X

Новости

Вчера
2 дня назад
09 декабря 2018
08 декабря 2018
07 декабря 2018

К мандатам почтения нету: как создавалась выставка «Welcome в рай.com»

Сергей Филатов — сотрудник агентства по занятости населения Пермского края и председатель Пермского общества филателистов — стал, пожалуй, первым в истории Центра городской культуры человеком, который не просто пришёл в ЦГК с предложением выставки, но и принёс детальный план экспозиции и концепт, который придумал и разработал сам. Правда, в процессе совместной работы Сергея с коллективом ЦГК от первоначального концепта и плана почти ничего не осталось: выставка, посвящённая документам и открыткам советской эпохи, превратилась в неожиданный художественный проект, но сохранила придуманное её автором название: «Welcome в рай.com».

Сергей Филатов, владелец коллекции открыток и документов, ставших основой экспозиции — сам по себе человек очень интересный и заслуживающий отдельного портретного очерка. К тому же, личность Филатова важна для более полного осмысления его коллекции. Он, вообще-то, изначально интересовался геральдикой, а не открытками и не документами. Отец Сергея был капитаном дальнего плавания и привозил из-за границы разные сувениры и просто интересные штуки, среди которых было много гербов, флагов и их изображений. Коллекции как таковой у Сергея тогда ещё не было: он просто перерисовывал в тетрадку изображения, показавшиеся ему наиболее интересными.

Чуть позже он стал собирать библиотеку, состоящую в основном из профильных энциклопедий, а после поступления в университет писал по геральдике научные работы. Как раз с этим была связана его первая серьёзная должность: ещё в университете он проходил практику в администрации губернатора, как раз в комитете по геральдике, а потом устроился в администрацию на работу. За это время Филатов создал гербы для Усолья, Юго-камского, Юрлинского и Косинского районов.

Иван Козлов, Сергей Филатов и Надежда Агишева Фото: Галина Сущек

Однажды в администрации он увидел целую кучу современных поздравительных открыток, оставшихся после какого-то праздника — точнее, не открыток даже, а официальных поздравлений от одних чиновников другим. Сергей долго разглядывал сами открытки и гербы регионов на них — именно эти открытки и стали первыми в его новой коллекции, которую он и собирает по сей день.

Это случилось примерно в 2004 году. Спустя пять лет Филатов впервые выставил свою коллекцию: сначала в Ильинском музее, потом в Соликамске, а затем и в Историческом музее Москвы, где по этому случаю был издан большой каталог. Именно в Москве он познакомился с коллекцией документов советской эпохи, заинтересовался ими и стал собирать и их тоже.

Сегодня в коллекции Сергея Филатова огромное количество таких документов и ещё больше открыток. В его распоряжении база электронных адресов приёмных органов власти практически из всех регионов, и после каждого праздника он скрупулёзно рассылает по базе просьбы выслать ему свежие открытки. Часто на эти просьбы откликаются и присылают открытки целыми кучами.

Впрочем, современные открытки Филатов выставлять не торопится, закономерно считая, что историческая дистанция пока ещё слишком мала — поэтому рассматривать и изучать их не так интересно, как советские. Последних в его собрании значительно меньше, чем современных, но тоже изрядное количество. Именно большой объём материала и подтолкнул нас в итоге к тому, чтобы обойтись с этой коллекций так, как мы с ней обошлись.

Фото: Галина Сущек

Мы её попросту деконструировали. Ценный материал, за долгие годы собранный Филатовым, безусловно, представляет огромный научный и исследовательский интерес, но именно это и послужило для нас доводом против того, чтобы работать с содержательной частью документов, как это уже делали и ещё неоднократно будут делать специалисты и коллеги Сергея Филатова. Мы не смогли отказать себе в удовольствии свернуть с этого традиционного пути ради художественного эксперимента и объединить в одном пространстве эстетику советских номенклатурных документов — бесчисленных приглашений, предписаний, мандатов, уведомлений, поздравительных телеграмм, открыток и прочего — с наивным и современным искусством, которое тоже так или иначе работает с осмыслением советского наследия. Здесь пришлись кстати и гипертрофированные шинели Дмитрия Цветкова из коллекции музея PERMM, и пиксельные картинки Ивана Тузова, и наивные картины из коллекции Андрея и Надежды Агишевых, и ещё множество картин, объектов и видеозаписей.

Фото: Галина Сущек

В какой-то момент то, что стало у нас получаться, удивило нас самих. Честно говоря, изначально я рассчитывал на немного другой эффект: поскольку и меня, и Надежду Агишеву эта тема занимала в первую очередь как феномен, как пугающий и в чём-то даже отталкивающий элемент безжалостного уклада, царившего внутри Партии, мне хотелось с помощью этой деконструкции довести его до абсурда — подобно тому, как это делали андеграундные художники и музыканты восьмидесятых, создавая забавные и странные коллажи из документов, видеоплёнок и архивных аудиозаписей. Ничего подобного не получилось — или получилось только отчасти, потому что материал, с которым мы работали, превзошёл наши ожидания: мы разобрали его, но при попытке собрать обратно обнаружили новые смыслы, новые слои и новые истории. Там, где я ожидал увидеть мёртвое нутро, проявились человеческие эмоции, причём максимально буквальным образом: например, в виде приписок от руки, сделанных в дополнение к стандартным машинописным текстам, или неожиданно неформальные подписи в конце официальных телеграмм. В конечном итоге именно они и стали одним из главных сюжетов на нашей выставке: именно они создали основную её драматургию и напряжение, возникающее из-за ощутимого контрастного сопоставления двух миров: сухого мира документов, полностью регламентирующих номенклатурный уклад, и мира человеческого, для которого подобные интонации и рамки всегда в каком-то смысле противоестественны.

На самом деле, граней, которыми заиграла коллекция Сергея Филатова в сочетании с объектами искусства, оказалось гораздо больше: выставку мы в итоге поделили на четыре тематических зала, в каждом из которых попытались рассказать особую историю. Но это уже частности: выставка будет работать до 17 декабря, и вы сами, надеюсь, найдёте время и возможность с ними ознакомиться.

Фото: Галина Сущек
Фото: Галина Сущек
Фото: Галина Сущек
Фото: Галина Сущек