X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
30 июня 2020
29 июня 2020
Фото: Тимур Абасов

50-метровое здание Пермской оперы собираются строить на территории, которая является образцом градостроительства конца 18 века

В начале декабря 2019 года на сайте Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия опубликовали акт историко-культурной экспертизы проектной документации строительства новой сцены Пермского театра оперы и балета. На 24 января запланировано заседание градсовета, на котором, возможно, будет представлен архитектурный проект. Мы проанализировали имеющиеся документы, на основании которых власти собираются строить огромное здание театра в центре исторической территории города, и рассказываем, что с ними не так.

Территория является объектом культурного наследия, на который налагается масса ограничений

Территория, куда входит участок возможного строительства Оперного театра, является достопримечательным местом «Егошихинский медеплавильный завод». Это было отражено в приказе Министерства культуры Пермского края от 2016 года. Документ устанавливал предмет охраны, в том числе историческую линию застройки, как образец градостроительного искусства конца 18 века.

На это место налагаются различные ограничения. По застройке — ограничение высотности 10,5 метров. В том числе и потому, что охраняется так называемый бассейн видимости объекта. По-простому — охраняется облик территории, конкретно — с точек панорамного восприятия со стороны Красной горки и со стороны смотровой площадки перед Планетарием.

На участке с кадастровым номером 59:01:4418026 (место, где предполагается строить новую сцену — в центре достопримечательного места), высотность была ограничена нулём метров — то есть здесь строить вообще ничего нельзя, кроме скульптур и фонтанов.

«Театр стал учитываться как данность», и кое-что изменилось

В 2018 году в комиссию по землепользованию и застройке (ПЗЗ) поступило заявление от краевого правительства изменить зонирование территории сквера им. Татищева. Предлагалось установить здесь зону обслуживания и деловой активности городского центра (Ц-1) с предельной высотой зданий до 50 м. Несмотря на недовольство общественности и критику во время публичных слушаний, изменения были приняты весной 2019 года.

Параллельно краевая Госинспекция по охране объектов культурного наследия запустила процесс по включению достопримечательного места «Егошихинский медеплавильный завод» в единый реестр объектов культурного наследия народов РФ.

12 марта 2019 года был подписан соответствующий приказ. Именно на него теперь ссылаются чиновники, когда говорят о том, что строительство здания в несколько этажей не противоречит документам, регулирующим охрану этой территории, как культурного объекта.

Дело в том, что приказ 2019 года о включении достопримечательного места в единый реестр объектов культурного наследия народов РФ отменяет приказ Минкульта от 2016 года.

Согласно этому новому документу, вся территория достопримечательного места делится на зоны, и к каждой прописаны свои требования. В «Театрально-концертную» зону входит участок, где и собираются строить новый оперный. И, вроде бы, высота застройки ограничена — 10,5 метров, но «за исключением здания театра, предельная высота которого определяется проектом».

Как и положено, перед включением в единый реестр объектов культурного наследия, проводилась историко-культурная экспертиза. Документацию для неё готовил заместитель руководителя пермского Центра охраны памятников Александр Кисилёв. В разговоре с журналистом «Звезды» он заявил, что место под будущее строительство театра «было предусмотрено заранее, ещё до процесса разработки проекта достопримечательного места, соответственно, он [театр] учитывался как данность». Что касается возможной высотности, то Кисилёв говорит, что так как «Театрально-концертная» зона не предполагает ограничений по этажности, само здание может быть любой высоты, но «вопрос решается за счёт перепада рельефа».

«Это грубое вторжение»

По мнению градозащитника Дениса Галицкого, приказ Госинспекции от 12 марта 2019 года содержит противоречия, которые можно расценивать как подлог:

«С одной стороны написано, что предметом охраны являются исторические линии застройки, а с другой стороны, они отдают под застройку территорию, которая по их же схемам не была застроенной. Кроме того, если на всей территории в разной степени ограничена высотность, то в самом центре не может быть зоны без ограничения высоты. Наоборот, ограничение всегда ослабевает от центра охраняемой территории к периферии, а тут в самом центре нет ограничения. Это как минимум требует объяснения».

Архитектор Сергей Шамарин говорит, что когда строились олимпийские объекты в Сочи, то кое-где отменялись ограничения: «иначе не построить». Что касается возведения здания театра в Разгуляе, то предметно говорить пока рано, так как «никто не презентовал никакого проекта, он нигде не рассматривался, профессиональное сообщество его не видело».

«Появление здания высотой не десять метров, а пятьдесят, причём такое масштабное — это будет грубое вторжение, и займёт две трети Разгуляя», — считает Шамарин.

Новое здание будет семиэтажным, на фасаде — медиаэкран

Предполагается, что здание новой оперы будет семиэтажным. Высота переменная — от 39,2 м до 49,8 м. Общая площадь — 32 000 квадратных метров. Габариты здания 126,2×65,5 метров.

Такой вывод можно было сделать из акта историко-культурной экспертизы проекта строительства новой сцены. Он был опубликован 16 декабря 2019 года на сайте Госинспекции по охране культурного наследия.

«На фасаде планируется разместить медиа-экран или медиа-фасад размером не менее 10×17 метров, на котором будут транслироваться информационные видеоролики или статичные изображения с анонсами и репертуаром театра», — также говорилось в акте экспертизы.

Акт был подписан казанским историком Игорем Нестеренко. По нашим данным, в Пермь, на место будущего строительства он не выезжал. (Игорь Нестеренко работает экспертом в ООО «ЦМП» и является членом Научно-методического совета по культурному наследию при Комитете Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия. Стаж работы — 30 лет, образование — высшее, учёной степени нет).

Примечательно, что акт экспертизы для включения «Егошихинского медеплавильного завода» в госреестр объектов культурного наследия народов РФ, разрешающий зонирование и отменяющий ограничения высотности при строительстве театра, подписал также Игорь Нестеренко.

«У эксперта на потоке производство таких заключений»

После того, как экспертиза проекта строительства сцены оперного была опубликована, местные эксперты обратили внимание на её неточности и ошибки. Архитектор Игорь Луговой отметил, что в документе — путаница с адресами.

«Объяснение простое: у эксперта на потоке производство таких заключений, он просто взял предыдущее... и немного изменил, и, даже не проверив, побежал в „наследие“».

Денис Галицкий указал на то, что габариты здания не вписываются в участок.

«Расстояние между самыми удалёнными точками этого участка составляет всего 107 метров. На нём никак не может поместиться здание длиной 126 метров! Не хочу разбираться, кто и в чём наврал, но заключение должно быть отменено».

18 декабря, то есть через два дня, в краевой Госинспекции по охране культурного наследия сообщили, что разработчик экспертизы обратился в ведомство с просьбой вернуть документацию для доработки.

***

На 24 января запланировано заседание Градсовета при главе Перми. Анонсируется, что будет представлен архитектурный проект нового здания оперного театра. Один из членов совета, архитектор Сергей Шамарин сообщил журналисту «Звезды», что он приглашён на заседание, но не получал никаких документов по новому проекту. Это нарушение регламента работы градсовета, члены которого должны получить все подготовленные документы за 5 рабочих дней до заседания.

  • Проектированием сцены занималось ООО «Группа компаний Строй-Эксперт». Будучи единственным участником, компания из Санкт-Петербурга выиграла конкурс, объявленный Управлением капитального строительства Пермского края. Цена контракта — 221 508 263 руб. О «Группе компаний Строй-Эксперт» известно, что это она разрабатывала техническую документацию на проведение работ в Михайловсом театре в Санкт-Петербурге, поэтому её связывают с Владимиром Кехманом.
  • Известно, что за архитектурные решения проекта отвечало бюро WHY (Нью-Йорк) и лично архитектор Андрейа Стойич. На каком основании именно это бюро занималось разработкой — неизвестно.

***

Читайте также наш репортаж с общественных слушаний по реконструкции территории сквера Татищева и завода Шпагина.

Кто такой Владимир Кехман.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь