X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
14 августа 2019

Как создать идеальный город?

В современном мире нет человека, который бы не любил свободу. Сегодня человечество живет в такую эпоху, когда идеалы прав человека являются не просто ценностью граждан, но и мощной основой современных государств, а также — на более низовом уровне — городов.

Как отмечал социолог Роберт Парк, «город и городская среда представляют собой наиболее состоятельную и в целом наиболее успешную попытку человека переделать мир по велению своего сердца. Однако это не только мир, сотворённый человеком, но и мир, в котором человеку суждено жить. Создавая город и городскую среду, человек переделывает и самого себя, даже не осознавая природы своей задачи».

И если Роберт Парк прав, то перед нами, городскими жителями, встаёт ряд резонных вопросов о том, в каком городе мы хотим жить, и соответствует ли город, в котором мы живём, нашим желаниям и воле сердца?

Фото: flickr.com/photos/27888428@n00/8472036520

Современные практики реализации гражданских интересов на местном уровне

В современном мире существует огромное количество практик реализации гражданских интересов на местном уровне — от традиционного политического активизма до современных электоральных форм взаимодействия: выборов или референдумов. Но выбор того или иного инструмента изменения городского пространства зависит, в первую очередь, от целей, которые перед собой ставят городские жители, имеющихся ресурсов и т. д.

Так, например, в России круг инструментов, используемых активистами, в первую очередь ограничен федеральным законодательством, а именно — 5 главой Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в которой фиксируется около 10 основных форм участия населения в создании городского пространства.

В первую очередь, это муниципальные выборы и референдумы, также можно выделить в отдельную группу возможность голосования населения по отзыву депутата органа местного самоуправления и голосование по вопросам изменения границ муниципального образования.

Кроме того, у горожан существует возможность повлиять на городское пространство путём организации собраний и сходов горожан, конференции или собрания делегатов, а также организации публичных слушаний.

Ещё одним интересным способом влияния на городское пространство является правотворческая инициатива граждан, которая включает в себя возможность предоставления определённому числу граждан права вносить проект правового акта на рассмотрение органов местного самоуправления.

Ну, и самыми простыми способами изменения города является участие в массовых опросах и обращение граждан в органы местного самоуправления.

При этом список общих вопросов, по которым горожане должны обращаться к городским властям, также строго регламентирован и прописан в 28 статье уже упомянутого федерального закона.

В него входит, прежде всего, проект устава муниципального образования, а также проекты нормативно-правовых актов, касающиеся внесения изменений и дополнений в данный устав.

Кроме того, проект бюджета муниципального образования и отчёт о его исполнении.

Проекты планов развития города — в первую очередь это проекты перепланировки и застройки городских территорий, использования городского пространства для строительства и реконструкции и т. д.

И вопросы, касающиеся преобразования муниципального образования.

Но при первом же сравнении российского законодательства с европейским мы можем заметить, что российское законодательство достаточно формально подходит к регуляции взаимодействия граждан и городской власти. Это в первую очередь связано с тем, что европейские страны за достаточно продолжительный период существования гражданского городского активизма, накопили огромный опыт в реализации гражданами общественных интересов. Поэтому, рассматривая европейское законодательство, хотелось бы выделить несколько интересных примеров того, как на федеральном уровне закрепляются интересы жителей европейских городов.

Великобритания. Регламент консультаций с общественностью

В данном регламенте достаточно широко прописаны основные принципы эффективной организации участия граждан в городской муниципальной политике, а также возможность получения гражданами консультаций по различным вопросам, связанным как с глобальными вопросами в рамках городской политики, так и с решением бытовых проблем. Таким образом, данное законодательство позволяет сделать процесс взаимодействия граждан и городской власти наиболее прозрачным и эффективным.

Дания. Датская хартия взаимодействия сети добровольцев и общественных организаций Дании с государственным сектором

Эта хартия подчёркивает очень важную сторону городской жизни: граждане для реализации коллективных интересов объединяются в общественные организации и городские сообщества для реализации государственной политики на локальном уровне, на основе общих ценностей и задач, которые решают местные органы государственной власти.

Голландия. Закон о социальной поддержке

Голландия является одним из самых интересных примеров реализации гражданского участия в городской среде, так как участие граждан в государственной политике как на местном уровне, так и на государственном заложено в основе всей государственной политики.

Закон обязывает городские власти привлекать общественность к участию в разработке и реализации городской политики, возможность выбора самых разнообразных форм участия для создания «идеального» городского устройства.

При этом любое решение городской власти должно пройти специальную процедуру — обсуждение общественности — до того, как решение будет принято.

Однако не всегда городские институты и формы государственного участия являются наиболее эффективными и позволяют в кратчайшие сроки изменить городское пространство.

Поэтому очень часто городская общественность организует серию городских восстаний, революций, которые помогают городам не только решить сложившиеся городские проблемы, но и активизировать городские власти для изменения города в соответствии с идеалами проживающих в нём жителей.

Но почему в одних случаях городские институты работают, а других — нет? Почему одни социальные проекты оказываются успешными, а другие с треском проваливаются?

На этот вопрос попытался ответить известный американский учёный — Дэвид Харви. На сегодняшний день Харви является одним из ведущих специалистов в области урбанистики и градостроительства, а также членом Международной организации Общественного Участия, которая нацелена на развитие гражданских институтов и институтов общественного участия в городах и государствах.

Его книга «Города-бунтари: от права на город к урбанистической революции» была написана в 2012 году после серии серьёзнейших городских восстаний в различных городах Европы, которые оказали достаточно сильное влияние на развитие публичных институтов по всему миру.

Одним из ключевых понятий данной книги является концепция «права на город», которая рассматривается через призму двух категорий: городских восстаний и городских революций.

Проанализировав различные типы городских революций в Нью-Йорке, Париже, Шанхае, а также в других городах мира, Дэвид Харви пытается доказать, что основной причиной городских восстаний в современном мире является, прежде всего, недовольство горожан бытовыми условиями жизни, окружающей средой, исключением сообществ из городской коммуникации и т. д. и т. п. И, в первую очередь, разрушение городской политики является следствием того, что город — это не только место, где граждане реализуют свои интересы, но и цель городской борьбы.

Поэтому, мне кажется, прежде чем попытаться изменить город, необходимо изменить себя.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+