X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
20 октября 2018
19 октября 2018

Звуковысотный архитектор. Памяти пермского музыканта и керамиста Дениса Григораша

В Перми трагически погиб музыкант и керамист Денис Григораш. Ритму его перкуссии в разное время подчинялись хор «Млада», группы «Седой Урал» и «О.Р.З.А», а рукам — глина: в последние годы Денис увлёкся керамикой, создал Esta Studio. По просьбе интернет-журнала «Звезда» пермские музыканты вспоминают Дениса Григораша.

Андрей Михайлов, перкуссионист

— Дениса музыка притянула настолько, что он ушёл с хорошей должности в банке. Ему было нужно что-то другое. Он стал искать — и нашёл! Музыка его поддерживала, увлекала, вытаскивала из сложных ситуаций. Я был восхищён его перкуссией и пригласил в «Общество ритмических и звуковысотных архитекторов» («О.Р.З.А»).

В игре на барабанах очень важна эмоциональная составляющая, должны загораться чувства. Это можно назвать «страсть». Когда Денис загорался, он настолько включался в ритм, что сам становился музыкой и ритмом. Уходил в некий поток, не смотрел по сторонам, ни о чём не думал, музыка обретала силу и энергию — это была чистая страсть. Дениса было сложно ввести в рамки и остановить в этот момент. Даже я не умею настолько уходить.

Другое его качество — он хотел изучить и понять до самой глубины всё, что ему было интересно. И это давало плоды. Он репетировал каждый день по многу часов, оттачивал технику. Техника и страсть одновременно — это мастерство.

Откуда мы узнаём, как должна строиться музыка? Что это такое и зачем? У таких людей, как Денис, это понимание есть изначально, здесь не нужны музыкальные школы. Это можно назвать богатством души. Внутренним богатством нужно делиться, и, когда он открыл его, бросил прежнюю устроенную жизнь.

Алёна Трунова, руководитель школы фламенко Adelante

— Семь лет назад школа Adelante участвовала в перформансе с музыкантами, среди них был и Денис. Он сразу заинтересовался фламенко и игрой на кахоне в стиле фламенко. С Денисом было удивительно работать. Он никогда не критиковал, всегда поддерживал, если что-то не получалось. С удовольствием тратил время на изучение нового.

Не передать словами ощущения, когда танцуешь под игру человека. Он — твоё сердце, как он решит, так и будет. По традиции во фламенко танцоры ведут, а музыканты — следуют. Но у нас всегда была взаимная работа. Мы слушали друг друга и шли вместе по дороге танца и ритма. Его фразы, брошенные вскользь на репетициях, остались моими правилами: «если чувствуешь напряжение, когда хлопает — остановись, подыши и пойми, что это всего-навсего хлопки», «если у тебя сейчас не получается, не переживай», «поработала — отдохни, потом не заметишь, как все получится».

Очень жаль, что так получилось. Когда ты совпадаешь с человеком внутренне, тебе особенно тяжело переживать то, что произошло. Для танцоров и музыкантов фламенко ритм — это как стук сердца. Без него нельзя, не будет чуда. Денис был и останется этим светлым добрым сердцем моего фламенко — понимающим, принимающим, искренним и космическим. Не хочется терять с ним связь, не хочется, чтобы волна обрывалась. Я верю, что он будет и дальше присутствовать в истории фламенко в нашем городе. В истории перкуссии. В музыке нашего города.

Радик Гарипов, автор этномузыкального проекта «Седой Урал»

— Недавно мы с «Седым Уралом» без Дениса ездили на конкурс «Кыйгыр юлы» в Башкортостан. Жюри спрашивало, где наш удивительный перкуссионист, хотя видели его давно всего один раз. Но Денис им запомнился.

С Денисом было очень легко работать. Он всё схватывал на лету и полностью погружался в работу. Мы играем башкирские, мансийские, татарские, коми-пермяцкие мелодии. Денис хорошо чувствовал музыку, настраивался на волну и мог быть, когда нужно, и манси, и коми-пермяком, мог передать эстетику и переживания народной музыки.

***