X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать

Золотой голос «техника» Козлова. Или всё-таки губернатора Махонина?

На днях некоторые СМИ опубликовали (например, здесь и здесь) информацию о размерах избирательных фондов кандидатов в губернаторы, сведения о которых обнародовал пермский крайизбирком.

Коллеги-журналисты ограничились общими сведениями о размерах этих фондов: Ксения Айтакова (КПРФ) израсходовала 4,8 млн руб., Евгений Козлов («Патриоты России») — 20 млн руб., Олег Постников (ЛДПР) — 8 млн руб.

Естественно, что особое внимание СМИ обратили на фонд губернатора Дмитрия Махонина — 99,9 млн руб., из которых собственные средства кандидата — 500 тыс. руб., остальное — пожертвования от юрлиц. Структуру его расходов: организация сбора подписей — 2,4 млн руб., агитация на телеканалах — 4 млн руб., в печатных СМИ — 3,9 млн руб., выпуск и распространение агитационных печатных материалов (АПМ) — 23,9 млн руб. Самые крупные статьи: оплата услуг информационного и консультационного характера — 17,5 млн (иначе политехнологам) и 47,5 млн — оплата иных договорных услуг от юрлиц и граждан (это всегда самая непонятная часть расходов).

На мой взгляд, стоило копнуть глубже, тем более, что это не так сложно.

Прежде всего, обращает на себя внимание второй по величине (20 млн руб.) фонд кандидата Козлова. Вы где-то его агитацию видели? Вот и я не видел. И избирком тоже почти не видел. На соседнем разделе сайта крайизбиркома давно хранится файл, который называется «Учёт предвыборных агитационных материалов». Правда в нём содержатся сведения об изготовлении АПМ кандидатов только до 2 сентября, но не думаю, что за оставшиеся 10 дней агитации Козлов и другие кандидаты успели изготовить и распространить массу другой агитации.

Так вот, согласно этим данным, Козлов изготовил всего ДВА (!) агитационных материала за всю кампанию: плакат формата А4 тиражом 10 тыс. штук (кстати, у того же изготовителя, где в основном печатал свои материалы Дмитрий Махонин) и видеоролик на 30 секунд, изготовленный «Веттой». На всё это агитационное богатство было потрачено, видимо, 34,6 тыс. руб. А куда же ушли основные деньги в кампании Козлова?

Смотрим! 2 046 450 (более 2 млн!) рублей ушло на «организацию сбора подписей», что сопоставимо с 2 466 500 рублей, потраченных на это же Дмитрием Махониным. Но! Махонину, кроме того, чтобы собрать подписи муниципальных депутатов, нужно было собрать подписи избирателей. И это действительно ресурсозатратная процедура. А Козлову никакие подписи избирателей собирать было не нужно. На что тратить миллионы при сборе подписей муниципальных депутатов? Ума не приложу, кроме как печать бланков, оплата услуг нотариусов, транспортные расходы. Самим муниципальным депутатам платить нельзя. Или это столько получили некие консультанты, которые обеспечили безболезненное прохождение муниципального фильтра никому не известного кандидата?

При этом в перечне расходов значится, что Козлов потратил 2 млн руб. на «оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера». Интересно, зачем, если он совсем не собирался по-настоящему участвовать в избирательной кампании, а должен был лишь исполнить роль технического кандидата? А посоветовать ничего не делать можно и за два рубля. Самая же большая статья расходов кандидата Козлова почти 16 млн руб. — это пресловутая «оплата других работ (услуг), выполненных (оказанных) юридическими лицами или гражданами РФ по договорам». Часто кандидаты туда записывают разные расходы на так называемый «избирательный штаб». Но какой штаб у технического кандидата? Для сравнения у Ксении Айтаковой по этой статье чуть больше 2 млн 300 тыс., у Олега Постникова — вообще 0 (!). И только, как уже говорилось, у Дмитрия Махонина более 47,5 млн. А может, это вовсе и не разные штабы были, а один?

Интересно также посмотреть, как выглядит у Козлова структура поступления средств в избирательный фонд. Среди кандидатов, которые попали в избирательный бюллетень, Козлов вложил меньше всего собственных средств — 200 тыс., Махонин — 500 тыс., Постников — более 975 тыс., Айтакова — более миллиона рублей.

Больше, чем все остальные, кандидат от «Патриотов России» получил средств от собственной партии — 9 995 210 руб. При том, что эта партия никогда не отличалась большими доходами. Согласно сведениям крайизбиркома о поступлении и расходовании средств региональными отделениями политических партий, в Пермском крае за 2019 год и за два квартала 2020 года партии «Патриоты России» финансовые средства не поступали.

Для сравнения партии, которые получают госфинансирование и имеют регулярных спонсоров, перечислили выдвинутым ими кандидатами меньше средств: ЛДПР выделила Олегу Постникову чуть более 7 млн руб., а КПРФ Ксении Айтаковой — около 3,8 млн. Кто, интересно, «патриотам» дал такие деньги?

Но ещё более интересно, почему по другой статье «добровольные пожертвования юридического лица» Козлов получил ровно такую же сумму — 9 995 210 — рубль в рубль. Таких совпадений, конечно, не бывает. Просто кто-то решил поделить 19 990 420 руб. на две части. Одну завели через партию, а вторую через Пермскую региональную общественную организацию по содействию ветеранам «Подвиг», директором которой является Михаил Яковлев. Думаю, не стоит объяснять, что и у этой организации финансовая деятельность за предыдущие годы почти нулевая.

В общем, откуда взялись такие деньги у технического кандидата Козлова и куда они были потрачены — из его финансового отчета совершенно непонятно. Хотя, в целом, конечно, всем всё понятно.

Исходя из вышесказанного, совсем не стоит удивляться оценке формальной «себестоимости» одного голоса избирателя для каждого из кандидатов. Для этого разделим размер фонда на количество полученных ими голосов согласно итогового протокола. В результате получаем, что Евгению Козлову (получил 16 743 голосов избирателей) один голос обошёлся в целых 1 206 рублей. Для сравнения Дмитрию Махонину (540 323 голосов) — в 184,90 руб., Олегу Постникову (40437 голосов) — 199,71 руб., а Ксении Айтаковой, которая заняла второе место с 97 284 голосами, всего в 49,66 руб.

Хотя, ради политической истины, стоит объединить расходы и голоса Махонина и Козлова, и тогда на один голос избирателя этим административным тандемом (врио губернатора и его технический кандидат) было потрачено 216 рублей. Для сравнения, аналогичный тандем Решетников — Степанов в 2017 году потратил на одного избирателя в два раза меньше — 111 руб. При том, что получили они тогда почти на 145 тыс. голосов больше.

В общем, дорого во всех смыслах обошлась прошедшая кампания избранному губернатору и его команде. Жаль только, что из всех этих потраченных средств самим избирателям ничего не перепало. А вот так называемых «электоральных менеджеров» можно смело поздравить с существенным пополнением их бюджетов.

***

Читайте также:

В Пермском крае завершились выборы губернатора. Что значит победа Дмитрия Махонина?

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь