X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
20 октября 2018
19 октября 2018

«Достанется не только автомобилистам, но и зелёным». Градозащитник Денис Галицкий — о концепции благоустройства Компроса

Концепцию благоустройства Компроса презентовали в августе на Градостроительном совете. Вопросы возникли даже у членов Градсовета, при всей их лояльности к власти.

Копаться в недостатках концепции смысла нет. Её главная проблема —полное отсутствие концептуальности. Нет никакой цели — просто бессмысленный набор модных штучек: велодорожка, гранитные мостовые, затейливое освещение. Всё в кучу, чем больше, тем лучше.

Никто спорить не будет — прибамбасы украшают жизнь. И каждый готов предложить свой. Но градостроители должны решать те вопросы, о которых обывателям задумываться не обязательно: транспорт, экология, безопасность, инженерные коммуникации и прочее.

Многие удивятся, но сейчас нет пешеходных переходов по бульвару Компроса через поперечные улицы. Да, там переходят, но могут схлопотать за нарушение правил дорожного движения. Это место используется для машин, ожидающих поворота, чтобы они не тормозили поток. На Градсовете это также всплыло. Специалисты подтверждали, что организация пешеходных переходов создаст затруднения для автотранспорта.

Дальше — интереснее: от прибамбаса «непрерывная пешеходная аллея до набережной» власти отказаться не смогли, поэтому будут создавать проблемы автомобилистам! Если бы была цель сделать Компрос более доступным — от прибамбаса отказались бы. Если бы целью был более чистый воздух на Компросе — отказались бы тоже. Но цели никакой нет, если не считать освоение сотен миллионов рублей.

Прежде чем предлагать альтернативную Концепцию благоустройства Компроса, я долго размышлял, какая может быть цель. Компрос вполне функционален, люди на него стремятся, значит, он им в основном нравится и в существующем виде. Задача косметического ремонта стоит всегда — но это не повод тратить почти миллиард!

В итоге я определил цель так: надо сохранить бульвар зелёным! Ну, уж это точно не цель, скажут многие. Скажут те, кто не заметил, что за последние 15 лет с центральных улиц Перми исчезли почти все деревья. Оставшиеся тоже на ладан дышат и к юбилею города точно засохнут.

Можно долго спорить и исследовать, почему это случилось, но факт остаётся фактом — посаженные в советское время деревья стремительно умирают, а новые посадки не приживаются! Обратный отсчёт до юбилея запущен и деревья исчезают одно за другим. И Компрос входит в этот печальный счёт: пробелы у некоторых деревьев уже видны, просто вы не обращали внимание. На эти места ставят скульптуры и стенд.

Так что цель сохранить зелёным хотя бы Компрос, как самую знаковую улицу Перми, — это очень амбициозная цель!

Самый главный фактор смерти деревьев — маленькая площадь открытой земли у ствола, через которую к корням поступает дождевая влага. Достаточно пройтись по улицам, чтобы заметить, что лучше себя чувствуют деревья, расположенные на больших газонах, заасфальтированные доживают последние дни. А на бульваре Компроса ширина газона всего 1,5-2 метра. Этого явно недостаточно для гарантированного выживания деревьев, и последствия этого — чахлые кроны и засохшие уже верхушки отдельных лип.

Ради спасения деревьев на Компросе надо кардинально увеличить площадь открытой земли под ними. Это можно сделать только за счёт пешеходной дорожки по центру Компроса. Да, это жертва. По ней приятно иногда прогуляться. Но с другой стороны — это одно из самых загазованных мест в городе. Нигде больше нет тротуара между двумя трёхполосными автомагистралями. Стоит ли заманивать пермяков и гостей города в такое опасное место гранитными плитами, эффектным освещением и скульптурами?

На самом деле, пешеходов на бульваре мало, так что его закрытие никому проблем не создаст.

Фото: Иван Козлов

Зато на месте дорожки можно будет посадить ещё один ряд деревьев. Это важно потому, что деревья не вечны. Как бы мы не сохраняли нынешние липы, они всё равно исчезнут, и к этому моменту надо успеть вырастить им замену. Посаженный сейчас средний ряд через 20-30 лет будет сам по себе хорош, тогда можно будет спилить остатки нынешних рядов и посадить новые — вид Компроса это не испортит. Планируя весь жизненный цикл деревьев можно достичь непрерывности зелёной ленты Компроса и во времени.

В детали своей концепции я влезать не буду, желающие могут посмотреть в моём блоге. Важна именно концепция, а не детали — ради чего всё делается? Вы можете с моими целями не соглашаться, но цели должны быть! Предлагайте свои! У властей их пока просто нет!

А при производстве работ по укладке гранитной мостовой на бульвар загонят много строительной техники — и кирдык всем деревьям!

Так что достанется не только автомобилистам, но и зелёным! Своеобразная справедливость.

***