X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать

Плата за воздух?

Вчера стало известно, когда наступит «день икс» для автомобилистов Перми, я имею в виду день, когда в центре города нельзя будет бесплатно оставить свою машину.

Напомню, срок внедрения такого буржуазного новшества, как платные парковки, в нашем городе переносится уже не в первый раз. Теперь, кажется, городские власти с датой определились — 10 мая 2016 года.

И вновь поднялась волна обсуждений. Зачем нам весь этот ужас-ужас? Будут брать деньги за воздух! Мы и так платим налоги! Город — место для свободного передвижения... И так далее, и тому подобное.

Я тоже рад, что сроки появления платных парковок перенесли, но не потому, что против самого этого явления городской среды, наоборот — я за. Я только надеюсь, что за оставшееся время мы все хорошо подготовимся и наконец-то сделаем удобным хотя бы участок, ограниченный улицами Пушкина, Островского, Окулова и Попова.

Уже тысячу раз говорилось о том, что наш город, как и любой крупный российский мегаполис, стал заложником своего прошлого. Планировка и застройка советских городов исходила из максимума в 60-80 автомобилей на 1 000 жителей. Но 20 лет назад в Россию пришёл массовый автомобиль. Параллельно изменился и градостроительный подход. Застройщик мог строить везде, где найдёт или расчистит место для котлована. Наличие дорог и инфраструктуры было не принципиально. И мы принимали это как должное. С другой стороны, всегда было (и многим это кажется само собой разумеющимся), что горожанин беспрепятственно и бесплатно может доехать на своём автомобиле куда угодно, приткнуть его повсюду, где для этого найдётся место. Ну, а общественный транспорт у нас — удел неудачников и нищебродов. Пожиная плоды этих жизнеутверждающих истин, мы сегодня имеем, например, улицу Луначарского.

Мне давно стало ясно, что при всей неприхотливости наших водителей рано или поздно места для всех не хватит. Собственно, его уже не хватает. От этого машины бросают во втором ряду, на газонах и тротуарах. Даже те, кто в общем и целом является законопослушными гражданами, испытывают постоянные угрызения совести.

Самое интересное, что о том, как решить эту проблему, написано сотни трудов, а также накоплен богатый опыт. Только наша страна обратилась к нему всего несколько лет назад, а наш город и вообще лишь собирается это сделать.

Все цивилизованные мегаполисы десятилетия назад перешагнули отметку в 500 автомобилей на 1 000 жителей (в Перми — около 200 авто). При этом многие обременены узостью исторических центров. Однако города остаются более-менее удобными для жизни, а мобильность горожан поддерживается на достаточно высоком уровне. Разумеется, там нет никакого бесплатного транспортного счастья и тем более — транспортной свободы. Причём большая часть ограничений накладывается вовсе не на движение автомобилей, а на их хранение и парковку. Ведь 90 % времени и более основная масса машин не едет, а стоит.

Тут важно осознать, что не существует ничего бесплатного. Сейчас в Перми за «бесплатные» парковки платят все: и пешеходы, и пассажиры автобусов, и те, кто в центре не бывает вообще. И не только рублём из бюджета, но и временем.

А вот в Берлине центр города является полностью платным в рабочее время по будням и днём в субботу. В Вене в центре города стоянка полностью платная. Амстердам — самый дорогой в Европе город для владельцев автомобилей. За час парковки в центре придётся отдать €5. Там не возникает вопроса, почему это менеджер какого-нибудь банка приехал на работу в 8:00 и до 17:00 занял не только своё кресло в кабинете, но и кусок асфальта на улице.

«Капиталисты» осознали, что машина — давно уже не просто средство передвижения, а практически роскошь. У них расходы на автомобиль не ограничиваются только его покупкой и тратами на бензин. Самый яркий пример — Сингапур, где даже за само право приобрести автомобиль необходимо заплатить. Поэтому в Сингапуре свободно на улицах. Правда, там сравнительно дешёвое такси, а общественный транспорт ходит строго по расписанию.

Я надеюсь, что то время, что осталось до «дня икс» в Перми, департамент дорог и транспорта и дирекция дорожного движения потратят не только на подсчёт возможных доходов от платных парковок, но и на оценку рисков, на создание альтернативы. Перехватывающие парковки и система скидок на общественный транспорт для автомобилистов тоже не вчера появились. Ведь решать проблему центра надо не только стимулированием отказа от использования машины, но и стимулированием поездок на автобусе и трамвае. Это две параллельные задачи.

Но это не значит, что если у нас есть сомнения (а они, безусловно, есть) в том, что чиновники всё сделают по уму, то платные парковки на Пушкина, Островского, Окулова и Попова не нужны. Этот первый шаг необходим, и важно, чтобы горожане его приняли не в штыки. Конечно, будет непривычно, особенно первое время. Найдутся те, кто будет искать способы безнаказанно нарушать правила. И опыт Москвы им будет в помощь. Но ставший уже хрестоматийным пример — ремень безопасности — яркая иллюстрация к тому, что есть благие ограничения, соблюдать которые просто и выгодно. А ведь первое время даже футболки делали с чёрной полосой, а сейчас пристёгнутый ремень — повсеместное явление.

И напоследок — простая мысль. Наша жизнь стремительно меняется. И то, что раньше воспринималось как общедоступное благо, сейчас (при определённых условиях) становится платным. И выбор за каждым — платить или нет. Недавно услышал на эту тему интересное сравнение. Если ты ныряешь и задерживаешь дыхание, то находишься под водой лишь 30 секунд. Хочешь дольше? Покупаешь акваланг, погружаешься на глубину и, по сути, платишь за воздух. Хочешь приезжать в центр мегаполиса на автомобиле? Плати за воздух.

Кстати, на днях пообщался с одним давним знакомым. Он живёт в Екатеринбурге, где платные парковки ввели в мае этого года. Говорит, что в центре стало свободнее...

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь