X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад

Инструкция велосипедистам, пешеходам и водителям перед открытием велосезона

Фото: Константин Долгановский

В Перми вот-вот начнётся велосезон, а значит, вновь неизбежны конфликты водителей с велосипедистами. ГИБДД приводит неутешительную статистику: с апреля по октябрь 2016 года зарегистрировано 86 ДТП с участием велосипедистов. Это на 30 % больше, чем в 2015 году. 87 человек получили травмы, 19 пострадавших — дети и подростки до 16 лет. Мы решили напомнить несколько правил, которые позволят избежать и аварий, и конфликтов между четырёхколёсными, двухколёсными и пешими. Разбираться в вопросе нам помогали начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД Перми Дамир Гилязетдинов и ведущий мероприятий клуба велопрогулок PinMixPerm Павел Клёцкин.

Могут ли велосипедисты ездить по тротуарам?

Вообще-то, могут. Но при определённых условиях.

ПДД гласят: велосипедисты старше 14 лет должны передвигаться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов. Если их нет или движение по ним невозможно, тогда можно ехать по правому краю проезжей части. Если и это невозможно — добро пожаловать на обочину. Если даже тут проблемы, то разрешается занять тротуар или пешеходную дорожку.

Также по ним разрешено передвигаться, если вы перевозите или сопровождаете ребёнка (об этом следующая карточка).

Кстати. Если габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему или перевозимого груза превышает один метр либо велосипедисты движутся колонной, то про велодорожки и тротуары забудьте — ехать нужно по правому краю проезжей части либо по обочине.

Со взрослыми понятно. А дети? Им что, тоже по тротуару нельзя?

Здесь как раз наоборот. Велосипедисты до 14 лет могут безбоязненно ехать по тротуару, пешеходной дорожке, пешей стороне велопешеходной дорожки и по пешеходным зонам. Более того, только там они ехать и могут. А если вы сопровождаете ребёнка-велосипедиста до семи лет либо перевозите ребёнка до семи лет в дополнительном сиденье, велоколяске или прицепе, то также можете, не нарушая никаких правил, передвигаться по всему вышеперечисленному, даже если есть возможность ехать по проезжей части.

Это в теории, а как на самом деле?

На практике всё сложнее. Здесь велосипедисты руководствуются простыми правилом: ехать там, где безопаснее, и у каждого свои критерии. Для кого-то комфортней ехать по правому краю проезжей части, а для кого-то — по тротуару. Да, в ПДД написано, что по тротуарам можно ехать при необходимости, но необходимость — понятие очень растяжимое, и у каждого оно своё.

Если вы едете по краю проезжей части, и на вашем пути — припаркованный автомобиль, который затрудняет движение, то вы можете заехать на тротуар с чистой совестью. Но двигаться по нему надо, не создавая опасности для пешеходов. Если опасность возникает, лучше спешиться.

Спешиваться ли велосипедистам на пешеходном переходе?

Да, по Правилам дорожного движения, когда велосипедист подъезжает к пешеходному переходу, он должен спешиться и перейти проезжую часть как пешеход. И неважно, ехал ли он по тротуару или по велосипедной дорожке. Остановиться, слезть с велосипеда и перейти — всё просто. Второго не дано.

Я проезжаю на машине через пешеходный переход, а мне под колёса несётся велосипедист. И кто виноват будет?

Есть такой тип велосипедистов, которые пролетают пешеходные переходы со скоростью ветра. Если один из таких окажется под колёсами вашего автомобиля, он же и будет виноват, но разве вам станет от этого легче? Поэтому водителям на пешеходных переходах во время велосезона надо быть внимательными вдвойне. Лучше притормозить и убедиться, что поблизости нет ни велосипедистов, ни пешеходов.

Нужно ли обозначать ли себя на дороге велосипедисту в тёмное время суток? И зачем?

Обязательно! Отсутствие такого «обозначения» в тёмное время суток — одна из основных причин ДТП с участием велосипедистов. Программа «минимум» — светоотражаетели, выезжать без них на тёмную проезжую часть вообще запрещено.

Лучше же ими не ограничиваться. «Подсветить» себя можно также с помощью светоотражающих жилетов, полосы и нашивок, фонарей. Опытные велосипедисты уверяют, что оптимальный вариант — фара, закреплённая на руле, или налобный фонарь и задний фонарь (можно не один). При этом учтите: намного лучше, когда задний фонарь светит постоянно, а не моргает, в этом сходятся все автомобилисты.

Велосипедисты VS водители. Кто чаще становится виновником ДТП?

Увы, велосипедисты. Больше всего ДТП с ними происходит на пешеходных переходах или в тёмное время суток. В первом случае авария происходит потому, что водитель автомобиля не увидел велосипедиста и не успел затормозить, а велосипедист проигнорировал ПДД и попытался «пролететь» переход. Во втором случае причина аварии — отсутствие светоотражающих элементов и фонарей на велосипеде и одежде велосипедиста.

Ещё одна ситуация, которая нередко приводит к ДТП, — когда велосипедист не показал, что поворачивает налево.

Есть ли какие-то правила для велоколонн?

Конечно. Колонна, по ПДД, должна состоять из десяти велосипедистов или десяти пар велосипедистов (в этом случае движение осуществляется в два ряда).Но если велосипедистов меньше или больше десяти, то они должны также передвигаться в колонне. Говоря иначе, под колонной можно понимать двух и более велосипедистов, а дальше уже деление на группы по десять человек при движении в один ряд или по десять пар.

Двигаться велоколонна может только по проезжей части, как можно правее, либо по обочине, если это не создаёт помех пешеходам. Расстояние между группами велосипедистов должно обеспечивать возможность их обгона, то есть примерно 80-100 метров.

Для безопасного движения колонны назначаются ведущий, замыкающий, «десятник» и дежурные. Ведущий обеспечивает необходимую и безопасную скорость движения колонны, предупреждает участников о препятствиях и соблюдении маршрута. Замыкающий следит за тем, чтобы колонна не растягивалась. Он связывается с ведущим по радиосвязи или через дежурных по колонне, чтобы скорректировать скорость движения при необходимости.

Если колонна разделена на группы, то во главе таких групп должны быть «десятники», которые контролируют скорость, соблюдение ПДД и расстояние до предыдущей группы участников велоколонны. Дежурные распределены по всей длине колонны, они контролируют соблюдение ПДД, пресекают выезд участников из велоколонны, обеспечивают безопасный проезд перекрестков и сообщают ведущему об возникающих проблемах.

Что делать пешеходу, если по тротуару несётся велосипедист? Стоять на месте или отбегать в сторону?

Велосипедист понимает примерную траекторию пешехода, поэтому легко сможет его объехать. А вот при метании из стороны в сторону вероятность неприятных последствий возрастает. Не надо бросаться влево-вправо, идите своим путём.

Если велосипед едет вам навстречу на большой скорости, лучше остановиться и пропустить.

Можно ли ходить по велодорожкам?

Велосипедная дорожка обозначается разметкой или соответствующим знаком, она предназначена для велосипедистов и только. Пешеходы могут передвигаться по пешеходной дорожке и тротуару. Если пешеход идёт по велодорожке, он нарушает ПДД.

А сколько вообще велосипедистов в Перми?

Если исходить из количества подписчиков одного из крупнейших пермских велопабликов в социальных сетях, то в нашем городе более 5 600 велосипедистов. На самом деле, конечно же, больше. Не все же сидят в соцсетях! Причём количество владельцев двухколёсных железных коней стремительно растёт, начиная с 2012 года. Об этом стоит помнить, особенно тем, кто велосипедистов недолюбливает.