X

Новости

Вчера
2 дня назад
19 июля 2018
18 июля 2018

Альтернативное образование: что это такое и почему всё больше людей его выбирают?

Фото: pexels.com

В библиотеке им. Горького состоялся Фестиваль альтернативного образования «Свобода учиться». Его спикерами стали авторы альтернативных образовательных проектов, педагоги, психологи и родители хоумскулеров. Пермяки могли узнать о возможностях, вариантах и особенностях семейного образования, а также поучаствовать вместе с детьми в мастер-классах, тренингах и образовательных играх. Для тех, кто не попал на фестиваль, но хочет узнать, что такое альтернативное образование и зачем оно нужно, мы подготовили карточки. Составить их нам помогали организатор фестиваля, руководитель школы-парк «Бирюзовая школа» Елена Коскова и мама хоумскулера Лейла Сазонтова.

Что такое альтернативное образование? Альтернативное чему?

Альтернативное — значит иное по отношению к массовому, традиционному. Пока в стране есть единые образовательные стандарты, единая система обучения педагогов и единая программа, будут альтернативные подходы в обучении. Это естественное явление. То же самое можно наблюдать, например, в музыке, медицине или энергетике, утверждают сторонники альтернативного образования.

В каждой семье свои образовательные запросы и свои стандарты. Для сторонников альтернативного образования эти стандарты можно выразить так: самоопределение, самопознание, уверенность в своих силах и возможностях, умение взаимодействовать с собой и с миром. Альтернативщики спрашивают: «Много ли смысла в том, чтобы 11 лет накачивать себя гигабайтами информации, так и не научившись понимать себя, не осознавая смысла своей учёбы и работы, не умея выбирать и нести ответственность за выбор?» И сами же отвечают: «Массовая школа не даёт этих возможностей. Единые стандарты совершенно не ориентированы на практику, на жизнь. И зачем же тогда эти 11 лет в школе?»

Главное что школа даёт ребёнку — социализацию. А семейное образование?

Альтернативщики говорят: «Традиционная школа даёт ребенку принудительную социализацию, потому что загоняет его в класс с 30-ю другими детьми, не связанными друг с другом ничем, кроме года рождения. О семейном образовании у многих представление слишком узкое, неполное. Оно почему-то чаще ассоциируется с тем, что детей забирают исключительно на домашнее обучение, замыкаясь в границах своей семьи».

Однако варианты семейного образования многоообразны. Есть возможность объединения семей для совместного обучения детей (клубы поддержки семейного образования, «обмен детьми», семейные школы), есть виртуальные школы, есть тьюторство, есть вариант свободного образования, дополнительного образования (всевозможные кружки, секции, ДТЮ). Наконец, есть множество вариантов альтернативных школ, которые предполагают активное участие семьи в образовательном процессе.

Суть семейного образования — в осознанном включении семьи в тему обучения. Это осмысленные действия, которые исходят из интересов и потребностей детей.

И есть какие-то удачно реализованные примеры альтернативного образования в России?

Конечно! Альтернативным образование может быть по содержанию и по форме. Содержательная альтернативность — это иные подходы, ценности, смыслы в образовании. Самые известные примеры (по крайней мере, в нашей стране и в Перми) — это Монтессори-школы, вальдорфские школы, парк-школы.

Альтернативные формы в образовании — это семейная форма обучения, экстернат или дистанционное обучение.

Много ли у нас в Прикамье семей, которые предпочли альтернативное образование?

Полтора года назад краевое министерство образования озвучило цифру: 100 семей перешли на систему альтернативного образования. Сейчас на семейном образовании находятся 232 ребёнка.

Есть распространённое мнение, что дома ребёнок учиться не может. Атмосфера не располагает

Ребёнок учится везде и всегда. Любознательность — это его естественное состояние. Если это обучение на дому, то есть множество вариантов семейного образования. См. карточку № 2

Кажется, что главное отличие альтернативного образования от традиционной школы в том, что ребенок не обременён правилами школы. Значит, у него больше свободы. Это так?

Родитель может выбрать альтернативную школу лишь потому, что это модно (статусно, удобно и комфортно). Но если в семье нет доверия к интересам ребёнка, нет уважения к его потребностям, не признается право его выбора, то нет и свободы. Традиционная школа может в какой-то мере предложить «свободомыслящим» родителям и их детям выбор: выбор самой школы (с уклоном или без), выбор специализации (часто бывает в старших классах), выбор факультативов, иногда выбор учителя (бывает и такое). Но когда дети сталкиваются с системным дискриминирующим подходом («учитель всегда прав», «в туалет — только с разрешения», одинаковая для всех школьная форма), все вышеперечисленные «свободы» видятся как псевдо, — говорят сторонники альтернативного образования.

Признаётся ли альтернативная школа государством? Имеет ли её аттестат какую-то юридическую силу?

Если альтернативная школа аккредитована и осуществляет ежегодные аттестации, то конечно. Та же ситуация, если альтернативная школа «выросла» на базе федеральной школы (это было, например, с парк-школами в Екатеринбурге и Москве в 1990-х и 2000-х годах). Если альтернативные школы не заинтересованы в аккредитации, то её ученики прикрепляются к любому другому аккредитованному учебному заведению для сдачи аттестации.

Ребёнок, прошедший любую форму семейного обучения и сдавший все аттестационные задания, признаётся наряду со всеми остальными детьми.

Что нужно сделать, чтобы перевести ребёнка на домашнее образование?

Этот вопрос регулируется федеральным законом «Об образовании», где есть несколько параграфов про семейное образование. Закон предусматривает полную ответственность родителя за то, в какой форме он даёт своему ребёнку образование. Если родитель выбирает семейную форму, то дальше образовательный процесс своего ребёнка строит он сам. Родители приходят в любую школу, говорят, что выбрали семейную форму образования и заключают со школой договор. Есть варианты, когда ребёнок прикрепляется к частной школе. Все сроки и рамки оговариваются в том учреждении, где ребёнок аттестуется. Подробную инструкцию, как перевести ребёнка на семейное образование, можно прочитать здесь.

Покажите примеры удачного хоумскулинга. Как складывается дальнейшая жизнь таких детей?

Хоумскулинг был и в СССР. Тогда он назывался экстернат. В новой редакции закона «Об образовании», который был принят в 2011 году, вместо экстерната ввели понятие хоумскулинга. Из примеров успешного хоумскулинга в современной России можно назвать Любовь Сгонник — у неё двое взрослых детей, которые не учились в школе.

В школе ребёнок проводит кучу времени. А как организовать его время дома, и при этом не угробиться родителям?

Семья Лейлы Сазонтовой четвёртый год живёт без обычной школы. «За это время мы не угробились, и дело к этому даже не идёт, — говорит она. — Весь вопрос — в здравом тайм-менеджменте. Нужно просто научить ребёнка здраво относиться ко времени, искать свои интересы и плавно и аккуратно вписать это в график».

На семейном образовании у ребёнка появляется много свободного времени и вопрос состоит не в том, как всё успеть, а, наоборот, чем бы занять время. И здесь главная задача родителя — помочь ребёнку найти то, что ему интересно. А когда он знает, что ему нужно и хочется, тогда уже его досуг как-то обустраивать.

В чём главные плюсы и минусы семейного образования?

Плюсы:

  • Индивидуальный подход к каждому ребёнку. Школа этого дать не может, потому что у неё нет такой задачи. Родитель сам знает особенности своего ребёнка и может под них подстраиваться и находить ребёнку тех педагогов, которые являются для него правильными носителями тех ценностей, которые хотят ему привить. Возможность выбрать максимально удобный, как говорят чиновники, учебный маршрут.
  • Появляется много свободного времени.
  • Забота о том, как сберечь здоровье ребёнка: нет рюкзаков с большими учебниками, нет болезней детей, сохраняется психологическое здоровье ребёнка.
  • Мотивация: дети быстро понимают, что они хотят от жизни.
  • Дети учатся работать с информацией — получать, обрабатывать и находить информацию. Нет одного учебника, который признаётся как истина в последней инстанции, а есть огромный мир, благодаря которому можно учиться всю жизнь.
  • Дети понимают, для чего они учатся. Они не получают знания ради знаний.
  • Экономия денег. Не нужно покупать учебники, тетради, школьную форму и сдавать деньги в фонд класса. В Пермском крае тем семьям, кто выбрал семейное образование, платят компенсацию: ежегодно от 20 до 40 тыс. рублей в зависимости от того, в какой школе ребёнок аттестуется.

Минусы:

  • Точно не подходит для ленивых родителей. Когда ребёнок на семейном образовании, уже нельзя будет сказать, что он чего-то не знает, потому что не научили, или он ругается матом, потому что все ругаются.
  • Бывают сложности в общении с чиновниками или администрацией школы, когда у них случается недопонимание правовых моментов, потому что школы трактуют федеральный закон об образовании очень вольно. И часто в свою пользу, а не в пользу ученика. Например, родители приходят в какую-то школу и говорят, что хотят перевести своего ребёнка на семейное образование, а директор говорит, что у них такой формы, хотя закон говорит об обратном.

Почему всё больше семей выбирают альтернативные формы образования?

Причин может быть множество, но обычно говорят: «Потому так удобнее для нашей семьи». Кому-то хочется экономить время, кто-то выбирает такую форму потому, что не устраивают ценности, которые несёт школа, и подготовка педагогических кадров, работающих в ней. Часто семейное образование для своих чад выбирают многодетные родители. Они объясняют это экономией времени и денег. А семьи военных — потому что постоянно переезжают с места на место, и ребёнку психологически трудно каждый раз привыкать к новой школе и новому коллективу.