X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
29 июня 2020
28 июня 2020
27 июня 2020
26 июня 2020

Теодор Курентзис встретился с пермским зрителем. Что это было?

Поздно вечером 3 декабря в частной филармонии «Триумф» состоялась встреча дирижёра Теодора Курентзиса с пермским зрителем. В конце ноября стало известно, что маэстро возглавит Дягилевский фестиваль в 2020 году. Журналист «Звезды» Юрий Куроптев сходил на мероприятие, которое напомнило ему встречу поп-звезды со своими поклонниками.

В зале частной филармонии «Триумф» приглушённый свет. В центре — красный ковёр с двумя креслами: серым и красным. Теодор Курентзис вошёл в зал под аплодисменты собравшихся. Среди двух сотен зрителей преобладают женщины, которые пришли в неформальной обстановке послушать своего кумира — дирижёра, который находится на самом пике своей карьеры.

У хора и оркестра musicAeterna под управлением Курентзиса только что завершились дебютные гастроли в Северной Америке. В новом центре искусств The Shed в Нью-Йорке musicAeterna дал четыре концерта с Реквиемом Верди. Выступления прошли с аншлагом и вызвали положительные оценки музыкальных критиков. Потом был концерт в Берлинской филармонии, а завершится год Девятой симфонией Малера в московском зале «Зарядье».

Встречу с маэстро в Перми никто широко не афишировал и официально не анонсировал. Запись о том, что «3 декабря по давно сложившейся традиции Теодор Курентзис проведёт встречу со зрителями» появилась в конце ноября на страницах дирижёра в социальных сетях. Организаторы предупреждали: «Триумф» не сможет вместить всех желающих, повезет двумстам счастливчикам.

Организаторы вежливо попросили меня «не пытать Теодора вопросами про контракты, отношения с минкультом, потому что он очень не хочет, чтобы это превратилось в пресс-конференцию».

Теодор Курентзис и пресс-атташе оркестра и хора musicAeterna Оксана Гекк на встрече со зрителями в частной филармонии «Триумф» Фото: Никита Чунтомов

Ведущей встречи была пресс-атташе musicAeterna Оксана Гекк. Она задавала общие вопросы. Ну, например, давно известно, что Курентзис пишет стихи и музыку, но никогда публично их не исполняет. Он отвечал развернуто, приводил примеры. В сухом остатке: «стесняюсь», «считаю её хорошей», «стихи публикую, но под другим именем, его вам я, естественно, не скажу» (девичий смех в зале). Потом был обескураживающий вопрос про то, в чём замысел жизни. Ответ: «любить людей и быть бескорыстным». Далее следовало витиеватое рассуждение про то, что такое бескорыстие. Добро мы делаем бескорыстно или для того, чтобы самим себе доказать, что мы хорошие?

Поклонницы спрашивали, насколько нью-йоркская публика отличается от пермской. Маэстро пытался шутить, что европейская и американская мало чем отличается, а вот японцы хлопают по-другому и продемонстрировал это тремоло (овации!).

На вопрос, когда приходит понимание, что нужно выпускать концерт или оперу, Курензис философски говорил о времени. Что его всегда меньше, чем хотелось бы. И это касается не только творчества, но, например, образования. Но лучше иметь меньше времени и больше накала, чем больше времени и меньше страсти. Далее Курентзис пространно рассуждал о том, что люди хотят быстрый телефон и интернет. А раньше телефона не было, и все были счастливы и не опаздывали.

Последовали вопросы и о погоде («люблю зиму в Демидково»), на каком языке говорит душа («у меня нет души, я сам есть душа, у которой есть тело»), любимых поэтах («Гомер, Эсхил, Еврипид, Софокл, Паунд, Сеферис, Маяковский, Тракль, Бодлер, Малларме, Элитис, Сахтурис, Элюар, Валери, Хармс, Пушкин и По»). И блок совсем уж странных вопросов про то, «кому бы вы доверили написать ваш портрет из ныне живущих или старых мастеров?» Или про то, как дирижёр соприкасается с высшим миром во время исполнения Реквиема Верди. Тут уж Курентзис сдался и сказал, что нужно снизить градус пафоса, что он всего лишь ремесленник.

Публика на встрече с Теодором Курентзисом в частной филармонии «Триумф» Фото: Никита Чунтомов

Ближе к концу встречи всё-таки были заданы «взрослые» вопросы. Например, о том, при каких условиях возможно развитие музыкального театра в провинции. Дирижёр сказал, что развитие возможно, но для этого нужны энтузиасты, ощущение накала и взлёта. Без лидера и его горения, без преданной ему команды невозможны успешные культурные проекты.

Спросили Курентзиса и о будущем Дягилевском фестивале. Он не стал раскрывать подробности программы, но сказал, что есть хорошие перспективы. С завтрашнего дня команда приступит к осмотру площадок. Одна из них — ДК Солдатова. Там будет установлена новая акустическая ракушка, которая изготовлена в США и до конца года прибудет в Пермь.

Ведущая попросила рассказать присутствовавшего на встрече краевого министра культуры Вячеслава Торчинского подробности Дягилевского фестиваля. Он публично открыл «тайну» о том, что всё это время общался с Теодором Курентзисом и вёл переговоры о его участии в фестивале. Торчинский сказал, что счастлив, что участие маэстро закреплено официально — договором. А в конце рассказал «одну историю», как, вступив в должность министра культуры, поехал знакомиться с дирижёром и «попал под его обаяние».

Тут нужно остановиться, как советовал Курентзис, и обернуться назад. Слухи о его уходе из Перми ходили с весны этого года. В июне, завершив Дягилевский фестиваль, Курентзис официально объявил о том, что уходит с должности художественного руководителя Пермской оперы. В открытом письме он сообщил, из-за чего он уходит, поблагодарив краевые власти за «полнейшее непонимание, отсутствие трепета и чуткости». Позже в интервью Ксении Собчак он подробно рассказал о конфликте с краевыми властями.

Теодор Курентзис на встрече со зрителями в частной филармонии «Триумф» Фото: Никита Чунтомов

В этом же письме Курентзис объявил, что готов возглавить Дягилевский фестиваль, но на своих условиях. Их, собственно, было два. Первое — прямой контракт с правительством Пермского края. Второе — на время подготовки и проведения Дягилевского фестиваля ДК Солдатова должен стать резиденцией оркестра и хора MusicAeterna, штабом фестиваля и его личным рабочим местом.

Начались длительные и тяжелые переговоры, которые длились без малого полгода. Время от времени в СМИ появлялись сливы и откровенный шантаж с той и другой стороны. Сторона Курентзиса жаловалась, что минкульт не идёт на переговоры и игнорирует письма маэстро. Краевые власти провоцировали: Пермский театр оперы и балета начинает подготовку Дягилевского фестиваля без Курентзиса.

26 ноября в телеграм-канале «Давыдов.Культура» появилось сообщение, что Теодор Курентзис подписал договор и станет художественным руководителем Дягилевского фестиваля. Позже стали известны детали договора: художественный руководитель формирует основную и образовательную программы фестиваля, а театр и краевой минкульт обеспечивают финансовую и техническую возможность их реализации. То есть одно из ключевых условий выполнено не было, и Курентзис согласился подписать такой контракт.

Теодор Курентзис на встрече со зрителями в частной филармонии «Триумф» Фото: Никита Чунтомов

Политконсультант Леонид Давыдов, который работает с Максимом Решетниковым, в недавнем интервью, отвечая на реплику, что уход Теодора Курентзиса — это промах краевых властей, заявил, что предыдущем руководством края была совершена ошибка: «крайне одаренного и находящегося на подъёме дирижёра назначили на хозяйственную должность». По его словам, Курентзиса «нужно было ставить главным приглашённым дирижёром, но не ставить над директором театра». «Человеку, который бывает в Перми считанное количество раз в году, трудно тащить репертуар», — сказал он.

В том же интервью Давыдов заявил, что ему кажется, что Теодор Курентзис жалеет о том, что ушёл с поста художественного руководителя. И порадовался, что «теперь он будет заниматься фестивалем по-другому», потому что «у него жёсткий контракт с директором театра, который теперь заказчик». «Поменялись роли. Кажется, для общества, которое ждёт нового этапа сотрудничества региона с маэстро, такой формат даст больше», — отметил он.

Противоречия между Теодором Курентзисом и краевыми властями на время утихли. Есть ощущение, что власти думают, что приручили дирижёра. Курентзис же откровенно доволен, что возглавит Дягилевский фестиваль и будет работать со своей публикой. После встречи некоторые зрители вопрошали: «Что это было? Зачем?» А другие пророчествовали: власть все равно его сожрёт, потому что «главный дирижёр у нас — Решетников».

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь