X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад

Повысят ли стоимость проезда в гортранспорте до 20 рублей?

Комиссия по тарифам при Пермской гордуме одобрила повышение тарифа на проезд в общественном транспорте с 16 до 20 рублей. Это стало возможно, так как депутаты 24 ноября в первом чтении утвердили новую методику, согласно которой рассчитывают цены за проезд.

Как они считают?

Сначала объясним общий принцип. Экономически обоснованный тариф рассчитывают отдельно для автобусов, трамваев и троллейбусов. У администрации есть методика, которая состоит из формул, а их описание занимает около 20 страниц. Но если упростить, то её можно описать так:

Тариф рассчитывают как частное от деления общей стоимости транспортной работы на количество пассажиров, пользующихся определённым транспорта в год. Стоимость транспортной работы — расчётная себестоимость одного авточаса работы на минимальный годовой объём транспортной работы (утверждено на уровне 3,6 млн авточасов / год по всем видам транспорта).

Себестоимость состоит из затрат: зарплата водителей и кондукторов; страховые взносы; топливо или электроэнергия; эксплуатационные материалы; техобслуживание и ремонт; износ резины; амортизация; расходы на содержание трамвайных путей и энергохозяйства и общехозяйственные расходы.

Что изменилось в новой методике?

Новых параметров в методике не добавилось, там скорректировали существующие. Изменились условия применения поправочного коэффициента о условиях работы — частых остановках.

Также чиновники уточнили модели трамваев и троллейбусов, по которым производится расчёт. И ещё — власти предложили скорректировать нормы общехозяйственных расходов на 3 %, связанные с внедрением системы электронного учёта пассажиров. По мнению начальника департамента дорог и транспорта Ильи Денисова, затраты на создание системы нужно учесть в новом тарифе.

И эти изменения всех устроили?

Не совсем. Ещё раз отметим, что методику пока приняли только в первом чтении. Свои претензии высказывали представители контрольно-счётной палаты, прокуратуры, а также управления экспертизы и аналитики думы. Больше всего вопросов появилось к предложению заложить дополнительные 3 % на общехозяйственные затраты.

Если всё-таки методику примут и в последнем чтении, что это даст?

В последствии, по предварительным расчётам департамента, это сэкономит бюджету до 40 млн рублей на субсидиях автобусным предприятиям. При этом субсидии для электротранспорта вырастут на 10-15 %.

Много ли этих субсидий выделяют каждый год?

Относительно много. В 2015 году власти заложили 755 млн рублей. Это почти двадцать шестая часть всего бюджета. Но в конце года эту сумму скорректируют с учётом качества работы перевозчиков. На 2016 год чиновники заложили сумму 706 млн рублей.

А если бы субсидий не было совсем, то сколько бы стоил проезд?

Есть разные версии. Чисто математически, экономически обоснованный тариф на автобусы в начале 2015 года составлял 19 рублей, на троллейбусы — 17 рублей, на трамваи — 28 рублей. При этих ценах транспорт мог бы работать без субсидий за убыточность. Однако есть ещё доплаты за обслуживание льготных категорий граждан: школьники, студенты, пенсионеры.

В реальности всё немного не так. В городе есть маршрутная сеть. На некоторых рейсах перевозчики могут ездить без убытков и за 12 рублей, но есть и те, которым бы не хватило и 20. В основном это зависит от длины маршрута и пассажиросменяемости.

Так всё-таки будет ли проезд стоить 20 рублей?

Вопрос политический. В 2016 году пройдут выборы в гордуму. Ведь даже зная новый экономически обоснованный тариф, возможны три варианта развития событий: депутаты могут принять предложение администрации на уровне расчётного тарифа / ниже / отклонить.

В конце 2014 года, например, представители мэрии хотели увеличить стоимость проезда с 13 до 18 рублей. Однако позже участники договорились изменить методику расчёта — увеличить срок амортизации автобусов с 7 до 14 лет. С таким параметром проезд с 2015 года начал стоить 16 рублей. Но потом к депутатам возникли претензии у прокуратуры.

Также администрация пыталась повысить стоимость проезда и раньше. Но с 2012-го до 2014-го года этого сделать у чиновников не получалось.

P. S.: Новый тариф в 20 рублей приняли 22 декабря 2015 года.