X

Citizen

Сегодня
Вчера
2 дня назад
13 октября 2017
12 октября 2017
11 октября 2017

Зачем быть в Перми во время X Дягилевского фестиваля?

Потому что за 13 лет Международный Дягилевский фестиваль вырос в одно из самых ожидаемых и интересных событий года театрально-музыкальной жизни. Ведущие музыканты, критики, журналисты и любители искусства внесли даты проведения юбилейного фестиваля 2016 года в свои планы на следующий же день после завершения предыдущего, девятого.

Юбилейная программа

В этом году Дягилевский фестиваль будет длиться две недели, с 17 по 30 июня.

Организаторы стремятся представить наиболее актуальное в искусстве оперы, балета, академической и современной музыки сегодняшнего дня. Прозвучат мировые и российские премьеры. Жители и гости Перми услышат камерные, вокальные, симфонические концерты, увидят спектакли и балеты, которые, по мнению критиков, отличает радикализм, авторский стиль и высокое исполнительское искусство.

Во второй раз на фестивале молодым авторам и СМИ, пишущим о музыкальном театре и академической музыке, будет вручена Всероссийская премия «Резонанс». Её цель — открыть новые имена и повысить значимость профессии музыкального критика в России.

Площадки

Эпитет «новый» будет сопровождать не только произведения, но и один из фестивальных залов. Сведения о нём держатся в секрете и будут объявлены в мае.

Фестиваль пройдёт на сцене Пермского театра оперы и балета им. П. И. Чайковского, Органного зала, в Доме Дягилева, в Пермской государственной художественной галерее.

Как и в прошлом году, особая программа будет у Фестивального клуба, где пройдут пресс-конференции, лекции, мастер-классы, творческие встречи с гостями, видео-трансляции главных событий и так далее.

Жизнь в Фестивальном клубе, как обещают организаторы, продолжится до конца лета.

Впервые предлагается образовательная программа

Расширять границы фестиваля будет «образовательный элемент» — дополнительная программа открытых лекций, мастер-классов, семинаров для студентов и всех желающих. Они будут проходить в Фестивальном клубе. В качестве кураторов программы приглашены мэтры: балетовед, театральный и литературный критик Вадим Гаевский, историк, писатель, журналист Кирилл Кобрин, театровед, музыкальный критик, поэт Алексей Парин.

«Травиата» в постановке Роберта Уилсона

По словам генерального менеджера Пермского театра оперы и балета Марка де Мони, Пермская опера — пожалуй, единственный оригинальный российский нестоличный театр, способный заинтересовать сотрудничеством американского театрального режиссёра и сценографа Боба Уилсона. Его имя для мировой сцены — давно признанная величина художника театрального авангарда. Постановки Уилсона не поддаются описанию, они близки философии дзен-буддизма и эстетике японского театра Но.

Премьера постановки «Травиаты» Верди состоялась в сентябре 2015 года в Музыкальном театре Линца (Австрия). Спектакль, посвящённый выдающемуся продюсеру Жерару Мортье, — совместный проект Landestheater Linz, Пермского театра оперы и балета, Unlimited Performing Arts (Дания) и Theatres de la Ville de Luxembourg (Люксембург).

Люка Дебарг

Его называют «новой надеждой классической музыки». Французский пианист Люка Дебарг стал лауреатом Международного конкурса им. П. И. Чайковского в 2015 году. Несмотря на четвёртое место в конкурсе, в 24 года он в один день проснулся знаменитым. При этом он только в 20 решил стать пианистом. «Блестящий виртуоз, яркая творческая индивидуальность, пылкий темперамент, лёгкие пальцы, мимолётность в движении звука, отношение со звуком феноменальное», — так характеризуют его манеру игры ошеломлённые критики.

На сольном концерте в Перми Люка Дебарг исполнит именно те произведения, которые стали его визитной карточкой: четыре сонаты Доменико Скарлатти, фортепианный цикл «Ночной Гаспар» Мориса Равеля и сонату фа минор Николая Метнера.

Мировая премьера — Tristia / «Скорбные элегии» Филиппа Эрсана

Стихи, написанные заключёнными тюрьмы во французском аббатстве Клерво, и музыка Филиппа Эрсана впервые прозвучали на фестивале «Свет и тени», организованном в честь 900-летия архитектурного ансамбля Клерво. С 1808 года бывшее аббатство превращено в тюрьму для особо опасных преступников. Идея организовать для них творческую лабораторию принадлежит Анн-Мари Салль. Гуманитарный проект не только связал воедино вековую историю Клерво, но и послужил способом психологической реабилитации заключённых.

Музыкальный цикл, прозвучавший в 2015 году в Клерво, по инициативе Теодора Курентзиса был дополнен композитором музыкой на стихи российских политических заключённых. Среди русскоязычных авторов — поэт Осип Мандельштам. Название его сборника стихов Tristia, выпущенного в 1922 году, дало имя и хоровой опере Филиппа Эрсана. Концертное исполнение «расширенной и дополненной партитуры» оперы станет мировой премьерой и прозвучит на новой площадке фестиваля и в Пермской государственной художественной галерее.

Клаудио Монтеверди в исполнении оркестра Le Poeme Harmonique и хора musicAeterna

«Нравственные и духовные блуждания» — так в дословном переводе звучит заглавие монументального сборника вокальной музыки Монтеверди «Selva Morale e Spirituale» (1640 — 1641). Мадригалы и канцонетты исполнят французский ансамбль Le Poeme Harmonique под управлением дирижёра Венсана Дюместра и хор musicAeterna под управлением хормейстера Виталия Полонского. Возрождение исполнительских техник эпохи барокко — основное направление творчества ансамбля Le Poeme Harmonique.

«Фавн» и «Лебединое озеро»

Балетная программа Дягилевского фестиваля включает недавнюю премьеру балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро» в постановке балетмейстера Алексея Мирошниченко и авангардный балет «Фавн» в хореографии бельгийского танцовщика Сиди Ларби Шеркауи. С сентября 2015 года Шеркауи возглавляет Королевский балет Фландрии, артисты которого исполнят его версию знаменитого произведения «Послеполуденный отдых Фавна». Музыка Клода Дебюсси дополнена в этой постановке вставными фрагментами музыки Нитина Соуни (его имя уже знакомо пермским зрителям, видевшим спектакль Kaash Акрама Хана на Дягилевском фестивале 2015).

Балетный критик Татьяна Кузнецова («Коммерсант») назвала «Фавн» Сиди Ларби Шеркауи «самым радикальным... из всех, которые увидели свет после знаковой постановки Нижинского, ознаменовавшей начало новой балетной эры».

Концерты: неформат

По словам художественного руководителя Пермского театра оперы и балета Теодора Курентзиса, в этом году каждый концерт Дягилевского фестиваля будет иметь ещё большую долю креативности, чем раньше. Все концерты: симфонические, камерные, гала-концерты, медитативные, вокальные — планируются особенными и по форме их проведения, и по репертуару.

Неожиданный гость — группа motorama

Приглашение тви-поп-группы из Ростова-на-Дону motorama — ещё один пример расширения стилевых рамок Дягилевского фестиваля. Независимая группа, созданная в 2005 году, быстро завоевала популярность в среде любителей пост-панка благодаря сходству звука и вокала с британской группой Joy Division. Исполняет песни только на английском языке. В дискографии группы три альбома, а в числе наград — музыкальная премия «Степной волк», учреждённая при участии самого Артемия Троицкого.

Фестиваль как культурная платформа смыслов

Одна из задач, которую ставят перед собой организаторы Дягилевского фестиваля 2016, — изменение привычных способов представления музыки, ломка барьеров, ожиданий и стереотипов восприятия. И в то же время фестиваль по-прежнему стремится наследовать идеи знаменитого импресарио Сергея Дягилева, находя нетрадиционные подходы в организации музыкальных событий и формировании новых связей между музыкантами, артистами и слушателями.

Теодор Курентзис: «Фестиваль — это городское объединение, благодаря которому мы будем знать, что Пермь — это город, в котором стоит жить».