X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать

«Может, пора начинать соблюдать закон?» Александр Зотин — о конкуренции в сфере обращения с ТКО

Общественный совет краевого УФАС предложил региональному правительству реформировать отрасль обращения с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО). Антимонопольщики изучили опыт Нижегородской области и внесли свои рекомендации. Председатель Ассоциации ТСЖ «Пермский стандарт» Александр Зотин, входящий в Общественный совет, объясняет, как предложения общественников могут изменить систему обращения с ТКО в регионе.

Первое предложение: ввести раздельный сбор ТКО в регионе. Без этого мы не продвинемся в вопросах снижения уровня захоронения отходов, их вторичного использования и снижения цен на обращение с ними.

Второе: создать правовую основу для оплаты населением вывоза фактического объёма ТКО при осуществлении их раздельного сбора. При использовании нормативов в расчётах за мусор для населения нет никакого смысла раздельно собирать свои отходы, ведь платежи за вывоз мусора не изменятся.

Третье: дифференцировать тарифы на услуги по обращению с ТКО при осуществлении их раздельного сбора, в том числе в зависимости от видов отходов. Раздельный сбор отходов, необоснованный экономически, быстро затухает, не достигает промышленно значимого масштаба. Между тем, разница в тарифах на сортированный и несортированный мусор, например, в Нижнем Новгороде достигает 20 %. В Пермском крае никаких вариантов нет. В сортированном мусоре должны встречаться только полезные фракции. В перспективе можно перейти на более тонкое разделение отходов.

Четвёртое: участвовать в системе обращения с ТКО могут несколько региональных операторов. Как это реализуется в Нижегородской области: разумеется, их деятельность административно привязана к конкретной территории и непосредственно они не конкурируют. Но косвенно большое количество независимых друг от друга регоператоров повышает шансы на здоровую конкуренцию возчиков мусора. Управление внутри меньших систем более гибкое. Также уменьшение площадей обслуживания ведёт к ликвидации перекрёстного субсидирования между территориями. Это в свою очередь ускоряет оптимизацию местных схем обращения с ТКО.

Моё личное мнение — без регоператоров и вовсе можно обойтись, как это было до 2019 года. По факту они оказались посредниками между потребителями и возчиками мусора с неясной пока пользой от такого посредничества. Но меньшее из зол — хотя бы разукрупнение неэффективного монстра «Теплоэнерго», порождённого механической реализацией мусорной реформы и нежеланием прошлого правительства вникать в систему обращения с ТКО.

Пятое: создать условия для применения электронной торговой площадки для отбора перевозчиков ТКО. Электронные торги «Теплоэнерго» применяет и сейчас. Именно их прозрачность и позволила выявить картельный сговор возчиков в 2018-2019 гг. Однако мы предлагаем расширить эту практику и на основных возчиков, например в части заключаемых ими субподрядов.

Шестое: использовать механизмы заключения концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном партнёрстве, соглашений о муниципально-частном партнёрстве в отношении объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения ТКО. Даже при раздельном сборе мусора всегда будет фракция для захоронения. Предложение направлено на интенсивное развитие полигонов.

Седьмое: привести в соответствие с законодательством РФ решения об установлении тарифов на услуги по обращению с ТКО и нормативов их накопления.

В таблице тарифов и нормативов красным обозначены отменённые акты, жёлтым — оспоренные, но с не вступившим пока в законную силу решением. Из неё понятно, что Министерство тарифного регулирования и МинЖКХ не смогли доказать в суде обоснованность тарифов и нормативов на обращение с ТКО. Может, пора начинать соблюдать закон?

Восьмое: обратить внимание на структуру расходов, включаемых в тарифы на услуги по обращению с ТКО, с точки зрения создания условий оптимального развития сфер обработки, обезвреживания, утилизации ТКО, снижения доли расходов на транспортирование ТКО. Действительно, при сравнительном анализе структуры затрат на обращение с ТКО по регионам заметно, что в Пермском крае очень высокая доля затрат на перевозку мусора. Здесь причин, полагаю, две — неэффективная территориальная схема обращения с отходами (просто их далеко возят) и завышенная цена на перевозку.

Девятое: устранить нарушения, выявленные краевым УФАС относительно проведения аукционов на право заключения договоров с региональным оператором на оказание услуг по транспортированию ТКО в границах отдельных территорий Пермского края в 2018 г., результаты которых до настоящего времени влияют на конечную цену услуг по обращению с ТКО. Здесь всё понятно без комментария.

Десятое: увеличить количество лотов при проведении очередных аукционов на право заключения договоров с региональным оператором на оказание услуг по транспортированию ТКО в границах отдельных территорий Пермского края. Это мера направлена на развитие конкуренции. Маленькие и средние перевозчики в принципе не могут участвовать в аукционах «Теплоэнерго» масштаба, например, Свердловского района. А условия их работы в поднаёме удлиняют «пищевую цепочку» посредников и увеличивают конечную стоимость работы.

***

В Общественный совет при Пермском УФАС входят девять человек. В их числе представители Пермской торгово-промышленной платы, краевого Союза журналистов России, Пермского крайсовпрофа, регионального Союза промышленников и предпринимателей «Сотрудничество», Союза защиты бизнеса, а также Ассоциации «Пермский стандарт».

***

Читайте также:

Тест. Много ли вы знаете о проблемах экологии и их решениях?

Раздельный сбор в четыре года. Что не так с планами властей по переработке отходов в Пермском крае

Как жить, почти не оставляя после себя мусора, можно узнать из наших карточек.

Истории пермяков, которые стараются оставлять после себя минимум отходов.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь