X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
17 апреля 2019

Почему нельзя объединять школы в Перми? Объясняет преподаватель Мария Горбач

В Перми убивают очередную школу. Как убивают? Предлагают «лучшее» вместе «хорошего». Остается только понять, кому «хорошее», а кому выгода от «лучшего».

Представьте ситуацию. У вас фирма, сложившийся трудовой коллектив, сложные, но интересные заказы. Вы не боитесь работать с трудными клиентами, от которых конкуренты по каким-то причинам отказались. Есть даже такое, кто приезжает только к вам с другого конца города. Есть сообщество, симпатизирующее вашей фирме. За много лет у вашей фирмы сложились традиции. Чего вам ещё нужно? Только жить и радоваться. Но не тут-то было! Приходят те, кто мало что понимает в вашем деле, и объясняют вам, что ваши узкие специалисты могут быть легко заменены одним для нескольких фирм. Что здание своё вам не нужно, можете с конкурентами в одном офисе посидеть. И что клиентам вашим всё равно, какая вывеска будет реять над более масштабной структурой. И заодно объясняет, что вам эти перемены очень нужны. Ой, забыла: директором вашей фирмы назначат людей со стороны. Ну, им-то всяко виднее, чем вам! Я думаю, что любой здравомыслящий бизнесмен от таких перспектив бегом побежит.

А школы безболезненно объединять можно? Нельзя!

Педагогический коллектив — это сообщество профессионалов, которое складывается долгие годы (а порой не складывается вообще!) Не поверите — учителя тоже срабатываются! То есть пристраиваются к стилю и особенностям коллег, ищут общие места, договариваются в интересах детей, сотрудничают и ставят совместные цели, поддерживают стратегическую линию школы, которая у каждой своя. Нельзя взять и соединить два коллектива без вреда для процесса.

Школьная среда. Вы часто в школах бываете? Я — часто. В некоторые заходишь и всё вокруг заинтересовывает. А в другие и заходить не хочется — так бы с порога прочь помчалась. Долго могу описывать, из чего и как особая школьная атмосфера складывается: дружественность детей и взрослых, удобство пространства, уют столовой, наличие пространств для «укрытия» и «передышки»: библиотека, столовая и другие места. Вот эта среда в каждой школе своя. И создается она коллективно — учителями, детьми и родителями. Пожалуй, это самое сложное сегодня в школах, мало где есть среда высокого качества.

Теперь математика оптимизации. Два педагогических коллектива сливаются в один. Думаете, слияние произойдет легко и гармонично, учитывая, что большинство учителей категорически против? Нет, ломать будут несколько лет! Я работала в «объединенных» школах, когда школу № 86 объединили с школой № 149. Как вы думаете, сколько учителей из школы № 86 осталось в № 149? Несколько! Остальных смыло объединением. Не выиграла и школа № 149. Она стала гимназией № 10, но уникальность утратила. Кто победил — тот проиграл.

Две среды не сложатся в одну новую. А если сложатся, то через несколько лет на плечах, судьбе и жизни тех, кто сейчас учится! Родители должны заплатить судьбой своих детей за грядущее счастье непонятно кого?

Из двух коллективов и сред не сразу получится новое. И мы не можем сказать получится ли вообще что-то, ибо оптимизаторы не берут на себя ответственность по психологическому и иному сопровождению процесса слияния двух очень разных организаций. Что грядет? Борьба и противостояние детей и взрослых по принципу «наш» — «не наш», «вас здесь на было, когда мы...», «зачем вы пришли в нашу замечательную школу?».

Два плюс два — не даст нам пять, скорее выведет в минус два. Вот такая образовательная математика.

***

  • О намерении департамента образования Перми объединить две школы № 48 и 49 стало известно в начале ноября прошлого года. Родители возмутились, они считают, что педагоги будут перегружены, а школа № 48 потеряет своё историческое здание. В департаменте образования говорят, что школа № 48 занимает последнюю строчку в городском рейтинге. А за счет слияния ресурсов и кадров школа сможет предоставить детям и родителям больше образовательных возможностей.
  • В том же месяце учителя школы № 48 написали обращение в департамент образования, краевой минобр и губернатору. Они просили назначить нового директора, отремонтировать здание школы и выступили против слияния школ № 48 и № 49.
  • В конце марта на сайте городской администрации было опубликовано постановление о том, что на базе двух пермских школ № 48 и 49 городской департамент образования создаст МАОУ «ТраеКТОриЯ». До этого председатель Совета Рабочего Посёлка Анастасия Мальцева обращалась в прокуратуру, чтобы она дала правовую оценку действиям городских властей по объединению двух школ. Прокуратура их не нашла.
  • Сегодня, 13 апреля, учителя, родители и дети вышли на митинг объединения городских школ № 48 и № 49, а накануне провели перформанс «Обнимашки».