X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
18 октября 2018

Между первой и второй: прогулка по железной дороге, которой скоро не будет

124статьи

Город как территория для жизни, самореализации и взаимодействия жителей. Пространство и смыслы.

Фото: Иван Козлов

На этой неделе участок железной дороги между станциями Пермь-II и Пермь-I стал, наверное, самой обсуждаемой городской локацией. К многострадальной ветке, которую с года на год готовятся стереть с лица земли, и так приковано всеобщее внимание, а тут ещё и появились конкретные данные: платформа «Дзержинская» будет закрыта уже первого июля, а полностью движение между двумя вокзалами прекратится к декабрю. Мы понятия не имеем, как в ближайшие годы изменится пространство, которое сегодня занято этим участком железной дороги, но на всякий случай всё же решили зафиксировать его для истории, а заодно посмотреть, что там есть интересного и достойного внимания.

Только давайте сразу оговоримся перед чтением, что вам уже есть 18 (ладно, хотя бы 16) лет и вы несёте ответственность за свои действия. Потому что ходить по железной дороге, в принципе, не запрещено, но и хорошей идеей с точки зрения безопасности это тоже не назвать. С другой стороны, мы ведь с вами не собираемся, как полоумные, прыгать непосредственно по рельсам? А на большинстве участков вдоль полотна есть вполне комфортные тропинки. Так что двинули. Стартуем с мостика, с которого открывается хороший вид на вокзал Пермь-I. Но нам сегодня нужно в противоположную сторону.

Фото: Иван Козлов

Вот сюда:

Фото: Иван Козлов

Это тоннель под улицей Монастырской, построенный в 1898 году — в том же году, что и сам участок от Перми-I до Перми-II. Ходить по тоннелю насквозь уж точно не следует — этот участок пути можно преодолеть, перейдя Монастырскую и спустившись по старой каменной лестнице с другой стороны.

Фото: Иван Козлов

А вот уже отсюда можно украдкой заглянуть в тоннель.

Фото: Иван Козлов

Место, конечно, впечатляющее.

Фото: Иван Козлов

Самая удивительная деталь (во всяком случае, из тех, что удалось разглядеть неподалёку от въезда) — вот это окно с кованой решёткой. Куда оно ведёт — непонятно, но выглядит оно совершенно жутко, учитывая, что в темноте за решёткой нельзя ничего разглядеть.

Фото: Иван Козлов

Неподалёку от тоннеля, у основания столетней подпорной стены (которую, кстати, саму по себе можно считать памятником — настолько уникальным сооружением она была по меркам тех лет) можно заметить небольшую каменную арку, из которой вытекает один из многочисленных подземных ручьёв Перми.

Фото: Иван Козлов

Ещё чуть дальше — запечатанное историческое здание, ныне принадлежащее коммунальщикам.

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов

А это здание Пермской финансово-производственной группы, к которому, как известно, очень трудно подобрать нормальный ракурс для съёмки.

Фото: Иван Козлов

С психогеографической точки зрения этот участок пути — между Пермью-I и Галереей — просто максимально странный. Ты вроде бы находишься в центре города и прекрасно видишь всё вокруг, но по левую руку от тебя — каменная стена, по правую — прозрачный забор, который отделяет набережную от насыпи. Выходит, что и набережная, и Соборная площадь от тебя гораздо дальше, чем кажутся, а сам ты как будто путешествуешь в каком-то другом изнаночном измерении, которое только формально пересекается с привычным городом. Тебя не должно быть здесь, и даже афиши и объявления наклеены не для тебя:

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов

Впрочем, плюсов тоже немало. Нестандартные точки обзора предполагают нестандартные ракурсы. Вот, например:

Фото: Иван Козлов

Или вот:

Фото: Иван Козлов

Буквально через пару шагов от Соборной площади цивилизация заканчивается, а на заросшем пригорке под зданием ВКИУ и вовсе начинаются какие-то джунгли. Как и положено в джунглях, тут есть свои дикие реки и водопады.

Фото: Иван Козлов

Можно было бы рассмотреть эту речку поближе, но отходить далеко от насыпи — не самая хорошая идея. Не забывайте, что тут повсюду канализационные колодцы и тоннели для отведения воды, и выглядят они как какие-то ужасные ловушки, от которых лучше держаться на почтительном расстоянии.

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов

Через пару сотен метров мы подходим к коммунальному мосту. На этом участке пути нужно быть особенно осторожным — риск того, что с моста вам чем-нибудь прилетит по голове, довольно велик, а в периоды ремонта моста он возрастает многократно. Посмотрите на мост с этого ракурса — видите, в правой части такой коридор с решетчатым полом? В благословенные времена — лет десять назад, когда требования к безопасности всего и вся были значительно ниже, чем сейчас — туда можно было без особого труда забраться, а затем на четвереньках совершить экстремальное путешествие от одного берега до другого. Во всяком случае, некоторые мои друзья так делали. Но теперь входной люк огорожен высоким забором с колючей проволокой и видеокамерами.

