X

Новости

Вчера
2 дня назад
25 сентября 2020
24 сентября 2020
23 сентября 2020
22 сентября 2020

Закончилась моя личная история с газетой «Звезда»

В пятницу я уволился из редакции газеты «Звезда». Тринадцать месяцев проработал в издании на должности руководителя издательско-производственной службы, параллельно развивая и интернет-журнал «Звезда».

В редакцию мы пришли в марте 2015 года с задачей придать старейшему изданию Пермского края и одному из старейших печатных органов России немного современности, не потеряв при этом каких-то классических элементов. В конце концов, мы все прекрасно понимали и понимаем сейчас, что ломать через колено газету со столетней историей вряд ли имеет смысл.

Поэтому было желание сделать всё максимально плавно. Цели мы себе поставили совсем несложные: увеличить привлекательность газеты и для потенциальных читателей, и для разного рода коммерческих рекламодателей. В конце концов, чтобы заниматься качественной журналистикой, нужно на неё зарабатывать. Деньги не рождаются из воздуха. Их можно или откуда-то брать (тогда независимость становится условной), или зарабатывать (тогда нужно понимать, что для этого придётся кое-что менять и двигаться дальше, а не пытаться действовать по принципу «это работало 100 лет и сработает сейчас» — не сработает!).

Если взять газету в руки, то вряд ли вы найдёте в ней много явной рекламы. Из проплаченных материалов это были в основном политические тексты, платные материалы от компаний, аграрных предприятий, какие-то объявления от акционерных обществ и прочая обязательная информация. Было немного медицинских продуктов и услуг.

Перед тем как начать что-то делать, мы провели масштабное социологическое исследование о том, кто читает газету. Выяснилось, что подавляющее большинство — женщины за 60. При этом очевидно, что для этой аудитории в газете нет почти ничего. Такой парадокс.

Ну, и потом — ситуация на рынке рекламы в стране и в городе, мягко говоря, не очень. Выглядит она примерно вот так:

К сожалению, последний период, когда газета могла несложными методами заработать деньги, был во время выборов 2011 года. И с тех пор (да и задолго до этого, на самом деле) рынок и доходы изданий вместе с ним стабильно падали, а в 2014 году и дальше всё начало просто рушиться.

Данные: АКАР

С точки зрения коммерческой привлекательности газета была не особо интересна рекламодателям, поэтому хорошего заработка было ожидать сложно. Ну, просто потому, что и аудитория, и контент не отвечали запросам людей бизнеса.

У нас было два варианта, когда мы пришли в газету:

  1. Оставить всё как есть и выжать последнее из умирающей индустрии.
  2. Попробовать развить издание. И конечная цель этого развития была в расширении, омоложении аудитории, в том, чтобы сделать газету интересной для рекламодателей. При этом мы очень хотели не растерять и существующую аудиторию, потому что она обеспечивала очень неплохую часть дохода в виде подписки. Кроме того, не стоит забывать и газетную историю — изданию всё же почти 100 лет, и традиции стоит чтить.

Мы выбрали второй — как наиболее стратегический.

Проблемы, которые мы заметили сразу же:

  1. Устаревший дизайн и формат газеты.
  2. Формат подачи материалов, который, понятное дело, очень сильно зависит от аудитории и её восприимчивости.

Что касается первого момента, то он решался довольно просто — мы сделали редизайн. Газета стала визуально легче, ушла тяжеловесность большого количества текста, к которому привыкли её основные читатели. Но мы же хотели добавить изданию более молодую аудиторию! Подробнее о том, как и зачем мы «перерисовали» «Звезду», рассказано в блоге наших разработчиков.

Естественно, как и любое нововведение, это было воспринято, мягко говоря, без энтузиазма. Но самое главное, что нужно было сделать, — объяснить, почему мы сделали именно так. Перед запуском мы собрали всю редакцию и довольно долго рассказывали, что и почему. Отвечали на вопросы, спорили, обосновывали, что-то меняли, доказывали, сдавались в каких-то аспектах... Но в итоге, как мне тогда казалось, в редакции родилось общее понимание: мы все хотим сделать газету лучше. И потом мы с дизайнерами газеты (Татьяна Юрина, Михаил Крапивин и Фёдор Назаров — спасибо вам за поддержку и профессионализм!) начали работать по новому проекту, засиживаясь первое время до позднего вечера.

Объяснить новую стратегию читателям было сложнее — всех не соберёшь и каждому не расскажешь. Кроме того, подавляющее большинство «критиков» писали в этих своих фейсбуках исключительно для того, чтобы просто написать, потроллить и высказаться «из принципа».

А что касается тех, кто реально читает газету... Я лично разговаривал с несколькими читателями по телефону, долго и терпеливо объясняя, что и зачем мы сделали. Была пара случаев, когда в редакцию приходили удивительные бабушки с подшивкой «Звезды», раскладывали её у нас на столах, показывали, как менялась газета. Я выкладывал в конец этой «цепочки перемен» обновлённую «Звезду» как логическое продолжение изменений. Мы говорили о том, что всё меняется и всегда менялось. Бабушки кивали головами. Кто-то из них уходил с пониманием, кто-то без. Но самое важное мы сделали — объяснили.

***

Понятно, что внешние перемены бесполезны, если журналисты газеты тоже не начнут перестраиваться и смотреть на нового читателя, учитывая его интересы. Мы хотели развивать форматы, искать новые темы, искать новых героев, новых читателей, новые территории охвата и распространения...

Мы проанализировали распространение газеты по территориям и решили, что можно каждый из ежедневных выпусков сегментировать ещё и по географическому принципу. Так появились «Звезда. Пермь», ориентированная на городскую тематику (потому что вторничный номер исторически распространялся по подписке и в розницу больше на территории Перми). В четверг выходила «Звезда. Пермский край», а пятничный выпуск мы хотели развивать как итоговый, недельный, самый авторитетный и наиболее информационно насыщенный. Среда — это день экономического еженедельника «Капитал».

Конечно, это тоже вызвало непонимание внутри редакции. Но всегда важно разговаривать с коллегами. Это мы и старались делать, объясняя, что так проще таргетировать рекламу, проще продвигать издания для конкретных читателей. В конце концов, давно уже прошли времена, когда журналисты и редакторы работали по древнему, как мир, принципу: «Закончил смену — нос (#насамомделенет) в стену». Когда газета уходит в печать, вся работа только начинается: нужно донести газету до читателя и обеспечить его контакт с рекламой (а как иначе-то?). Увы, но время, когда газет было немного и все ждали эти несколько изданий, выстраиваясь за каждой из них в очередь, тоже прошло.

***

И что теперь?

Теперь моя история в газете закончилась. Мне совсем не стыдно за то, что мы сделали с моими коллегами из газеты. Что будет дальше с изданием — посмотрим. Наверняка что-то будет и с сайтом zwezda.perm.ru, который сейчас закрыт заглушкой. Не знаю...

Ну, а я смогу, наконец, полностью сосредоточиться на нашем сайте zvzda.ru и развивать его вместе с командой.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь
Стань Звездой
Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.