X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
16 сентября 2019

Общественный совет при министерстве культуры: Время действовать

Больше года назад Павел Анатольевич Печёнкин пригласил меня войти в состав Общественного совета при министерстве культуры.

Тема общественного контроля последнее время выглядит актуальной. Принятие Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ «Об общественном контроле» существенно усилило позиции общественных инстанций при государственных органах. В частности, речь в нём идёт о том, что отныне появляется необходимость создания и функционирования постоянно действующих независимых общественных советов при органах власти регионального и муниципального уровней при бюджетных учреждениях, суть работы которых меняется с рядовой совещательной на контрольно-аналитическую.

Общественный совет при Минкульте создан в середине 2014-го в условиях, когда уже были апробированы (за два года до этого) иные форматы общественного участия и контроля за становлением нового курса культурной политики, возникшего после ухода губернатора Олега Чиркунова. Стоит напомнить, что ни расширенная коллегия по культуре при министерстве культуры (2012-2013), ни Координационный совет по культуре при губернаторе (2013-2014) не смогли проявить свою эффективность, в связи с чем и возник третий виток — попытка решить проблему отсутствия чётко сформулированной новой политики в культуре. Кроме того, предполагалось, что удастся добиться расширения общественного участия.

В состав совета вошли в основном руководители муниципальных и краевых учреждений культуры и представители творческих союзов. При этом большинство из его состава имеет отношение к искусству (театры, исполнительские коллективы, художники, композиторы и писатели). Таким образом, персональный состав сформирован по ведомственному и отраслевому принципу. И это неслучайно. Такое решение хорошо демонстрирует представление о культуре как об отрасли и наборе бюджетных учреждений. В современном же научно-гуманитарном сообществе принято считать, что культура — образ жизни. Очевидно, что при формировании персонального состава совета была сделана попытка сохранить административное влияние министерства на принятие решений, что полностью исключает возможность контроля.

За два года прошло 11 заседаний. Безусловно, эти данные ни о чём не говорят. Вроде бы совет собирался, и достаточно регулярно, но смог ли он достичь поставленных целей? Набрав небольшой организационный темп к началу 2015 года, ОС испытал глубокий внутренний кризис к середине весны-лета того же года, в ходе которого превратился в нечто иное, чем должен был стать.

Достаточно быстро стало понятно, что члены совета не имеют общих представлений о целях деятельности ОС, критерии отбора кандидатур в его состав публично не обсуждались, правила ротации остаются неразработанными. Диспропорция в сторону представителей бюджетных учреждений снижала интерес к вопросам стратегии и культурной политики, которые так важны для прогрессивной части культурного сообщества.

Отсутствие конструктивного интереса со стороны сотрудников министерства свело работу совета к формальным и бессмысленным вопросам: утверждению списков поощрений и разного рода информационным сообщениям. Другой проблемой стало отсутствие нормативной базы. Для эффективной работы необходимо добиваться разработки и принятия целой серии нормативных документов, которые позволят запустить конкретные механизмы общественного контроля.

Совету не хватает публичности, не удалось привлечь внимание к его деятельности влиятельных акторов пермской культуры. По-прежнему многие вопросы, которые имеют важное значение, принято решать индивидуально, а не коллегиально, системно и последовательно.

Внутренний кризис, поразивший работу ОС и неоднократно проявлявшийся в довольно жёстких перепалках членов совета с представителями министерства, и негативная позиция сотрудников министерства, которые в данный момент не видят никаких сценариев улучшения ситуации, приводит к мысли, что помочь ОС сможет только процедура его полного роспуска и старта работы на новых основаниях.

При этом необходимо обеспечить функциональную независимость ОС от министерства культуры, определить, из каких источников будет финансироваться необходимая исследовательская и мониторинговая работа. Процедура конкурсного отбора и введение в члены совета большего количества представителей творческой экономики и некоммерческих организаций позволит обеспечить представительство пользователей, а не подрядчиков государственных услуг. Конкурс может позволить собрать команду с высокими компетенциями, серьёзно повысить эффективность работы ОС.

Роль общественных советов значимо возрастёт уже в следующем году. Краевому правительству придётся актуализировать региональную стратегию социально-экономического развития для выполнения требований нового Федерального закона «О стратегическом планировании в РФ». Без широкой общественной дискуссии на площадках общественных советов, Общественной палаты такой документ не будет легитимным.

Если не будет конструктивных изменений, большой потенциал широкого общественного участия, важная экспертиза и живой интерес к региональной культуре не смогут быть использованы.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь