X

Новости

Сегодня
Вчера
17 августа 2019
16 августа 2019
Фото: Анастасия Яковлева
165статей

Город как территория для жизни, самореализации и взаимодействия жителей. Пространство и смыслы.

Пустота вокруг фонтана

Новый фонтан на площади перед «Театром-Театром» — городская сенсация или примитивный аттракцион? В течение первой майской недели пермяки специально приезжают в центр города полюбоваться «поющим» фонтаном, появления которого ждали с 2013 года.

Подростки с азартом осваивают новое развлечение — гоняют на велосипедах, роликах и самокатах между водяными струями. Взрослые фотографируют своих детей, прогуливаются с собачками, а кто-то просто стоит и смотрит на обновлённую, мощёную гранитной плиткой площадь, где из 119 форсунок бьют струи фонтана. Если в будний день повезёт оказаться здесь с 22:45 до 23:00, можно увидеть светомузыкальное шоу. По выходным и праздникам фонтан подсвечивается и «поёт» трижды в день: в 21:45, 22:45 и 23:45.

Тема запуска фонтана в эксплуатацию и перспектив дальнейшего освоения пустого пространства площади будоражит пермское медиапространство. Спектр мнений — от восторга и гордости до возмущения и безжалостной критики.

Найти «срединный путь» в понимании происходящего невозможно без знания предыстории строительства фонтана и экспертных оценок.

Мы встретились с непосредственным участником проектирования реконструкции городской эспланады, арт-директором Музея современного искусства PERMM Наилей Аллахвердиевой. Она объяснила прошлое, настоящее и будущее пустоты вокруг фонтана, пока мы прогуливались по новой брусчатке площади.

Мы стали ближе

Наиля Аллахвердиева:

— Если понаблюдать за историей создания фонтанов в XX веке, можно увидеть результат эволюционного процесса: городские фонтаны перестают быть триумфальными, возвышающимися над пространством площади, они приближаются к людям. Ведь как мыслит современный архитектор? Он учитывает сценарий поведения людей в пространстве. А в нашем городе есть дефицит городских пространств, которые могли бы легко быть приватизированы людьми, могли бы быть доступны людям. Теперь всё демократизируется. Поэтому Евгений Асс, автор проекта реконструкции эспланады, в своё время, конечно, не мог игнорировать эту тенденцию. Им была предложена гениальная идея (пусть она не уникальна, в мире таких проектов много), когда фонтан становится открытым, когда он легко включает в себя любого человека. Что сейчас происходит? По-моему, пермяки сегодня переживают стадию культурного шока. Люди смотрят на струи фонтана, ходят между ними и поверить не могут, что в их жизни это произошло. Я считаю, что само по себе появление в городе такого демократичного места — это сенсация.

Теперь и в Перми есть свой главный городской фонтан Фото: Анастасия Яковлева

Мы обошли здание «Театра-Театра» и возле служебного входа встретили главного режиссёра театра Владимира Гурфинкеля. Он поделился своим восприятием новой городской достопримечательности.

Владимир Гурфинкель, главный режиссёр «Театра-Театра»:

— Прелесть этого фонтана в том, что он, как всё прекрасное, возникает из ничего. Когда прекрасное не обрамлено никакой дополнительной формой, а существует само по себе, в этом есть даже некий изыск...

Я очень рад, что фонтан находится рядом с театром. Потому что театр стал ещё слаще. Пушкинские сцены у фонтана можно играть здесь — на площади перед театром.

С одной стороны, я счастлив, что у людей есть такая гигантская потребность в зрелищах. С другой стороны, очень расстроен, потому что примитивные зрелища формируют у человека простой способ сопричастности и не приводят к глубоким чувствам. Конечно, и чувства простого порядка тоже у всех возникают. Ведь мы радуемся в начале весны подснежникам, хотя особой красоты в этих цветах нет. И пусть, впервые увидев фонтан, человек уйдёт домой и от переполненности чувств откроет томик Мандельштама. Или начнёт читать «Осенний крик ястреба» Иосифа Бродского и в конце концов задумается о природе бытия. Для любых возвышенных чувств и мыслей необходима точка отсчёта. Пусть этот фонтан будет точкой отсчёта хоть для кого-нибудь.

Попрощавшись с Владимиром Львовичем, мы продолжаем разговор.

Сила инерции

Наиля Аллахвердиева:

— Думаю, что реализоваться этому проекту, пусть и частично, позволила инерция «культурной революции». История появления фонтана длинная. В 2011 году архитектор Евгений Асс разрабатывал проект реконструкции фойе и фасада «Театра-Театра». Заказчиком проекта выступал Пермский центр развития дизайна «Городская среда», а я была куратором этого проекта. Поскольку основная концепция нового фасада была связана с идеей стены, которая пронзает театр насквозь, дирекция театра вынесла проект на согласование городской комиссии по арт-объектам. На презентации Асс продемонстрировал, как вообще может выглядеть пространство вокруг здания театра. После этого власти Перми заказали архитектору проект не только площади, но и всего квартала городской эспланады.

Юридически пространство вокруг здания «Театра-Театра» находится в ведении муниципалитета. Площадь — это место общественного пользования. Соответственно, техническое задание для проекта формулировалось без учёта мнений руководства театра, хотя этот проект зародился именно в театре. По моему мнению, логично сделать так, чтобы площадь стала продолжением театра, и содержание проводимых здесь событий стало бы частью художественной концепции «Театра-Театра». Тогда качество времени, которое здесь проводят горожане, изменилось бы радикально.

Проект реконструкции участка эспланады у «Театра-Театра».
Как это могло бы быть.
Как это могло бы быть.

Скачать проект комплекса от Евгения Асса (PDF)

Евгений Асс взаимодействовал с «Театром-Театром». Архитектору было важно связать два пространства — внутреннее пространство театра и внешнее пространство площади перед ним. Для решения этой задачи он предложил архитектурно-сценический комплекс «Стена». Поскольку стиль здания театра функционалистский, а площадь — геометрическая, ей не хватает диагонали, внутреннего движения асимметричной супрематической геометрии. «Стена» с её чётким ритмом создавала бы правильное эстетическое переживание пространства и внутреннюю сценографию площади.

Фото: Анастасия Яковлева

Идея проекта реконструкции участка эспланады в целом была в том, чтобы превратить это пространство в большой ландшафтный парк. Должны были появиться детские игровые зоны, открытые площадки для летнего театра. Этот проект дал бы городу многое для освоения пространства площади. Однако проект был усечён почти втрое. На данный момент от изначального проекта остались фонтан, новая брусчатка площади и цветники. Хотя сама фактура мощения площади архитектором задумывалась разнородной. Предполагались разные типы брусчатки, благодаря этому покрытие площади выглядело бы рельефно, и площадь была бы зонирована.

Пермская архитектура без элементов супрематизма

Наиля Аллехвердиева:

— Многие сегодня критикуют то, что на площади много пустоты. Но ведь площадь — это и есть большое открытое пространство, где можно проводить общественные мероприятия с большим скоплением людей. Площадь — центр жизни города. Другой вопрос, что площадь перед «Театром-Театром» неполноценна: у неё нет архитектурных кулис. Вспомним Сан-Марко, главную городскую площадь Венеции, или Пласа Майор в Мадриде, или Площадь Святого Петра в Ватикане. Пространство каждой из них очерчено архитектурным ансамблем.

В случае пермской эспланады границы площади находятся очень далеко с обеих сторон — через улицу Ленина и улицу Петропавловскую. Раньше позиционным центром этой площади являлся фонтан. Именно этот центральный элемент композиции площади формировал её целостность.

Право автора

Наиля Аллехвердиева:

— Непонятно, почему архитектора Асса исключили из процесса надзора за реализацией проекта. Он профессионал, перфекционист и довольно педантичный человек. Я уверена, что тех шероховатостей в геометрии фонтана в виде небрежной проработки зазоров между брусчаткой и решётками фонтана, которые мы наблюдаем, можно было бы избежать, если бы автор-разработчик был вовлечён в процесс монтажа. Отвечать за качество столь дорогого проекта должен автор.

Кто заполнит пустоту?

Наиля Аллахвердиева:

— Сегодня самый актуальный вопрос — как будет осваиваться обновлённое пространство площади. Необходимо благоустройство. Помимо озеленения и скамеек, нужны пространственные элементы, сезонные, временные объекты, которые бы каким-то образом анимировали, визуализировали эту среду.

Программирование культурного пространства площади в данный момент — наиважнейшая задача. Важно планировать, создавать эту среду, в которой люди будут собираться с радостью. Потенциал этого места должен использоваться на достойном уровне, комплексно, продуманно, профессионально.

Чем хороши вот такие пространства, как площадь перед театром? Их можно моделировать, формировать различные сценарии этого пространства. И в них может участвовать театр. Предположим, фестиваль уличных театров можно проводить здесь. Можно было бы построить летнюю трибуну, на которой зрители бы сидели и смотрели спектакли. Это даже не вопрос денег, это вопрос желания, интереса города к тому, как будет осваиваться это пространство. Сделать пространство более эмоциональным и разнообразным. Музей современного искусства мог бы предложить варианты разработки оформления пространства площади, объектов и инсталляций. Можно создавать не капитальные проекты, а временные, сезонные. Очень бы хотелось, чтобы тот опыт, который люди сейчас здесь получают, привёл к новым социальным заказам подобного типа. Это открывает возможность пермякам почувствовать себя другими людьми — теми, кого не устраивает формализм.

Пока фонтан не звучит и не подсвечен, каждый волен радоваться струйкам по-своему Фото: Анастасия Яковлева

Евгений Асс: Заказчик полностью прекратил отношения с нами

После рассказа Наили Аллахвердиевой стало ясно, что разговор был бы неполным без мнения автора проекта Евгения Асса. Хотя архитектор ещё в 2013 году отказался общаться с пермской прессой.

К тому же в настоящее время архитектор пребывает в Нормандии (Франция). Тем не менее нашему изданию Асс ответил.

Евгений Асс, российский архитектор и художник, основатель и ректор архитектурной школы МАРШ, профессор МАРХИ, автор проекта реконструкции городской эспланады:

— Любопытно, что сначала, вместе со «Стеной», мы предлагали два варианта фонтана, оба плоскостные, но совсем разные по форме и положению — большой эллиптический под условным названием «Озеро» и линейный поперёк площади, столь же условно названный в силу протяжённости «Река». Утверждён был второй вариант. После отмены «Стены» мы даже не имели возможности откорректировать его планировку, из-за чего он и реализован с некоторыми композиционными странностями. Например, увеличенный разрыв между группами форсунок оказался там только потому, что в этом месте фонтан пересекался стеной. В итоге, кроме фонтана, от всего комплексного проекта с предусмотренными в нём элементами благоустройства, дендрологией, малыми формами осталось, как я отметил, только мощение, да и то в сильно урезанном виде.

В какой-то момент, после того как все формальные условия договора на проект были выполнены, заказчик полностью прекратил всякие отношения с нами. У нас не было договора на авторский надзор, и со стороны заказчика не было проявлено никакого интереса к нашему дальнейшему участию в этой работе. По-хорошему, конечно, после отмены «Стены» нужно было бы полностью переделать проект, ведь все детали, включая и рисунок мощения, были взаимоувязаны. А в итоге, можно сказать, от всего натюрморта осталась только скатерть. Я, к сожалению, не видел фонтан ни в процессе строительства, ни в окончательном виде, слышал только, что геометрия наших эллипсов получилась не очень ровной. Ну, и другие критические суждения.

Хотел бы я участвовать в процессе строительства фонтана? Да, конечно. Хотя мне было очень жаль расстаться с первоначальной идеей радикальной трансформации пространства площади.

Я всегда с очень большой ответственностью отношусь к реализации наших проектов, поэтому особенно огорчён, что есть какие-то огрехи. С одной стороны, я, конечно, рад, что что-то осуществлено, но в то же время переживаю, что сделано не так, как было задумано. Я уверен, что «Стена» была бы мощнейшим градостроительным акцентом города и вместе с фонтаном сделала бы эту площадь одним из самых интересных общественных пространств не только в России, но и во всём мире.

Официальная точка зрения

О дальнейших планах по освоению пространства площади и концепции музыкального сопровождения фонтана редакция «Звезды» попросила рассказать представителей администрации Перми.

— Озеленение площади будет выполнено в полном объёме. В настоящий момент выполняется высадка деревьев и кустарников. Всего будет высажено около 20 деревьев и более 900 кустарников. Кроме того, уже посеяны газоны. При наступлении более благоприятных погодных условий на площади будут высажены петунии и многолетние цветы. Кроме того, планируется установить 44 лавочки. Все работы планируется выполнить в летний период.

Сейчас подрядная организация проводит настройку лазерного оборудования, для того чтобы исключить возможность попадания лучей в окна домов и пролетающие самолёты, так как над эспланадой проходит воздушный путь. Завершить работы планируется к 12 июня.

Департаментом культуры и молодёжной политики администрации Перми для открытия фонтана были подготовлены аранжировки 5 музыкальных композиций, посвящённых 70-летию Победы. Сейчас ведётся работа над созданием будущих аранжировок. Запустить новые мелодии планируется в июне.

На вопрос, почему не пригласили на церемонию открытия фонтана архитектора Асса, редакция получила следующий ответ:

— На церемонию открытия мог прийти любой желающий, доступ был свободным, об открытии было сообщено заранее. Информация о названии фонтана будет доведена до жителей города.

Итак, 12 июня фонтан обретёт имя. Сам факт называния всего нового и непонятного — важный для психологии человека акт. Он помогает присвоить новое, наделить его смыслом. Но можно ли лишь названием и струями фонтана наполнить культурным содержанием городскую среду?

***

  • Разработкой проекта реконструкции территории городской эспланады, прилегающей к зданию Пермского академического «Театра-Театра», занималось проектное бюро ООО «Архитекторы Асс», г. Москва. Заказчик проекта — МАУ «Агентство социокультурных проектов», г. Пермь. Проектная документация была передана мэрии Перми в начале 2013 года.
  • Изначальная расчётная стоимость проекта составляла порядка 400 млн рублей. Проект несколько раз корректировался. Изменения касались дополнительных площадей за зданием театра, технологического оборудования фонтана, парковочных мест вдоль улиц Ленина и Борчанинова, строительства стационарного туалета, электрических мощностей для проведения массовых мероприятий, уменьшения толщины брусчатки с 80 мм до 60 мм. Из проекта был исключён архитектурно-сценический комплекс «Стена» и мультимедийный экран. Стоимость реконструкции эспланады после корректировки составила 360 млн рублей.
  • В ноябре 2013 года управление муниципального заказа администрации Перми объявило итоги конкурса на проведение строительно-монтажных работ по реконструкции площади от улицы Борчанинова до здания «Театра-Театра». Победителем и единственным участником торгов стало ОАО «Пермдорстрой». Работы проводились согласно проекту ООО «Полярис».
  • Открытие светомузыкального фонтана на обновлённой площади состоялось в ночь на 1 мая 2015 г. Общая площадь фонтана составляет 424 квадратных метра.
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+