X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад

«Власть кооптирует в свои ряды и цинично называет это выборами мэра»

В апреле Законодательное собрание Свердловской области отменило прямые выбора мэра в столице региона. Отныне главу Екатеринбурга, как и большинства городов страны, в том числе и Перми, будут утверждать депутаты из числа кандидатов, предложенных конкурсной комиссией. Известный российский политолог Дмитрий Москвин выложил на своей странице в «Фейсбуке» обращение, адресованное членам комиссии по определению кандидатур на пост главы Екатеринбурга. По сути это универсальный манифест, в котором раскрывается порочность сложившейся системы назначения мэров в России. Системы, которая уничтожает местное самоуправление. (Читая, можно подставлять вместо Екатеринбурга любой другой город, например, Пермь).

Уважаемый председатель, уважаемые члены комиссии.

Я уважаю каждого из вас лично за профессионализм и многолетнюю работу. Я уважаю тех городских чиновников, которые последнюю четверть века делали Екатеринбург современным интересным городом. Городом с богатой культурой. То, что я буду говорить дальше, будет резким и касается, прежде всего, тех людей, которые назначили вас в эту комиссию. Говорить в такой тональности противно моей природе. Я предпочитаю компромиссы. Но увы.

Вы приняли на себя ответственность без внятных критериев и без четко регламентированной законом процедуры определить, кто в ближайшие пять лет будет вести Екатеринбург в 300-летний юбилей. Фактически вы назначены ответственными за то, что у города не появится метро, будут вырублены остающиеся парки, уничтожены памятники истории, а 300-летие пройдет как рядовое событие. Потому что назначенному на пост мэра чиновнику это всё будет не нужно и не значимо. Если, конечно, не случится чуда, и назначенный мэр окажется честным человеком. И первым его решением будет создать все условия для проведения честных свободных открытых выборов мэра Екатеринбурга и вовлечения горожан в обсуждение стратегии будущего.

Вы комиссия выборщиков. Но вас никто не выбирал. Вы не представляете горожан. Вы представляете только вертикаль власти. В составе этой комиссии нет ни одной женщины, хотя город — это 54 % женщин. Здесь нет ни одного городского предпринимателя, представителя креативного класса, практика в системе управления городским хозяйством. Это не значит, что вы плохие. Это значит, что вы представляете здесь только одну группу — власть.

Власть кооптирует в свои ряды и цинично называет это выборами мэра. 42 человека и ещё несколько стоящих за ними назначат городу главу. Это оскорбляет. Это злит. Это превращает горожан из необходимых вам союзников в противников.

Я екатеринбуржец. И как екатеринбуржца меня задевает и оскорбляет происходящее в городе. Я считаю несправедливой саму ситуацию, в которой мы сейчас все находимся. Я не юрист, но я уверен, что происходящее противоречит и букве, и духу Европейской хартии местного самоуправления. В её преамбуле сказано: органы местного самоуправления — одна из главных основ любого демократического строя. Там же указано, что местное самоуправление — это признак децентрализации власти. Но комиссия, которая сейчас вершит свой суд, не есть ли она прямая производная этой самой власти? Что остается от местного самоуправления в этой логике и этой системе?

И выступаю здесь, прежде всего, как горожанин. Как человек, всю жизнь живущий в этом городе и никуда не собирающийся уезжать. Я исходил город ногами, сотни раз показывал его приезжим. Я изучал город вместе с обычными людьми, известными режиссерами и художниками, иностранцами, экспертами ЮНЕСКО.

Я принял решение участвовать в этом действе только ради одного — озвучить альтернативы. Я далек от мысли, что эта процедура может называться выборами главы Екатеринбурга. Мои тезисы лаконичны и сложны для исполнения, но они — результат многочисленных бесед с горожанами и собственных размышлений. Я не вижу других вариантов в сложившемся политическом и управленческом контексте.

Екатеринбург потерял амбицию. Сравните тексты Стратегического плана развития города в 2005 и в 2018 гг. В первом — устремленность в будущее, амбициозные задачи, свежие формулировки. Во втором — штампы, казенные фразы и отсутствие видимой цели. Несомненно, это результат того, что вместо предоставления большей свободы и самостоятельности в экономических, финансовых и управленческих вопросах, городу последние годы постоянно подрезали крылья.
Моя программа получила название «Горожанам — законные права на Екатеринбург». Она состоит из нескольких пунктов:

1. Вернуть прямые выборы главы города Екатеринбурга.

2. Повысить статус Екатеринбурга до города федерального значения — субъекта РФ.

3. Расширить реальные возможности прямого участия горожан в решении общегородских и локальных вопросов.

Эти три политических пункта увязаны между собой. В условиях специфического настроя к городу и горожанам со стороны региональной власти не остается другого варианта, кроме как дистанцироваться от этого региона.

4. Обеспечить европейские экологические стандарты жизни в городе.

5. Принять стратегию не менее чем на 30 лет по сохранению и ревитализации памятников истории и культуры в городе, а также особо ценных элементов городской планировки и среды.

6. Развивать систему паркингов и перехватывающих парковок.

7. Радикально обновить транспортный парк города, делая ставку на экологически безопасные виды транспорта.

8. Поддерживать предпринимательскую активность горожан, формировать условия для инновационной деятельности, стать привлекательным центром для профессионалов из других городов и стран.

Я считаю, что в 21 веке пора уже понять: город — это не собственность нескольких человек, корпораций или вертикали власти. Город — это место жизни очень многих и очень разных людей. Город — это место, где необходимо договариваться. Город — это среда, где культура диалога должна цениться больше, чем жажда властвовать и контролировать. К сожалению, всё это попирается решениями об отмене прямых выборов главы города, сносом знаковых строений и попытками застроить центр города нелепыми сооружениями.

17 октября 2017 года губернатор Свердловской области предложил проект строительства кафедрального храма разработать на основе общегражданского диалога. За минувший год для этого не было сделано ничего. Вызывает массу вопросов сама ситуация, когда губернатор решает, где и что должно появиться в городе. Неужели у областной власти нет других проблем? В Свердловской области свыше 90 муниципалитетов. Недавно в Североуральске произошла катастрофа с водоснабжением горожан. Но всё это не становится предметом столь пристального радения областных руководителей.

От региона город ждет поддержки в решении проблем с дорожными коммуникациями, улучшения качества теплоснабжения и водоснабжения, повышения контроля за состоянием городской исторической среды, ужесточения контроля за экологией города и поддержки в развитии системы здравоохранения. Область привыкла отчитываться показателями города — вспомнить хотя бы, сколько квадратных метров жилья в год строится в Екатеринбурге и сколько в области. Областное руководство могло бы больше доверять муниципалитетам и их жителям, а не стремиться контролировать и регулировать всё.

События со сносом телевизионной башни, запуском работ по сооружению на ее месте так называемой «ледовой арены», ликвидация средовой исторической застройки в районе будущего Екатеринбург-Сити, наплевательство к памятникам истории — всё это печально... Но на самом деле хорошо знакомо. И выход будет найден. Он уже описан в одной замечательной книге, многим знакомой с детства, — она называется «Три толстяка». В ней показано, как однажды ради правды и любви горожане побеждают ложь и ненависть. Мне кажется, эту книгу полезно будет перечитать тем людям, которые считают себя полноправными хозяевами Екатеринбурга. Оставляю ее экземпляр членам комиссии.

Благодарю за возможность публично озвучить эти тезисы. И открыт для дальнейшего их обсуждения.

***