X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: Тимур Абасов

«Это сама Пермь», «Сжечь», «Мертвечина». Как отреагировали пользователи соцсетей на новость о реставрации «Пермских ворот»

Новость о том, что арт-объект Николая Полисского «Пермские ворота» требует реставрации, а для этого, как минимум, необходимо 14 миллионов рублей, породила нешуточную дискуссию в социальных сетях. Что делать со скульптурой из бревён? Реставрировать? А может быть и вовсе убрать? Ведь изначально она задумывалась как временный арт-объект. Нужен ли вообще подобный паблик-арт городу? Собрали из соцсетей все самые интересные рассуждения горожан на этот счёт.

Политолог Виталий Ковин считает, что разговоры про «а давайте не будем тратить деньги бюджета» или «лучше потратить их на садики и школы» не в пользу бедных, а в пользу богатых:

«Также было и с „экономией“ на прямых выборах. Много с того времени на сэкономленные средства построили детских садов? И не сосчитаешь, потому что особо нечего считать. А сохранили бы выборы, и их точно было бы больше — чем-то же мэр должен будет отчитываться перед народом. Особенно перед мамочками и бабушками, которые и являются основными избирателями. Зато последний пермский назначенный мэр просто взял и перешёл в край, даже перед депутатами не отчитался, не то что перед избирателями. А вот сколько за это время из бюджета освоили бизнесы, связанные с городскими депутатами и другими „околополитиками“, вполне можно посчитать».

По его мнению, чем меньше из городского бюджета идёт на арт-объекты, тем больше остаётся, но не для школ и детских садов, а на благоустроительные работы, перекладывание плитки, депутатские праздники во дворах и пиар администрации в СМИ:

«Это я не к тому, что на „табуретку“ нужно брать деньги из городского бюджета, а к тому, чтобы перестать использовать этот аргумент хоть для чего-либо. Сетевым горожанам надо честно себе признаться, что городской бюджет не „наш“, не „ваш“, не „городской“, он „их“ — „депутатский“, „единороссовский“, „плотниковский“, „губернаторский“, „самойловский“, а теперь „дёмкинский“. Он будет вашим, если в наступающем году вы придёте на выборы и поменяете тех, кто расходовал этот бюджет предыдущие четыре года по их, а не по вашему усмотрению. Тогда и сможете новоизбранным депутатам указывать, на что и как его тратить».

Фото: polissky.ru

Уничтожить арт-объект Николая Полисского предлагает поэт и журналист Иван Козлов. По его словам, «временность и преходящесть паблик-арта — это его важное чарующее свойство, которое тает в тот момент, когда начинаются разговоры про „символ города“, „ремонтно-реставрационные работы“ и прочее подобное»:

«Арт-объект „Счастье не за горами“ восстановили в каком-то сверхпрочном антивандальном исполнении, так и брёвна в новой версии „Пермских ворот“ можно будет сделать сразу из бронзы, чтобы дольше простояли. Всё это мертвечина, и мы понимаем, что в живой экосистеме одни арт-объекты легко уходили бы в небытие, чтобы их сменяли другие, но у нас нет такой экосистемы, и это не наша вина, но это и не повод делать чучело из любимой бабушки, которую жалко отправлять в крематорий».

«Пермские ворота» небезопасны и отремонтировать их невозможно, отмечает градозащитник Денис Галицкий:

«Это связано с её конструкцией: была возведена металлическая ферма, в которую в хаотичном порядке помещены брёвна, которые сцеплены друг с другом с помощью двух-трёх болтов. Можно только её полностью разобрать и попытаться собрать заново, но из тех же брёвен не получится: это не сруб, где у каждого бревна есть своё место. В стоге сена невозможно поместить каждую соломину на её прежнее место».

Спасти ситуацию градозащитник предлагает двумя вариантами:

«Первый — построить защитную галерею, способную выдержать падение бревна, и наблюдать процесс старения и разрушения. Это тоже интересный аттракцион. „Табуретка“ ведь сначала была светлая, потом дерево потемнело. Этакая поэтическая метафора Жизни и Времени».

А второй вариант — сжечь и сделать новый объект, потому что «сама временность объекта и уникальное зрелище станут притягательны для туристов и гордостью пермяков».

«Оба варианта мне нравятся. Точнее, я бы оставил „Табуретку“ спорить с Временем, а в другом месте (например, на эспланаде) завёл традицию строить временный (от года до нескольких лет) деревянный объект и сжигать его, например, на Масленицу», — написал Денис Галицкий.

Фото: polissky.ru

Развалить арт-конструкцию предлагает независимый политик Константин Окунев. По его словам, для реставрации «Пермских ворот» необходимо 10 млн бюджетных руб., а на его возведение ушло 16 млн руб.:

«Вот уж действительно, для того, чтобы отремонтировать что-нибудь ненужное, надо сначала построить это ненужное. И желательно за бюджетные деньги! И ремонтировать (пилить бабло) можно раз в 10 лет, не переставая. А может быть, проще и правильнее снести этот геморрой?! За бесплатно! Развалить эту „хатку бобра“ и дать людям неделю на вывоз валежника! Всё равно никакой художественной ценности эта копия буквы „П“ скульптора Полисского не представляет».

Посмотреть иначе на паблик-арт предложила депутат Пермской городской думы Надежда Агишева. По её словам, паблик-арт не предполагает вечного присутствия в городской среде. Это не памятник в привычном смысле, и его можно убрать. Устанавливался он не навсегда.

«Я знаю, что кроме агрессивных противников „П“ из дерева есть много тех, кто любит и ценит деревянную букву и считает её новым символом Перми. И мне кажется очень важным поддерживать разговор об искусстве в городе, главное — чтобы он шёл цивилизованно и не был причиной агрессивных призывов „сжечь“ „Пермские ворота“. Хотя и это может стать перформансом (знатоки творчества Николая Полисского меня поймут)».

В своём посте она обратила внимание на другой памятник, который находится через дорогу, — объект культурного наследия бюст Феликса Дзержинского. Его установили в 1977 году в сквере имени Дзержинского, на территории названного его именем района.

«Этот символ, как и название сквера и городского района, не занимает умы критиков буквы „П“. На миллионах документов каждый день пишут „Дзержинский район“ и ещё „Ленинский район“, „Свердловский район“. В городе реконструируют сквер Розалии Землячки и содержат улицы, которые носят имена террористов».

Она считает, что «сила привычки „реабилитирует“ памятники организаторам массового террора и топонимы с именами убийц»:

«Более того, памятник Ленину и бюст Дзержинского получили статус объектов культурного наследия. Совершенно точно эти памятники не являются значимыми или важными произведениями искусства. Они попали под охрану исключительно из-за личностей, которые на них изображены, и попытки „закрепить“ в городе следы советской государственности.

Если уж мы собираемся аудировать качество объектов в городской среде, давайте разберёмся со смыслами. Это не дискуссия про букву, а разговор о современности и её символах».

Фото: polissky.ru

Её пост вызвал обширную дискуссию о паблик-арте и советских символах в городе. Историк Алексей Каменских написал, что любит деревянную «П», а в качестве компромиссного варианта предложил поместить бюст Дзержинского вместе с пьедесталом внутрь буквы П и сжечь их вместе:

«Думаю, Полисскому это понравится. Можно устроить флешмоб „Спаси коммуниста, бегущего спасать железного Феликса из горящей П!“»

Директор независимого книжного магазина «Пиотровский» Михаил Мальцев считает, что сначала нужно обратиться к профессиональным историкам, которые «могут учитывать в том числе опыт других народов, переживших белый и красный террор»:

«Они подготавливают предложения и передают их на рассмотрение коллегиальному органу, назначаются публичные слушания, на которые приходят краеведы, журналисты, все заинтересованные, авторы защищают проект и выносится решение».

Историк-краевед Владислав Тимофеев написал, что «в идеале надо давно уже сделать Парк советского периода и гармонично разместить в нём все эти многочисленные советские скульптуры»:

«Считайте, что будут и обычные люди довольны появлением нового арт-пространства, да и коммунистам будет куда приходить на маёвки».

Пермяк Алексей Медведев написал, что рассматривает «Пермские ворота» как «памятник гулаговскому лесоповалу всех зон Пермского края», потому что «недаром он из брёвен в хаотичном беспорядке». С этим согласился Алексей Каменских, написав, что арт-объект Полисского задумывался «именно как открытое художественное произведение, которое может быть предметом множества вполне обоснованных трактовок — то есть предметом постоянного разговора».

Фото: polissky.ru

Пермячка Полина Шех считает, что «Пермские ворота» — это символ города:

«Это очень удачная работа, лично для меня она самая красивая и дорога мне как символ изменения моего города в лучшую сторону в 2012-2013 гг. А вот лубочного Пермяка — солёные уши, Вицина с Моргуновым, медведя, и панно, посвящённое Ленину, перед Политехом, а также памятник ему же у Драмтеатра можно было бы убрать: безвкусные и совершенно не нужны городу».

Пермячка Юлия Смирнова написала, что ей нравится работа Полисского:

«Это сама Пермь. Лесоповал, изломанные судьбы, хаотичные брёвна, похожие на кости. Многие такой трактовке возмущаются, хотя никаких более светлых ассоциаций Перми, да ещё имеющих хоть какое-то обоснование, никто не привёл. Закрывают глаза на действительность вне всякой логики и оскорбляются за себя лично, хотя при чём здесь каждый и историческая сущность Перми? Ничего общего здесь с табуреткой не вижу, бедненькое воображение у сравнивающих... А уж голова упыря напротив, убийцы и психопата нездорового — это оскорбление городу, опоясанному зонами со всех сторон».

Главный конструктор екатеринбургской NAG.Ru Андрей Лаби написал, что буква «П» символизирует в Перми период Марата Гельмана — «того удивительного времени, когда его команда делала из Перми культурную столицу»:

«Я считаю, что Марат Александрович тоньше всех понял дух города. Пермь, она деревянная. Красная и без головы, как красные деревянные человечки».

По его словам, сейчас «самым прекрасным было бы видеть, как она разрушается, как с неё падают брёвна, как она погружается в землю и заваливается на бок», но это невозможно, поскольку небезопасно.

«Самое ужасное, что с ней может случиться, — это реставрация. Это будет походить на то, как аборигены каких-либо островов копируют и хранят предметы быта белого человека, не понимая их суть. Признание буковки памятником будет признанием собственной деревянности навсегда. Другая сторона мечтает её сжечь. Не подозревая, что сжечь — это тоже современное искусство. Сжечь можно красиво и нагло. Я предлагаю не просто сжечь буковку, а сделать из неё ритуальный костёр, на котором будет предано сожжению тело самого Марата Гельмана. После смерти, понятно. Дай бог ему долгих лет. Марату Александровичу эта идея понравилась и он высказал предварительное согласие официально завещать своё тело городу. С этим я официально обращаюсь к депутату Надежде Агишевой».

На месте «Пермских ворот» Андрей Лаби предлагает возвести новую букву, которую нужно напечатать. «Таким образом, мы совершим символический переход из деревянного прошлого в аддитивное будущее», — считает он.

***

Арт-объект «Пермские ворота» находится на территории сквера им. 250-летия Перми (Парка камней), расположенного перед железнодорожным вокзалом. Скульптура появилась в 2011 году. Автор проекта — московский художник Николай Полисский. «Пермские ворота» были задуманы как триумфальная арка, расположившаяся на въезде в город. Высота сооружения достигает 12 метров. Фасады ворот, претендующих на своеобразный логотип Перми, выполнены в форме буквы «П». Сама конструкция изготовлена из хаотично соединённых между собой еловых брёвен, символизирующих лесные богатства края.

***

Ранее мы писали, что арт-объект «Пермские ворота» признали аварийным, на его ремонт требуется более 14 миллионов рублей.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь