X

Citizen

Сегодня
Вчера
2 дня назад
08 декабря 2017
07 декабря 2017
06 декабря 2017

Левиафан на асфальтоукладчике. Что представляет собой парк «Россия — моя история», который скоро приедет в Пермь

Недавно проездом я оказался в Москве. И свободное время решил потратить на то, чтобы посетить мультимедийный парк «Россия — моя история». Тот самый, филиал которого собираются открыть в Перми на Речном вокзале. Думал, посмотрю и напишу о том, что это вообще такое. Последнее оказалось делом непростым. От мощных впечатлений, испытанных на выставке, мне, как и художнице Елене Рэмбо в её акции «Поддержка», захотелось выброситься из окна. Только без страховки.

В Москве «Россия — моя история» занимает огромный 57-й павильон ВДНХ. В нём легко уместились три экспозиции: «Рюриковичи», «Романовы» (с подзаголовком «Православная Русь») и «1917-1945. От великих потрясений к Великой Победе». Вот-вот должна открыться и четвёртая — «ХХ век. 1945-2000 гг.».

Основной организатор — один из синодальных органов РПЦ, Патриарший совет по культуре. Его ответственным секретарём является Архимандрит Тихон (Шевкунов), которого считают духовником президента. В принципе, этого уже достаточно, чтобы примерно представить то, о чём рассказывает «Россия — моя история». Представили? Забудьте. Всё гораздо круче.

Я собирался сходить только на одну из выставок, но оказалось, что в парке проходит какая-то акция, и по одному билету можно посетить сразу две экспозиции. Поскольку про выставку «Рюриковичи» в своё время очень подробно писала «Афиша», пошёл на две другие. Думал, сравнить их. Но сравнивать особо нечего. По своему внешнему виду, стилю, технике и не очень скрытому внутреннему посланию они одинаковы, как зубцы на кремлёвской стене.

То, что сразу бросается в глаза: в парке «Россия — моя история» нет ни одного настоящего предмета или экспоната. Никаких объектов искусства. Только плакаты и информационные стенды. Только мультимедиа. Только хардкор. Выглядит это примерно так: перед большим плакатом, иллюстрирующим какой-то момент истории, стоит интерактивный стенд. На нём можно выбрать, что почитать из нескольких предложенных рубрик. Расположение стендов да и вообще устройство выставки напоминает учебник истории: вот исторический период, вот его основные черты и характеристики. На выставке «Романовы» так совсем всё просто — вот царь, а вот основные вехи его жизни: «Правитель и семья», «Сподвижники» и, конечно же, «Церковная жизнь». Изучайте. В конце экзамен. Точнее, небольшой тест.

Ещё одна особенность парка «Россия — моя история» — это цитаты. Цитаты, цитаты и ещё раз цитаты известных исторических личностей. Они везде. В основном, посвящены величию России, народа и церкви. Например, сразу у входа в павильон посетителя встречают слова из письма Пушкина Чаадаеву. «Наше всё» с плаката сообщает, что не хотел бы он переменить отечества и иметь другую историю. Начало предложения, где «я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя», не приводится. Вторая «входная» цитата — знаменитая фраза Александра III про то, что у России лишь два союзника — армия и флот. Когда смотришь на эти чеканные формулировки, невольно думаешь, не вырваны ли они из контекста, как фраза Пушкина? Уж больно веско смотрятся. Тем более, ещё в конце 2015 года вокруг рекламы парка разразился скандал из-за использования выдуманных цитат.

Третье, что бросается в глаза — выбор источников информации и её подача. Например, на выставке «1917-1945 гг.» часто встречаются стенды с интересными фактами в стиле популярных статей а-ля «семь фактов про». Все они ссылаются на сайт «Русская семёрка» («увлекательный гид по мировой цивилизации» — так характеризует ресурс сам себя). То есть это просто интересные фактики, взятые с сайта. А на одном из стендов выставки «Романовы» я обнаружил потрясающий по информативности пункт «Воры», в котором всего два предложения:

«Как мы уже знаем, издревле на Руси ворами называли тех, кто хитростью и коварством, сговором с врагом пытался захватить, похитить власть. Воров в современном значении слова именовали татями».

Вот это я понимаю — увлекательный рассказ об истории!

Фото: Григорий Ноговицын

Впрочем, цитаты, как и всё остальное здесь — лишь идеологическая подстёжка, которая в парке явно важнее самого рассказа об истории. И если в «Романовых» великодержавный агитационный пафос поначалу не особо заметен, то на «1917-1945. От великих потрясений к Великой Победе» он не то чтобы бросается в глаза — он пытается их выцарапать. Кроме него, там нет ничего вообще.

В самом начале этой части экспозиции нам говорят — большевики, плохие и кровавые, ввергли страну в разруху, покусились на традиционные ценности и церковь. Вот вам инфографика с упавшим населением, территорией и ВВП. Вот расстрелянные Романовы. Вот два стенда о Гражданской войне. На одном можно прочитать сугубо негативные биографии командиров Красной армии. На другом — исключительно положительные биографии «белых» офицеров и генералов. Красные — кровавые, а Белые — белые и пушистые.

На этом же стенде в биографии Врангеля встречается абзац, прекрасный более чем полностью и полностью дискредитирующий выставку как историческую:

«П. Н. Врангель был реалистом и прекрасно понимал, что осуществить проект под названием „Остров Крым“ под носом у большевиков невозможно — слишком разительно будет отличаться цветущий русский остров от большевистского концлагеря, как отличается он сейчас от националистической Украины».

Фото: Григорий Ноговицын

Дальше — больше. Отдельный стенд посвящён Ленину. Тут милые картинки, на которых «дедушка Ленин» изображён с детьми. Под картинками — цитаты вождя пролетариата о том, что война с Австрией была бы полезной штукой для революции. Или что массовый террор надо признать тактикой.

В какой-то момент маршрут выставки выходит в длинный, траурный коридор, в котором представлены «новомученики и исповедники земли Русской» (зал так и называется). Гонениям на другие конфессии, которые тоже пострадали в советское время, в нём уделена лишь одна небольшая статья на стенде. А ведь у нас многонациональная и многоконфессиональная страна, и филиалы парка «Россия — моя история» собираются открывать в столицах Дагестана, Башкирии, Якутии... Ах, да. Разве могло быть иначе на выставке, организованной Патриаршим советом РПЦ? Тем более, что изначально проект был реализован в рамках форума «Православная Русь». Тут вообще о многом говорится вскользь или умалчивается. Например, «Эпохи дворцовых переворотов» будто не было вообще, а «Бунташный век», по версии создателей, состоял из одного лишь восстания Степана Разина.

Но мы отвлеклись. Идём дальше. Сразу за мрачным коридором — зал-панорама с ёмким названием «Народ». На интерактивных панелях можно прочитать биографии многих выдающих людей той поры: писателей, учёных, священников... Очевидно, что светлый зал сразу после мрачного призван подготовить посетителя к тому, чтобы называется «переобулись в воздухе». Потому что в следующей части экспозиция разруха и гонения враз забыты, и нам начинают рассказывать о достижениях советской власти.

Фото: Григорий Ноговицын

Отдельного упоминания заслуживают так называемые кинозалы. В них показывают документальные исторические фильмы, по стилю напоминающие те, что крутят на канале «Россия 1». Я честно пытался посмотреть один полностью, но не выдержал пропагандистского пафоса.

Когда мы добираемся до темы Великой Отечественной войны, к делу подключается тяжёлая мультимедийная артиллерия. Созданные по стандартам начала двухтысячных анимация и игры предлагают, например, «собрать машину М1 из трёх деталей».

Внимание в этой части парка привлекает анонс, обещающий показать восемь крупнейших битв ВОВ в 3D. На специальных стендах можно выбрать, какое сражение вы хотите увидеть. После небольшого брифинга и демонстрации карты военных действий, вам покажут мультик в несколько секунд, сделанный в 3D-графике. В нём плохо детализованные фигурки солдат куда-то бегут по плохо отрисованным локациям и куда-то стреляют. Отличить Сталинградскую битву от взятия Берлина из-за убогости графики можно только по пункту выбора в меню.

Похожую по качеству мультимедийную забаву два раза мы встречаем и на выставке «Романовы». Там на специальных интерактивных экранах в той же 3D-графике реконструированы восемь великих сражений русской армии. Четыре сухопутных, четыре морских. Морские битвы смотрятся даже мило — наши кораблики стреляют в не наши кораблики и те тонут. А вот битвы на суше напоминают ожившее произведение кубизма: нажимаешь кнопку старта, и объёмные квадратики начинают наступать друг на друга! Незабываемое зрелище, оно ещё долго будет являться мне в кошмарах.

Проблемы не только с технической реализацией, но с фактажом. На стенде об итогах Великой отечественной войны написано, что наша страна потеряла более 6 800 000 военнослужащих. При этом даже по официальным данным Министерства обороны, военных погибло 12 миллионов. А вместе с мирным населением общие потери составляют 26,6 миллионов человек. На выставке потери, мягко говоря, занижены. Надеюсь, авторы просто использовали устаревшие данные.

Фото: Григорий Ноговицын

Вообще, не всегда ясно, откуда черпали сведения и их интерпретацию организаторы выставок в парке «Россия — моя история». Особенно много вопросов возникает при посещении зала «Последний император». То, что Николаю II уделено особое внимание, сегодня не удивляет. Удивляет, как топорно пытаются объяснить посетителям, что последний царь был хорошим (кстати, здесь все цари хорошие), и всё он делал правильно, просто его свергли и убили купленные на деньги Запада либералы и интеллигенция. Я не сочиняю, так прямым текстом на выставке сообщается. Тут даже есть отдельный стенд под названием «Революционеры и их зарубежные друзья». Кроме «Террористической фракции» брата Ленина Александра Ульянова, на нём, например, упомянуто американское «Общество друзей русской свободы».

Фото: Григорий Ноговицын

Что касается представления Николая II как образцового императора, то для этого есть ещё один стенд. Там сведено всё, за что Николай получил прозвище «Кровавый». Давка на Ходынке, Русско-Японская война, Распутин... При этом прямо говорится, что «Кровавое воскресенье» — не роковая ошибка царя, а провокация врагов, ведь по солдатам начали стрелять из толпы. Единственный просчёт Русско-Японской — это логистика, слишком долго снаряды нужно везти на Дальний Восток. А Распутин никак не мог влиять на императорскую семью, потому что появлялся во дворце раз в полгода. Задавать вопрос «А как же он тогда лечил Алексея?» не надо. Логика и историческая правда здесь уступают место прочтению прошлого в параллелях с настоящим, а также интересам заказчиков и создателей выставки. Здравствуйте, мистер Оруэлл!

Описывать прелести парка «Россия — моя история» можно долго. Но если вкратце подводить итог, достаточно вспомнить знаменитую триаду графа Уварова — «Православие, самодержавие, народность». Именно за эти вещи, только в современном изводе, выступают выставки мультимедийного парка. Единовластие — хорошо. Традиции — хорошо. Православие — вообще прекрасно. От этого — только процветание Руси и великому русскому народу. А либералы и свободы — плохо. Купленные на западные деньги либералы устроили революцию, разруху, репрессии и всяческие гонения на церковь. Если я сейчас и перегнул в прочтении месседжа, то самую малость.

Фото: Григорий Ноговицын

Пропаганду, конечно пытались замаскировать, но сделали это топорно, халтурно и лишь с парой лёгких проблесков мысли. С расчётом на то, что «пипл схавает» всё, что ему пихают. Это касается и распиаренных мультимедийных штучек. На выставках они выглядят до жути однообразно, совершенно не ново (те же интерактивные стенды давно используются в пермских музеях), а местами (реконструкции битв) — просто чудовищно. По идее, все эти «красивости» должны быть крючком, цепляющим школьников и молодёжь. Однако отвратительная графика и неряшливо сделанный интерактив может зацепить лишь одним — желанием посмеяться над их убогостью. Кстати, может это и хорошо в итоге?.. Удивляет то, что на откровенную халтуру средства выделяло правительство Москвы (у нас будет вынужден что-то выделить регион), а также «Газпром» и «Норильский никель».

Слабое утешение для Перми лишь в том, что к нам выставки приедут в сильно урезанном варианте. Целиком «Россия — моя история» просто не поместится на Речном вокзале, который в два раза меньше 57-го павильона ВДНХ. Так что пропаганды будет чуть поменьше.

И теперь мне даже интересно взглянуть, что организаторы расскажут (вернее, не расскажут) о второй половине ХХ века на четвёртой выставке проекта. Такая возможность мне и вам, дорогие пермяки, представится в скором времени. Никаких сомнений в том, что «Россия — моя история» займёт Речной вокзал, уже нет. Как и коллега Иван Козлов, я уверен, что остановить это нельзя. Слишком мощные силы задействованы. Это не просто выставка. Это символ нашего времени — непробиваемый Левиафан на асфальтоукладчике. Решил наехать и раздавить — наедет и раздавит.