X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать

ДК имени Шпагина, или как сорняки показали, что не так с культурным кластером

За время самоизоляции природа настолько очистилась, а люди настолько заскучали, что одной из главных тем пермского фейсбука стали сорняки. Точнее, выставка «Сорняки прекрасные» на Заводе Шпагина. Она неожиданно поделила людей на тех, кто считает её прекрасной, и остальных. Даже удивительно, какие жаркие споры возникли из-за выставки растений. Хотя, если вдуматься, дело вовсе не в самих сорняках, а в том, что они невольно и очень наглядно показали, куда катится культурный кластер Завода Шпагина.

Про саму выставку «Сорняки прекрасные», которая уже закончилась, много говорить не хочется. Она была по-своему весьма симпатичной и милой. Растения на специальных площадках, где тщательно подписано, что как называется, в меру креативные арт-объекты из тех же растений, лабиринт из сена, огромные рисунки редких растений. Последние немного смущали тем, что выглядели как иллюстрации из старых учебников по биологии, но если это не бага, а фича, то такой подход по-своему неплох. Также резал глаз борщевик Сосновского, который хочется считать не сильным растением, которое везде пробьётся, а абсолютным злом от мира природы. Но куратор выставки, ландшафтный дизайнер Елена Остальцева сама это признаёт, в разговоре с «Новым компаньоном» она говорила о борщевике так: «Он, конечно, восхитительно красив, но, если ему не противостоять, мы рискуем потерять луговое разнотравье, которое так превозносит эта выставка».

Фото: Наташа Фомина

Ну а в остальном всё было очень приятно — экологическое просвещение и досуг на свежем воздухе одновременно. Так сказать, приятное с полезным. «Сорняки прекрасные» меньше чем за неделю посетили 11 тысяч человек, часть сена после выставки забрал для лошадей центр иппотерапии «Полюшко», а часть цветов из композиций украсят «Сад соловьев у речки Уинки». Одна сплошная польза для всех. То есть сама по себе выставка «Сорняки прекрасные» была довольно неплохой и в меру интересной. Проблема в том, что эта выставка не была сама по себе, а находилась на Заводе Шпагина и сильно диссонировала как с его пространством, так и с контекстом, в котором оно находится.

Фото: Наташа Фомина
Фото: Наташа Фомина

Конечно, всё это субъективщина, и о том, как вписались все эти сорняки в промышленное пространство, можно спорить. На мой вкус, не очень, и смотрелось это всё странно. Особенно там, где растения развешивали специальным железным конструкциям или по псевдоавангардным фигурам рабочих из железа. Последние, за год с момента своего появления на заводе, не утратили ни грамма свой неуместности в этом пространстве. Цветы её лишь усугубили.

Но и это лишь мелочь перед самой главной проблемой, которую высвечивает эта выставка, и она связана не столько с самой экспозицией, сколько с её названием и позиционированием. Ведь они просто чудовищны. В «Фейсбуке» писали, что многие восприняли эту выставку как издёвку. Конечно, это вышло случайно, но неужели никто и вправду не подумал, что выставка с названием «Сорняки прекрасные», размещённая на заводе, где личные драмы сокращённых рабочих сплетаются с мутными историями о переездах, театром «У Моста» и «миллионом посетителей», сможет легко получить негативную окраску? Может, сорняки-то и хороши, но отрицательный контекст вокруг Завода Шпагина они лишь усилили. И то, что сделано это явно не нарочно, ничего не оправдывает.

Хотя вопросом об уместности если не самой выставки, а хотя бы её названия, явно никто не задумался. Как мне кажется, бугурта в сети можно было легко избежать при нормальном нейминге и позиционировании. Но для этого надо было поработать именно с пространством и контекстом завода, придумать, как удачнее в него вписать концепт выставки. Но этого сделано не было. «Сорняки прекрасные» просто оказались чужеродны этому месту. Это как раз и симптоматичнее всего для этого культурного кластера и того, что там происходит. Ведь создаётся ощущение, что те, кто работает с Заводом Шпагина, относятся к нему, как к обычной площадке для проведения любых возможных мероприятий. Что в корне неверно.

Вместе с бывшим мотовозоремонтным заводом город получил в своё распоряжение не просто много места и помещений в центре. Пермь получила бесценное сокровище со своей архитектурой, историей, особенностями, атмосферой и людьми, которые вот только что здесь работали. При должном подходе и уважительном отношении к огромному бэкграунду завода из него можно было действительно сделать нечто интересное и даже уникальное. Видимо, поначалу именно так и пытались поступить, наняв для разработки проекта команду из «Винзавода». Но их уволили, потом состав проектного офиса сменился, на заводе началась чехарда мероприятий, смысл которой бывший губернатор отлично описал так: «Здесь никакой концепции нет».

Фото: Наташа Фомина

Про то, в какой винегрет и из-за чего превратился Завод Шпагина, я писал ещё в феврале. За прошедшее на карантине время все эти проблемы либо усилились, либо просто ярче проявились. И «Сорняки прекрасные» отлично это всё показали и даже объяснили. Но опять же это сделала не сама выставка, а сопровождавшие её активности. Аквагрим «Веснушки золотые», конкурс «Общественная грядка», дегустации чая «русские травы» и «правильные сладости», изготовления открыток и стеклянных фонариков, а также мастер-классы по рисованию акварелью мне напомнили те милые и самобытные фестивали в городках и сёлах края, о которых я пишу уже три лета подряд. Серьёзно, все эти мероприятия, как и название «Сорняки прекрасные», словно взяты с сайта «59 фестивалей 59 региона». А Завод Шпагина в таком случае выступает просто как местный дом культуры, который такие фестивали и проводит.

Список ближайших планов культурного кластера тоже отлично вписывается в этот ряд. Сейчас там идёт выставка «Приращение Перми. Век ХХ», состоящая из размещённых на железных конструкциях, распечатанных в большом формате старых фото города, а вскоре там пройдёт выставка еды (sic!) «Гастроли», в рамках которой будет работать мини-зоопарк. Я хотел как-то про это всё пошутить, но понял, что не могу придумать ничего смешнее, чем программа с активностями сельского фестиваля в центре города-миллионника.

Хотя подобное сравнение Завода Шпагина и его мероприятий с ДК и фестивалями в крае не совсем корректно. Эти фестивальчики в регионе нужны не только для отчётности местного дома культуры о мероприятиях, но и для самих жителей. Можно сколько угодно иронизировать и прикалываться над «Весёлым коровяком», но раз он продолжается, значит, местным это по душе, он их развлекает. И наверняка точно так же для отдыха и фана людям нужны «День топора» или «Праздник огурца». Пока мероприятия Завода Шпагина не представляют из себя чего-то столь же значимого (или просто веселого) и жизненно необходимого для города. Про то, что в пространство завода эти самые мероприятия просто вкорячивают, и они никак с ним не работают, даже говорить не приходится. Память и сила места просто игнорируется.

Ещё, как подсказывает мой опыт и диплом культ-просвет работника, дома культуры получают не очень большие бюджеты. Вот даже на ремонт им всем приходится брать деньги у «Единой России». А вот Завод Шпагина за схожий контент получает 53 миллиона рублей в год из краевого бюджета. Только эти деньги не пойдут впрок, если заданный курс продолжится. Без каких-либо изменений, чёткой концепции развития, уважения и понимания этого пространства, вместо культурного кластера, мы получим просто Дом культуры имени Шпагина. Фактически, уже получили.

P.S. В прошлый раз я закончил колонку о Шпагина кусочком про то, как там ремонтируют помещения. Сделаю это и сейчас. Впрочем, мало что изменилось за полгода. Во время выставки можно было заметить, что, как и литеру 5А, остальные цеха просто залили бетоном и серой краской. При этом остаются нетронутыми и брошенными внутренние помещения завода. Год назад, во время Дягилевского фестиваля, я случайно там побывал, и выглядели они как-то так. Было ощущение, что нахожусь не на пафосном фестивале в центре города, на заброшке где-то в Закамске.

Когда я выложил фото в соцсети на день города, в комментарии пришла одна моя знакомая, которая тоже там бывала, поскольку пару месяцев назад работала над организацией мероприятия на Заводе Шпагина. По её словам, вне цехов по-прежнему такая же разруха, а в воздухе постоянно висит пыль. Но перепроверить её слова очень трудно, поскольку эти помещения строго закрыты для посторонних. Когда я добивался через проектный офис возможности посетить их как журналист, мне отказали. А в FAQ по конкурсу заявок на постановку на Заводе Шпагина в рамках театральной биржи «РемПуть» (перенесённой с сентября на ноябрь) было отдельно прописано, что законсервированные помещения завода для работы над спектаклями использовать нельзя. Кажется, что такое откровенно наплевательское и местами даже варварское отношение к цехам и кабинетам завода, неплохо иллюстрирует общий подход ответственных лиц ко всему, что там происходит.

***

Читайте также:

«Здесь нет концепции, и я думаю, её не будет». Как власти Перми и края преобразовывают «Завод Шпагина»

«Ни в какое сравнение не идёт с заводом это современное искусство». История рабочего завода имени Шпагина

Почему то, что PERMM не будет на Шпагина — это хорошая новость.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь