствие права свободного выбора во многих ситуациях, фронтальность обучения, отсутствие альтернативных видов работы на занятиях, недостаточное количество практики, избираемости учебных курсов и предметов.

Авторитарные традиции отражаются также в используемых методиках обучения и воспитания, а также в различных авторских педагогических системах. Ярким примером проявления авторитаризма является подход Занкова, его еще называют «занковщина», применяемый в начальной школе. Согласно нему происходит умышленное переусложнение учебного материала начальной школы. Ведущая роль теоретических знаний, обучение на высоком уровне сложности и быстрый темп прохождения учебного материала. Данный подход эффективен по результатам обучения в начальной школе. Однако достигнутые компетенции потребуют высокой отсроченной платы в среднем и, как правило, старшем звене школы. Этой расплатой станут расстройство и регресс учебной, жизненной и познавательной мотивации ребят. Также снижается их ответственность и самостоятельность. Сам подход является апофеозом знаниевой парадигмы обучения. Он основан на власти педагога в учебном процессе, остался как последствие тоталитарного наследия в российской культуре.

Противоположный подход демонстрируют гуманистические педагогические системы, оставившие значительный след в развитии европейской школы и дошкольного образования в XX веке. Представителем гуманистических подходов являлся американец Джон Дьюи. Он считал, что главным условием для успешной деятельности школы должно стать признание приоритета интересов, способностей и потребностей ребенка.

Сегодня в России тоже существуют практики гуманистического образования, правда, чаще внешкольные. При фонде «Холокост» работает школа подготовки преподавателей по истории Холокоста, где предполагается изучение новых методик преподавания, которые будут в себя включать и зарубежные. В общественном центре им. А. Сахарова проводят курсы повышения квалификации для преподавателей учителей в области истории и обществознания.

В рамках традиционной школьной системы тоже появляются гуманистические практики, например, тьюторское сопровождение.

Однако для современной российской школы характерны определенные «болезни роста», когда она уже отошла от тоталитарного подхода, но еще не пришла к демократическому. Например, разрушен прежний способ контакта между учителем-божеством и учеником, а новая точка равновесия не найдена. Из-за этого зачастую между ними нет контакта, что приводит к скрытым конфликтам и недовольству. Это же касается отношений родитель-учитель. Нередко родители боятся выносить скрытый конфликт на обсуждение, опасаясь, что это осложнит в дальнейшем школьную жизнь ребенка. Одна из причин в том, что и сами родители когда-то учились в прежней системе, и они привыкли бояться выделиться в чем-то из общей массы.

Существующий конфликт между школой как институтом и семьей, школьниками необходимо как можно больше обсуждать. Система должна меняться, но с учетом обратной связи. В то же время сейчас большая ответственность возлагается на молодых педагогов: благодаря, в том числе, им школа постепенно меняется в сторону демократизации. Принципы демократизации образования заложены и в государственной политике: она подразумевает, в том числе, доступность международных форумов, конференций, большое количество учебников, пропагандируется критический подход к изучению информации. Однако определенная инерционность подходов педагогического состава тормозит изменения.