X

Citizen

Вчера
2 дня назад
22 ноября 2017
21 ноября 2017
20 ноября 2017
19 ноября 2017

«А если оборвётся трос?». Отвечаем на главные вопросы о работе лифтов

Вряд ли в Перми найдётся не страдающий клаустрофобией человек, который ни разу не пользовался лифтом. Просторные, с зеркалами, хромированными поручнями, принудительной вентиляцией и информационным табло кабины, маленькие мрачные дребезжащие кабинки с сожжёнными кнопками и исписанными стенками день и ночь невидимо снуют вверх и вниз в каждом высотном доме города. Обычный лифт в девятиэтажке за год совершает около 60 тысяч поездок, проходит 10 тысяч километров и перевозит порядка 9 тысяч тонн груза и пассажиров. Всё, что вам нужно знать о том, как работают лифты и как правильно пользоваться этим видом транспорта — в наших карточках.

Почему старые маленькие лифты в девятиэтажках кажутся более «шустрыми» по сравнению со своими современными собратьями?

На самом деле, чаще так только кажется. Всё зависит от количества этажей, которое вам необходимо проехать. Раньше у лифтов стояли двухскоростные редукторы. Такой лифт начинает движение на малой скорости, потом переходит на вторую, а перед остановкой снова переходит на малую скорость. Двери открываются на одной скорости.

На современных лифтах стоят так называемые частотные преобразователи. Такие лифты начинают движение и замедляются плавно. Люди могут этого даже не замечать. После остановки лифта система электронного контроля проверяет все элементы безопасности и только после этого дверь открывается. И на двери стоят частотные преобразователи, поэтому она также медленно начинает и заканчивает открываться и закрываться. Однако такая «неторопливость» компенсируется более высокой, чем у старых моделей, скоростью движения кабины.

Проверяет ли кто-то состояние лифтов регулярно или специалисты приезжают лишь тогда, когда возникают проблемы?

Ежегодное техническое освидетельствование проводит Ростехнадзор. Проверяется наличие договоров на обслуживание лифтов, страховых полисов, факты проведения технических освидетельствований. Осматривается шахта лифта, машинное помещение, замеряются зазоры. Для этого могут привлекаться специализирующиеся на этом экспертные организации. ТСЖ, ЖСК или УК также обязаны заключать договоры на техническое обслуживание и эксплуатацию лифтов со специализированной сертифицированной организацией. В этом случае осмотры лифтового оборудования проводятся чаще, а контроль работы лифтов ведётся постоянно. Это влечёт за собой дополнительные расходы, поэтому чаще всего договоры заключаются только на техническое обслуживание. Это означает, что специалисты приезжают только в случае возникновения проблем.

Что будет, если нажать на аварийную красную кнопку в кабине лифта?

Поскольку договоры на эксплуатацию заключаются нечасто, скорее всего, ничего не будет. Лучше нажимать кнопки на телефоне, набирая указанный где-нибудь в кабине номер диспетчера.

Если же договор на эксплуатацию заключён, это значит, что ваш лифт подключён к «пульту». На «пульте» люди работают по скользящему графику, круглосуточно. Специальное программное обеспечение позволяет поддерживать постоянную связь с обслуживаемыми лифтами. Диспетчеры видят состояние лифта, его движение, сохранность машинного помещения в режиме реального времени. На такое обслуживание можно поставить любой лифт, даже если он находится далеко, потому что возможна связь через интернет. В случае постановки лифта на такой контроль, вы можете связываться с диспетчером с помощью аварийной кнопки в кабине.

Какие проблемы с лифтами встречаются чаще всего?

Если говорить о старых лифтах, то претензии в первую очередь касаются состояния кабин. В 90-е годы из них пропадали все алюминиевые элементы — вентиляционные решётки, обрамление стыков стенок внутри кабины и даже снаружи. Во многих домах это не восстановлено до сих пор. Отчасти это влияет и на безопасность, поскольку зазоры увеличились. Однако в случае поломки, лифтёр зачастую может решить проблему сразу, своими силами, потому что система управления довольно простая, релейная.

Основная проблема современных лифтов связана с длительностью ожидания поставки электронных компонентов в случае необходимости их замены. Даже лифты российского производства комплектуются импортной электроникой. В случае поломки лифтёр может сообщить специалистам только код поломки. Если не удаётся решить проблему своими силами, приходится менять электронный модуль целиком. На его доставку может потребоваться не одна неделя.

Каков срок службы пассажирского лифта и как поменять его на новый?

По техническому регламенту срок службы лифта — 25 лет. По истечении этого срока Ростехнадзор заказывает экспертизу у специализированной организации. Если в заключении указано, что лифт находится в удовлетворительном состоянии, срок его службы может быть продлён на три и более лет, после чего назначается повторная экспертиза, по заключению которой срок службы может продлеваться и далее. Специалисты сервисных организаций согласны с тем, что лифтовое оборудование может служить гораздо дольше 25 лет, если за ним правильно ухаживать.

В том случае, если замена всё-таки неизбежна, составляется проектно-сметная документация, на завод отправляются параметры шахты и прочие технические условия, на основании которых строится лифт. Стоимость самого простого лифтового оборудования на девять остановок составит не менее миллиона рублей, не считая расходов на транспортировку и монтаж.

Существует специальная Программа Фонда капитального ремонта, по которой до 2020 года в Пермском крае планируется поменять 500 лифтов. В прошлом году в Перми поменяли шесть.

Почему в лифт должны заходить сначала взрослые, а потом дети, а выходить следует в обратном порядке?

Современные кабины оборудованы грузовзвешивающим устройством, которое фиксирует нагрузку от 15 килограммов. При его срабатывании двери остаются открытыми дольше, обычно 5-7 секунд. Лифт может не «почувствовать» веса ребёнка, двери закроются, свет погаснет, что вызовет у ребёнка больший стресс, чем если бы он остался один на лестничной площадке. По этой же причине детям дошкольного возраста заходить в лифт можно только в сопровождении взрослых.

С какой скоростью движется лифт?

В зависимости от возраста лифта и высотности дома, в нашем городе кабины лифтов движутся со скоростью от 0,75 до 1,6 метров в секунду.

Самый быстрый лифт в мире установлен в 509-метровом небоскрёбе Тайбэй в Тайване. Скорость его движения — 16,8 метров в секунду.

И главный вопрос. Что будет, если оборвётся трос?

Каждая кабина лифта подвешена на трёх тросах как минимум. Каждый из них имеет 12-кратный запас прочности. Вероятность того, что порвутся все три каната разом крайне мала. Если такое всё же произойдёт, при превышении кабиной установленной скорости движения сработают «ловители». Таким образом лифт может «пролететь» около метра или меньше. Если плановая скорость кабины больше одного метра в секунду, ловители останавливают её с замедлением. «Медленные» лифты жёстко останавливаются клиньями. Если при этом стоять на обеих ногах слегка согнув их в коленях и держаться за стены кабины, можно отделаться испугом.

Лифт считается самым безопасным механическим приспособлением для перемещения людей.