X

Citizen

Сегодня
Вчера
2 дня назад
19 ноября 2017
17 ноября 2017
16 ноября 2017

Сталин как тест на честность

Во-первых, о чём бы ни был этот текст, он точно не будет о Сталине. Об этом сказано (и в дискуссиях последних дней, и в принципе) уже много, и разговоры по существу исторической проблемы я хочу оставить людям, имеющим на то более веские основания и разбирающимся в вопросе лучше меня. А с вами давайте определимся. Сталин — преступник, парадные портреты Сталина в городе — плохо, Россия — наше Отечество, смерть — неизбежна. Ну вот, теперь часть читателей отсеялась, а с оставшимися мы поговорим о чём-нибудь другом. Например, о Дягилевской гимназии.

Канва истории, впрочем, остаётся прежней, и вы её знаете, если сидите в Фейсбуке или читаете местные новости. На стене Дягилевской гимназии появился здоровенный плакат, а на плакате — 48 исторических личностей: от Стефана Великопермского и Ярослава Мудрого до Никиты Хрущёва и Иосифа Сталина. Ещё на плакате есть надпись «Моя Россия. Наш Пермский край. Изучаем. Знаем. Понимаем».

Фото: Иван Козлов

Естественно, случился скандал. Плакат, кстати, висит не на фасаде здания, он смотрит на огороженный палисадник, и если бы Сталина запихнули куда-нибудь в дальний левый угол, трудно различимый с дороги, то, может, и обошлось бы. Но наличие Сталина на плакате демонстративно, с улицы Пушкина его можно разглядеть лучше прочих. Директор магазина «Пиотровский» Михаил Мальцев написал по этому поводу возмущённый пост, многие его поддержали, и уже через сутки новость о пермском позоре попала на «Такие дела» и в другие федеральные СМИ. Сам Михаил (и к нему, опять же, присоединились ещё несколько энтузиастов) составил письмо к руководству гимназии. А ещё через пару дней опубликовал на своей странице комментарий гимназии по поводу ситуации. Вот такой:

«Замысел плаката на фасаде здания в том, чтобы молодежь знала, что происходило в стране в тот или иной период, почему происходило именно так, а не иначе, а также как разные личности повлияли на историю государства. Знать и понимать суть исторических процессов в тот или иной период — важнейшая образовательная задача. Делать вид, что того или иного периода нашей истории, того или иного деятеля не существовало — неправильно. Незнание ведет к повторению ошибок прошлого, а знание позволяет избежать таких ошибок»

Замечательно. Давайте на секунду допустим, что этот плакат действительно призван решать какие-то образовательные задачи и вообще имеет отношение к историческому знанию. Бог с ним даже, со Сталиным. Чем дольше я смотрю на этот плакат, тем отчётливее понимаю, что посаженная за компьютер обезьяна по теории вероятности смогла бы сверстать более логичный и полезный в информационном отношении плакат, чем этот.

Почему хронологически плакат заканчивается именно Хрущёвым? Где более поздние деятели? Почему на плакате с надписью «Моя Россия. Наш Пермский край» такой странный дисбаланс пермских и российских героев? Куда замылились все правители между Екатериной и Николаем? Почему имена наполовину случайным образом подписаны? Чтобы дети думали, что Чехов — это Славянов? (К этому моменту уже хочется не просто задавать вопросы, а взять за лацканы кого-нибудь из причастных к созданию плаката и озвучивать вопросы на повышенных тонах). Каков замысел плаката? Какова его концепция? Каковы критерии отбора персонажей? Каковы? Куда пополз? Вставай, отвечай! Каковы критерии? Что у тебя в голове вообще творится?

Что-то, в общем, не клеится у этого плаката с историческим просвещением. Интересно, почему. Может всё-таки потому, что личности в нём подобраны с пристрастием? Это ведь не просто перечень исторических персонажей. 95 % людей, изображённых на плакате — живое воплощение национальной гордости и патриотизма. Их канонические портреты мы прекрасно помним по школьным учебникам. Все эти писатели и поэты, просветители и учёные, герои и первооткрыватели — это просто команда мечты, призванная пробуждать гордость за свой край и свою страну. И Сталин среди них — не просто одна из личностей в исторической хронологии, он сознательно вписан в контекст этого плаката, и он — полноценный участник этого парада национальной гордости.

Честно говоря, сам по себе, вне контекста, плакат со Сталиным меня не особо-то и возмущает. Портрет и портрет — плохо, конечно, стыдно, но что теперь, в 2017 году нервов не хватит, если на всё это реагировать (подумал бы я, если бы оказался на месте более активного и сознательного Миши Мальцева). Гораздо больше меня возмущает, когда меня принимают за идиота. А в этом случае руководство Дягилевской гимназии, видимо, принимает за идиотов вообще всех, кто негативно высказался по поводу злосчастного плаката. Поэтому сначала размещает хрестоматийные портреты Ленина и Сталина в однозначно позитивном контексте, среди великих писателей, учёных, гуманистов и святых, а затем начинает неловко выкручиваться, апеллируя к неумолимой и непредвзятой истории.

И тут хочется снова догнать того человека, которого я несколькими абзацами выше ухватил за лацканы, встряхнуть его и задать ещё один вопрос: «А чего стесняться-то?» Правда, не стесняйтесь. Здесь все всё понимают. Не нужно кормить нас этой жвачкой про «повторение ошибок прошлого». Лучше расскажите нам о том, что у вас на уме на самом деле: что россияне признали Сталина одной из величайших исторических личностей, что благодаря Сталину мы победили в войне, что промышленность поднялась, что заводы работали, что справедливость была, что масштаб репрессий несколько преувеличен, и так далее, и так далее. Что на этом патриотическом плакате он занимает именно то место, какое, по-вашему, должен и достоин занимать. Серьёзно, попробуйте быть честными с собой. Уверяю, испытаете удивительное облегчение.