X

Новости

Сегодня
2 дня назад
15 ноября 2019
14 ноября 2019

Идол в мире ничто: почему в Перми уничтожаются герои уральских сказов

На улице Островского, напротив гипермаркета «Семья», испортили один из заборов, созданных в прошлом году в рамках «Длинных историй Перми». На этом заборе екатеринбургский художник и «Синий нос» Александр Шабуров изобразил героев уральских сказов, мифологических существ и просто персонажей, так или иначе ассоциирующихся с Уралом, типа Татищева и Демидовых. В итоге часть из них просто закрасили. Пострадали, например, почти все боги из пантеона ханты-мансийской мифологии и ещё кое-кто по мелочи — досталось Золотому полозу, Инопланетянину Алёшеньке и почему-то Звероящеру. На самом деле, это произошло ещё в декабре, но мы с вами не слишком внимательны к городу и заметили это только сейчас. Но, так или иначе, никогда не поздно разобраться и понять, кто и зачем это сделал.

Фото: Иван Козлов

С этим забором изначально было много сложностей. Например, волонтёры, которые занимались покраской, жаловались, что их донимают какие-то местные жители, недовольные появлением «языческих» рисунков. А потом по окрестностям стали распространяться листовки с обращением, одна из которых оказалась в распоряжении редакции (вот и вот). В этом пламенном обращении аноним (ну разумеется, аноним, кто же ещё) предлагает жителям района стучать в надзорные органы в нескольких случаях — в частности, если «вынесение языческой символики и изображений духов зла в публичное пространство не совместимо с основами вашей веры» и если «вы являетесь прихожанином расположенного по соседству храма Всех Святых и испытываете дискомфорт». Ну, там много и другой всякой ерунды (например, беспокойство о том, что красный фон может спровоцировать психов на ритуальные убийства), но именно эти два пункта выдают нездоровую религиозную озабоченность автора.

Фото: Иван Козлов

Конечно, теперь велик соблазн сложить два и два и обвинить во всём очередных оскорблённых верующих. Но я уверен, что они тут абсолютно ни при чём. Напротив, я думаю, что это подлая антихристианская диверсия, скрытый призыв к вероотступничеству. Впрочем, я человек светский, не буду строить из себя религиозного публициста и лезть в те сферы, в которых не особо разбираюсь. Поэтому сошлюсь на настоящего религиозного публициста, протодиакона Кураева. У него есть замечательная, основанная непосредственно на библейских текстах, статья о том, как христианину подобает относиться к предметами изображениям языческого толка:

«Надо помнить слова апостола Павла: „Идол в мире ничто“ 1 Кор. 8, 4). Это „ничто“ никак не должно влиять на наше поведение. Если я иду в храм и вдруг вижу, что на перекрестке какие-то сектанты установили свой идол, появление этой диковинки не должно никак повлиять на мое поведение. Я не должен подбегать к идолу и целовать ему ноги. Но я и не должен переходить на другую сторону улицы или же обходить его за квартал. Я не должен показывать язычникам, что я разделяю их религиозно — благоговейные чувства по отношению к идолу. Но я и не должен выражать страха перед ним. „Не бойтесь их, ибо они не могут причинить зла, но и добра делать не в силах“ Иер. 10, 5). И проявленное мною почтение, и выказанный мною страх лишь укрепят язычников в их вере, будто их идол столь силен, что может привлечь к себе или даже победить христианина».

Понятно, что нынешним фарисеям как таковая Библия не указ — ни книга пророка Иеремии из Ветхого завета, ни Первое послание к Коринфянам из Нового. Ну окей, вот более свежий источник непосредственно от РПЦ. Заявление Священного Синода от 7 марта 2000 года:

«Мы хотим ясно заявить: не следует бояться внешних символов и знаков, ведь никакое наваждение врага душ человеческих не способно превозмочь благодати Божией, изобилующей во Святой Церкви. Ничто и никто не может поколебать веры человека, если он воистину пребывает со Христом и прибегает к Таинствам церковным. Святой апостол Петр пишет: „Кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго?“»

В общем, кто бы ни закрасил забор Шабурова, православие — это последнее, к чему они имеют отношение, хоть бы и самое отдалённое. В лучшем случае это какие-нибудь фанатики. А то и язычники, которые нарочно сподвигают простого православного человека на грех гнева, стукачества и вандализма.

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов

Хотя я допускаю ещё один мотив, который к оскорблённым религиозным чувствам не относится — и это страх. И хочу признаться, что не поддерживаю сердцем, но вполне понимаю умом этот мотив. Шабуров, конечно, расстарался, изображая эти инфернальные демонические хари. Представьте себя на месте какой-нибудь благопристойной бабушки или просто психически несостоятельного человека, который живёт в доме напротив и ежедневно видит их из окна — ну такое, наверное, так себе удовольствие.

Впрочем, тут тоже возникает несколько тонкостей. Во-первых, Шабуров не виноват. Его работа укоренена в нашу историческую традицию гораздо в большей степени, чем кажется на первый взгляд. Причём на всех уровнях — даже неприятная волнистость контуров на деле оказывается прозрачной отсылкой к традиционным угорским орнаментам, которые выглядят вот так:

Фото: domongol.ru

Если кого и винить, то первоисточник. Вы вообще знакомились со сказами Бажова и ханты-мансийской мифологией, из которой была заимствована часть его персонажей? Там ведь довольно адово всё. Если уж мы хотим знать, уважать и пропагандировать наше собственное культурное наследие, надо быть готовым к тому, что оно может оказаться совсем не таким белым и пушистым, как многим хотелось бы.

Взять хотя бы его отражение в советских мультфильмах. Да-да, тех самых мультфильмах из эпохи Самого Вкусного Пломбира, добрых и назидательных, совсем не таких, как бездуховная диснеевщина. Вот, например, лавкрафтианский ужас из «Золотого волоса» (1979):

Вот сцены из мультка «Шурале» (1987):

Вот кадр из «Синюшкина колодца» (1973):

Продолжать надо?

Спору нет, жутковатые персонажи и страшное художественное воплощение. Мне непонятно другое. Те люди, у которых рисунки Шабурова могли вызвать страх и неприятие — они ведь и раньше смотрели на этот забор. На один из самых грязных и замызганных заборов, который все последние годы (даже несмотря на то, что в начале десятых с ним уже работали «Длинные истории») пребывал в ужасном состоянии из-за грязи, огромных аляповатых афиш, обрывков объявлений и прочего. Где тогда были эти люди тонкой душевой организации, которые, оказывается, могли позволить себе купить краску и потратить время на малярные работы? Почему их не оскорбляло уродство запустения и бесхозяйственности? Неужели они решили, что оскал мифологического персонажа много страшнее оскала энтропии?

Видимо, именно так и решили, и многие другие пермяки на их месте решили бы аналогичным образом. Поэтому наш город и выглядит так, как выглядит.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь