X

Citizen: скоро

6 мая, 8:00
7 мая, 11:00
13 мая, 12:00
18 мая, 14:00
19 мая, 11:00
20 мая, 7:00
22 мая, 17:00

Секреты нового «Устава»

История с принятием нового Устава Перми подходит к своему логическому завершению — на 9 июля назначены публичные слушания, после которых Устав, скорее всего, будет принят на августовском заседании Пермской городской думы.

Напомню, что почти два года назад руководство города и те, кого называют пермскими общественниками, договорились о намерении максимально демократично и публично подойти к разработке новой «городской конституции». Была создана достаточно представительная и, как оказалось, весьма компетентная и работоспособная рабочая группа. Её деятельность на практике показала, что конструктивное и продуктивное взаимодействие депутатов, сотрудников администрации, учёных, экспертов и гражданских активистов, несмотря на разность взглядов, вполне возможно.

Но, похоже, что кому-то это пермское «сердечное согласие» не очень понравилось. Сначала были приняты региональные законы, которые своими жёсткими нормами, хотя этого федеральный закон совсем не требовал, фактически отменили прямые выборы главы города и сорвали уже согласованный поэтапный процесс разработки текста нового Устава. Затем под формальным предлогом была распущена рабочая группа. По задумке, сам ход разработки Устава — публичный, открытый, с большим количеством обсуждений на каждом этапе, проработкой альтернативных вариантов — должен был существенно продвинуть городское сообщество в своём самоосознании, повысить муниципально-правовую грамотность и просвещённость активных жителей Перми, вовлечь различные группы интересов в обсуждение. Но этого в очередной раз не случилось.

Сугубо прагматические политические интересы региональной власти, стремление напрямую управлять столицей края и держать всё в Перми под своим контролем, особенно накануне выборов, в очередной раз оказались важнее общественной пользы.

В результате проект нового Устава получился в лучших бюрократических традициях: множество научно-экспертных разработок, масса «концепций развития»... В таком виде он и предстал перед депутатами.

Главное, что играет на руку региональной власти, если такой Устав будет окончательно принят, — это удобная схема избрания депутатов Пермской городской думы (из 36 депутатов городского парламента 22 избираются по одномандатным округам и 14 — по партийным спискам). Поскольку схема вызывает много нареканий, возникло стремление обнародовать её как можно позже и оставить как можно меньше времени на её обсуждение. Поднявшийся на короткое время «общественный шум» просто придётся молча пережить, но главное — за это время успеть договориться с основными игроками городской политики. На это много времени не понадобится, поскольку не так уж и много этих игроков.

В тени всей этой «большой», по пермским меркам, политики, остались многие содержательные вопросы нового Устава, например, формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления. Во всей Европе наблюдается одна и та же проблема — жители всё меньше ходят на местные выборы, но всё больше хотят принимать активное участие в принятии решений депутатами и администрациями в межвыборный период. Давно стало понятно, что возлагать все надежды на изменение городской жизни и среды раз в пять лет, исключительно в связи с результатами выборов, бессмысленно. Необходимо оперативно решать общественные, групповые и частные проблемы, возникающие у жителей муниципалитета здесь и сейчас. Для этого нужны работающие механизмы и связи между жителями и местными властями — так называемые формы участия.

Посмотрим, что предлагает проект нового Устава. Помимо традиционных «старых форм», уже широко, хотя и весьма формально, представленных на городском уровне: референдумы, публичные слушания, территориальное общественное самоуправление, опросы, правотворческая инициатива, обращения; в проекте появляются и новое формы: гражданская (общественная) инициатива, общественная экспертиза, наказы избирателей депутату, участие жителей в совещательных органах, публичные консультации органов и должностных лиц. Расширение форм участия граждан в МСУ безусловно нужно приветствовать и поддерживать. Но именно здесь важно содержание этих норм, корректность и точность формулировок, чего возможно достичь только при тщательном обсуждении и проработке — как это в своё время было сделано при разработке текста Устава Пермского края. Собственно, времени на обсуждение практически и не осталось.

К сожалению, многие из «старых форм» участия настолько формализованы, что использовать их в интересах граждан практически невозможно — истории с попытками организации местного референдума по возвращению прямых выборов главы города, с публичными слушаниями о переносе зоопарка в Черняевский лес и другие слушания по вопросам застройки это наглядно показали. За много лет в городе ни разу не был проведён опрос жителей как форма выяснения мнения горожан, прежде чем принималось какое-либо решение. А ведь есть много вопросов к регулированию деятельности тех же ТОСов. Многие из «старых форм» на практике оказались не работающими в интересах жителей, но ими достаточно легко можно манипулировать в интересах администрации или определённых бизнес-групп. Не хотелось бы, чтобы ситуация повторилась и с «новыми формами» участия.

Проблема также заключается в том, что после принятия Устава, чтобы эти формы заработали, необходимо разработать специальные муниципальные правовые акты. Есть большие сомнения, что состав следующей городской думы, избранный по укрупнённым мажоритарным округам и урезанным партийным спискам, будет заинтересован в активном участии жителей Перми в обсуждении и принятии решений. Вряд ли состав депутатов, сформированный по наименее демократичной схеме из всех возможных, будет придерживаться демократических принципов в городском управлении. С другой стороны, действующим депутатам за оставшийся до выборов год, а фактически — полгода (столько осталось до старта выборной кампании), тоже есть чем заняться. Ситуация почти патовая...

В итоге остаётся не так много времени, чтобы внести свои предложения в проект Устава Перми и доработать формы участия жителей в управлении своим городом, да и обратить внимание на другие статьи. Есть другой способ влияния — это направить свои предложения через действующих депутатов. Этим также можно воспользоваться. Главное — не сидеть безучастно, чтобы потом не говорить безадресно в пустоту: «От нас ничего не зависит». Зависит, но под лежачий камень, как известно, вода не течёт.