X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
09 ноября 2018
08 ноября 2018

#ПроектFAQ: Как повлияет на экономику новый сбор для дальнобойщиков?

86статей

Мы любим всё объяснять. Ответы на самые интересные вопросы. Задавайте их, используя хэштэг #ПроектFAQ в соцсетях.

Фото: Тимур Абасов

Введение платы для большегрузов приведёт к новому витку экономической нестабильности. Скачок инфляции, рост безработицы — самые явные последствия такого решения.

Отрасль грузоперевозок обладает ярко выраженной спецификой, делающей её не похожей ни на одну другую. С одной стороны, она вторична по отношению к производящим отраслям и выполняет обслуживающие функции, связывая производителей и потребителей. С другой, именно поэтому отрасль находится в самом центре экономических процессов и одной из первых ощущает на себе колебания конъюнктуры.

Из-за своей высокой чувствительности к состоянию экономики отрасль грузоперевозок уже с начала 2014 года постепенно теряла стабильность: первые признаки снижения объёма перевозимых автотранспортом грузов Росстат зарегистрировал по итогам первого квартала прошлого года. С тех пор объём оказываемых услуг уже не возвращался к докризисному уровню. Хотя в конце 2014-го некоторый рост и наблюдался, но по своей природе он носил сезонный характер.

В 2015-м не спасают даже сезонные факторы: чем дальше, тем спад становится только сильнее. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года, за первый квартал в Пермском крае грузов было перевезено на 10 % меньше (без учёта малого предпринимательства), за полугодие — на 16 %, а по итогам первых трёх кварталов спад составил уже 25 %. Это данные Росстата, они позволяют оценить объём грузоперевозок организаций всех видов деятельности, включая перевозки собственными силами без привлечения внешних подрядчиков.

Пермьстат, в свою очередь, публикует информацию о деятельности специализированных автопредприятий. И здесь, в рамках отрасли, кризис ощущается ещё сильнее. В течение трёх кварталов 2015 года организациями, для которых автомобильные грузоперевозки являются основным видом деятельности, было перевезено почти в два раза меньше грузов, чем за тот же период прошлого года. Очевидно, что под влиянием кризиса бизнес в первую очередь отказывался от услуг подрядчиков-профессионалов, обходясь собственными силами там, где это возможно.

Эти цифры дают понимание того, что активно обсуждаемая сейчас дополнительная нагрузка от введения платы за проезд по федеральным трассам ложится на уже и без того существенно ослабленную отрасль.

Михаил Якимов, директор Института транспортного планирования общероссийской общественной организации «Российская академия транспорта», учёный, считает введение дополнительного сбора с большегрузных автомобилей вполне обоснованным.

Михаил Якимов:

— Одна из функций налоговой системы — аккумулирование средств на восстановление автомобильных дорог. Разный тип подвижного состава вносит разный вклад в их износ. Естественно, больший вклад вносит большегрузный транспорт, у которого большая нагрузка на одну ось приводит к возникновению колейности на автомобильных дорогах и их интенсивному износу. Поэтому дифференциация оплаты за пользование дорогами, в зависимости от типа транспорта, вполне целесообразна». По мнению эксперта, одновременно с обсуждаемым сейчас введением платы с большегрузного транспорта вполне возможно рассмотреть увеличение платы через транспортный налог на автомобили, оборудованные ошипованными шинами. Они тоже, в отличие от автомобилей, эксплуатирующихся на неошипованных шинах, гораздо интенсивнее изнашивают дорожное полотно.

Однако здесь нужно вспомнить про ещё одну специфическую черту транспортной отрасли: находясь на стыке разных экономических процессов, она не только ощущает на себе изменения конъюнктуры, но и сама способна сильно влиять на неё.

Именно сейчас, как показывают приведённые выше цифры, запас прочности отрасли минимален. Все её сложности как организационного, так и финансового характера, появившиеся после введения нового сбора, приведут к ухудшению экономической ситуации в масштабах региона и страны. Об этом говорят все эксперты «Звезды», связанные по роду деятельности с перевозками.

По словам Марии Курносовой, директора по внешним коммуникациям «АШАН Россия», введение платы за проезд по федеральным трассам провоцирует увеличение транспортных затрат компаний, что, возможно, приведёт к инфляции. Игорь Алексашов, руководитель транспортной службы логистической компании «ПЭК», уточняет, какой именно динамики можно ожидать. «При размере платы в 1,53 руб./км себестоимость грузоперевозки может увеличиться на 4-6 % у крупных компаний, а у средних и мелких — более чем на 10 %», — констатирует эксперт. Он также не исключает, что такое повышение себестоимости в итоге скажется на конечном потребителе, и в первую очередь цены могут подняться на товары низкой ценовой категории — продукты питания и товары первой необходимости.

Нужно отметить, что и до введения дополнительной платы для большегрузов тарифы на грузоперевозки в 2015 году увеличились очень сильно. По данным Пермьстата, за январь-сентябрь их рост составил 32 % — своё влияние оказал рост цен на бензин и общекризисные факторы.

Кроме финансовых сложностей, использование системы «Платон» породило множество организационных проблем. Игорь Алексашов перечисляет основные, подчёркивая, что у всех операторов рынка они схожие и их причина — неготовность системы к работе в масштабах нашей страны.

  • Из-за высоких нагрузок постоянно висит сайт «Платона». В этом случае внести данные для маршрутных карт (если автомобиль не оборудован бортовым устройством) невозможно.
  • Из-за сбоев в системе оплата за проезд может вообще не пройти.
  • И даже если оплата проезда прошла, обязательного подтверждения этого факта, без которого большегруз не может ехать по маршруту, приходится ждать крайне долго.
  • Были зафиксированы случаи снятия денег за проезд не по федеральным трассам.

Всё это приводит к простоям большегрузов, что означает упущенную выгоду перевозчика, а также чревато проблемами с контрагентами: последние могут выставить штраф за нарушение сроков подачи транспорта.

Сейчас, по оценкам Натальи Поляковой, координатора Межроссийского союза водителей-профессионалов, в Перми стоит около 40 % перевозчиков. В то же время Мария Курносова подчёркивает, что, несмотря на существующие технические сложности и сбои «Платона», все партнёры компании «АШАН» выполняют свои обязательства по поставке товара. По всей видимости, от введения платы за проезд большегрузов в первую очередь пострадают более мелкие операторы. Именно на них сильнее всего скажется невозможность оплатить проезд, простой транспорта, плата за проезд, штрафы и прочее, поскольку у них недостаточно внутреннего запаса прочности и собственных финансовых ресурсов. Это означает волну потери работы как водителями, работающими по найму, так и индивидуальными перевозчиками, имеющими транспорт в собственности.