X

Citizen

Сегодня
Вчера
15 сентября 2017
14 сентября 2017
13 сентября 2017
12 сентября 2017
11 сентября 2017
08 сентября 2017
07 сентября 2017
06 сентября 2017
05 сентября 2017
03 сентября 2017

Сталин как тест на честность

Во-первых, о чём бы ни был этот текст, он точно не будет о Сталине. Об этом сказано (и в дискуссиях последних дней, и в принципе) уже много, и разговоры по существу исторической проблемы я хочу оставить людям, имеющим на то более веские основания и разбирающимся в вопросе лучше меня. А с вами давайте определимся. Сталин — преступник, парадные портреты Сталина в городе — плохо, Россия — наше Отечество, смерть — неизбежна. Ну вот, теперь часть читателей отсеялась, а с оставшимися мы поговорим о чём-нибудь другом. Например, о Дягилевской гимназии.

Канва истории, впрочем, остаётся прежней, и вы её знаете, если сидите в Фейсбуке или читаете местные новости. На стене Дягилевской гимназии появился здоровенный плакат, а на плакате — 48 исторических личностей: от Стефана Великопермского и Ярослава Мудрого до Никиты Хрущёва и Иосифа Сталина. Ещё на плакате есть надпись «Моя Россия. Наш Пермский край. Изучаем. Знаем. Понимаем».

Фото: Иван Козлов

Естественно, случился скандал. Плакат, кстати, висит не на фасаде здания, он смотрит на огороженный палисадник, и если бы Сталина запихнули куда-нибудь в дальний левый угол, трудно различимый с дороги, то, может, и обошлось бы. Но наличие Сталина на плакате демонстративно, с улицы Пушкина его можно разглядеть лучше прочих. Директор магазина «Пиотровский» Михаил Мальцев написал по этому поводу возмущённый пост, многие его поддержали, и уже через сутки новость о пермском позоре попала на «Такие дела» и в другие федеральные СМИ. Сам Михаил (и к нему, опять же, присоединились ещё несколько энтузиастов) составил письмо к руководству гимназии. А ещё через пару дней опубликовал на своей странице комментарий гимназии по поводу ситуации. Вот такой:

«Замысел плаката на фасаде здания в том, чтобы молодежь знала, что происходило в стране в тот или иной период, почему происходило именно так, а не иначе, а также как разные личности повлияли на историю государства. Знать и понимать суть исторических процессов в тот или иной период — важнейшая образовательная задача. Делать вид, что того или иного периода нашей истории, того или иного деятеля не существовало — неправильно. Незнание ведет к повторению ошибок прошлого, а знание позволяет избежать таких ошибок»

Замечательно. Давайте на секунду допустим, что этот плакат действительно призван решать какие-то образовательные задачи и вообще имеет отношение к историческому знанию. Бог с ним даже, со Сталиным. Чем дольше я смотрю на этот плакат, тем отчётливее понимаю, что посаженная за компьютер обезьяна по теории вероятности смогла бы сверстать более логичный и полезный в информационном отношении плакат, чем этот.

Почему хронологически плакат заканчивается именно Хрущёвым? Где более поздние деятели? Почему на плакате с надписью «Моя Россия. Наш Пермский край» такой странный дисбаланс пермских и российских героев? Куда замылились все правители между Екатериной и Николаем? Почему имена наполовину случайным образом подписаны? Чтобы дети думали, что Чехов — это Славянов? (К этому моменту уже хочется не просто задавать вопросы, а взять за лацканы кого-нибудь из причастных к созданию плаката и озвучивать вопросы на повышенных тонах). Каков замысел плаката? Какова его концепция? Каковы критерии отбора персонажей? Каковы? Куда пополз? Вставай, отвечай! Каковы критерии? Что у тебя в голове вообще творится?

Что-то, в общем, не клеится у этого плаката с историческим просвещением. Интересно, почему. Может всё-таки потому, что личности в нём подобраны с пристрастием? Это ведь не просто перечень исторических персонажей. 95 % людей, изображённых на плакате — живое воплощение национальной гордости и патриотизма. Их канонические портреты мы прекрасно помним по школьным учебникам. Все эти писатели и поэты, просветители и учёные, герои и первооткрыватели — это просто команда мечты, призванная пробуждать гордость за свой край и свою страну. И Сталин среди них — не просто одна из личностей в исторической хронологии, он сознательно вписан в контекст этого плаката, и он — полноценный участник этого парада национальной гордости.

Честно говоря, сам по себе, вне контекста, плакат со Сталиным меня не особо-то и возмущает. Портрет и портрет — плохо, конечно, стыдно, но что теперь, в 2017 году нервов не хватит, если на всё это реагировать (подумал бы я, если бы оказался на месте более активного и сознательного Миши Мальцева). Гораздо больше меня возмущает, когда меня принимают за идиота. А в этом случае руководство Дягилевской гимназии, видимо, принимает за идиотов вообще всех, кто негативно высказался по поводу злосчастного плаката. Поэтому сначала размещает хрестоматийные портреты Ленина и Сталина в однозначно позитивном контексте, среди великих писателей, учёных, гуманистов и святых, а затем начинает неловко выкручиваться, апеллируя к неумолимой и непредвзятой истории.

И тут хочется снова догнать того человека, которого я несколькими абзацами выше ухватил за лацканы, встряхнуть его и задать ещё один вопрос: «А чего стесняться-то?» Правда, не стесняйтесь. Здесь все всё понимают. Не нужно кормить нас этой жвачкой про «повторение ошибок прошлого». Лучше расскажите нам о том, что у вас на уме на самом деле: что россияне признали Сталина одной из величайших исторических личностей, что благодаря Сталину мы победили в войне, что промышленность поднялась, что заводы работали, что справедливость была, что масштаб репрессий несколько преувеличен, и так далее, и так далее. Что на этом патриотическом плакате он занимает именно то место, какое, по-вашему, должен и достоин занимать. Серьёзно, попробуйте быть честными с собой. Уверяю, испытаете удивительное облегчение.