Фото: Иван Козлов

На другой стороне от моста, на склоне сквера перед ДК «Телта» — любопытный советский артефакт

Фото: Иван Козлов

Около самого ДК «Телта» мы уже однажды бывали и, поверьте, лучше выглядеть с тех пор он не стал. Но если подбираться к нему со стороны железной дороги, можно обратить внимание на загадочный подземный этаж — ныне, к сожалению, замурованный.

Фото: Иван Козлов

Как только минуете сквер, у вас появится возможность сойти с маршрута в одном из двух направлений. Тропинка слева ведёт на задворки упомянутого ДК, а затем на улицу Окулова. Тут, разумеется, тоже царит разруха:

Фото: Иван Козлов

Свернув на тропинку справа, вы, во-первых, обнаружите родник. К родникам в городе относятся парадоксально: около этой стрёмной струйки воды, вытекающей из ржавой трубы, обустроена комфортная зона с деревянным мостиком, и этот ансамбль увенчивается табличкой, предупреждающей о том, что родниковую воду в городах пить нельзя. Но тогда зачем это здесь и для кого? И можете ли вы представить себе человека, который попрётся со Слудской горки за водой в эту яму?

Фото: Иван Козлов

При желании можно пройти ещё немного дальше и выбраться к набережной и забору ресторана «Гастропорт». Но мы, конечно, продолжим двигаться по железной дороге.

Фото: Иван Козлов

Приметное здание, выходящее окнами на этот небольшой перекрёсток — один из цехов завода «Пермалко». Это самая гипнотическая часть маршрута, поскольку вдоль окон второго этажа тянется конвейер, транспортирующий бухло, и несколько десятков метров вы можете прошагать, держа равнение на бутылки водки «Пермская». Не забывайте только смотреть под ноги.

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов

На задворках территории «Пермалко» есть специальная тупиковая ветка, а на ней припаркована цистерна спирта (!).

Фото: Иван Козлов

Как раз в этот момент, когда вокруг столько отвлекающих факторов, нелишне будет напомнить:

Фото: Иван Козлов

Чуть дальше «Пермалко», за территорией хлебозавода и завода «Телта», расположена остановка «Дзержинская». Это именно её хотят закрыть первого июля, положив тем самым начало закрытию всей ветки. Справедливости ради, если остановку, поставленную по направлению «в город» (до неё мы ещё дойдём), действительно жалко, то вот эта остановка «из города», кажется, и правда ни для чего не нужна. Во всяком случае, в обозримом пространстве даже нет нормального выхода на городские улицы.

Фото: Иван Козлов

Что это за загадочные цифры — непонятно, но хочется верить, что к «Синим китам» они отношения не имеют.

Фото: Иван Козлов

Промзоновские стены на задворках «Телты» — это отдельная красота. на них можно найти и произведения искусства «реди мейд»...

Фото: Иван Козлов

...и самые разные граффити.

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов

Вот, например, граффити, описывающее всю ситуацию со скорым закрытием этого участка пути:

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов

Пройдя под мостом Решетниковского спуска, мы окажемся на границе огромной территории завода Дзержинского. Самый примечательный объект здесь — эта прекрасная водонапорная башня, построенная по уникальному для Перми проекту. Вот тут можно разглядеть её поближе, а тут — увидеть её изнутри. Очень впечатляет.

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов

Остановка «Дзержинская» для электричек, следующих в город, находится в полусотне метров от проходных ЗиД. Спускаться туда мы сейчас не будем. Во-первых, мы там тоже уже с вами были, а во-вторых, и с насыпи всё неплохо видно:

Фото: Иван Козлов

Дальше осталось только преодолеть мостик над улицей Дзержинского и по насыпи пройти до конечной точки — вокзала. Насыпь в этом промежутке усеяна анютиными глазками (ну или что это? фиалки? ну, не суть важно).

Фото: Иван Козлов

Справа от вас будет территория ПГНИУ, но там ничего особо не разглядеть из-за забора и деревьев. Слева открывается вид чуть получше.

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов

Ещё из хорошего — насыпь отделяет от «Сада камней» лесополоса, состоящая из старых высоких тополей. Очень внушительное зрелище — а в городе, в котором враги рода человеческого усиленно проводят кронирование деревьев, ещё и всё более редкое. Главное, вниз не смотреть, потому что там теплотрасса и всякие гнилые тряпки.

Фото: Иван Козлов

Закончить на позитивной ноте всё-таки не получится. Ну, кто ж виноват, что в конечной точке нашего маршрута растёт очередное здание, облицованное столь любимым в Перми синим стеклом?

Фото: Иван Козлов